Лесная тайна

      У царя Алексея и царицы Марии родился сын Ванечка, в котором они души не чаяли. И хорош был малыш и пригож, глаза лазоревые, кудри золотые. Когда царевичу исполнилось четыре года, царь решил отпраздновать его день рождения, и ни где-нибудь, а в лесу, на лоне природы, на зелёной лужайке среди берёз.

      И вот, большая компания из царских особ, придворных и гостей прибыла в лес. Слуги расстелили для них на траве скатерти и приготовили всевозможные яства. Всем было очень весело. Царевич Ванечка был с няней, которая с него глаз не спускала.

      А в том лесу жили маленькие лесные человечки. Жили тихо, неприметно, умели прятаться. А если где-то изредка случайно вдруг встречались с обычным человеком, то тут же превращались в невидимок и исчезали, как и не было их. Умело замаскировавшись, человечки наблюдали за праздником. Когда ещё увидишь царских особ. Красота и обаяние маленького Ванечки  привела их в восторг. «А что если нам похитить его? – подумали они. – Пусть он живёт с нами и радует своей красотой. А когда вырастет, мы сделаем его своим царём. Царь с царицей погорюют, забудут его да и родят себе других детей».

      Вообще-то лесные люди по своей натуре были добрыми, зла никогда никому не причиняли. Но в этот раз не удержались. Один из них, Афоня, тихонечко стащил со скатерти бокал, налил в него родниковой воды со снотворным и незаметно поставил рядом с няней. Малыш бегал по травке, няня Люба наблюдала за ним и тут увидал рядом с собой бокал с водой. «Вот спасибо тому кто обо мне позаботился», - подумала она, выпила воду и тут же уснула.

       Афоня, который был ростом ниже царевича, подошёл к нему и сказал: «Давай поиграем в прятки. Пойдём со мной!» Ваня принял его за живую куклу, заинтересовался да и пошёл. А у лесных человечков неподалёку был подземный ход и целое убежище. Его они вырыли с помощью кротов. Туда они и увели ребёнка.

      Всего через пару минут царица спохватилась и увидела, что её сыночка нигде нет, а няня спит. Её разбудили, но она ничего не смогла сказать и сама пришла в ужас. Все немедленно принялись за поиски царевича, но не нашли его.

      Один из слуг, родом из деревни неподалёку, рассказал, что здесь живут маленькие лесные человечки, которые до сих пор были безобидными, должно быть, они и похитили царевича. А злых людей и разбойников в этих местах отродясь не водилось.

      Царица кричала: «Верните мне сына, вы получите что хотите, всё будет исполнено!» Но никто на её мольбы не отзывался. Ещё целый месяц солдаты, слуги, крестьяне безрезультатно обыскивали лес. Царь и царица были безутешны в своём горе. Годы шли и у них больше никто не родился.

      А лесные человечки очень обрадовались, что заимели царевича. Когда он плакал и просился к матушке, батюшке и нянюшке, они заговаривали его волшебными словами, поили настоями, от которых он забывал кто он и откуда. Ванечка подрастал и был, казалось, всем доволен. Прошло время, ему было десять лет. Мальчик уже понял, что когда он начинает расспрашивать о себе, его заговаривают и поят какими-то снадобьями, и решил сделать вид, что его больше не интересует его непонятное прошлое. Лесные люди были довольны и всё реже и реже присматривали за ним.

      Ваня свободно ходил по лесу, выучил язык птиц и зверей, а, увидев человека, ловко маскировался, как его научили его друзья. И вот однажды, немного устав, он прикорнул под деревом и услышал, казалось бы, невинное щебетание двух сидящих на берёзе птичек.

      - Глянь-ка, - щебетала одна. – Ванюшка-то наш спит. Довольный ходит, весёлый, всё ему нипочём, фью-фью!
      - Должно быть, совсем забыл, что лесные люди похитили его и не знает, что родные батюшка и матушка до сих пор безутешны в своём горе, тоскуют о нём и надеются, что когда-нибудь он вернётся в отчий дом, - поддакнула подружка. – Фью-фью!

      Птички вспорхнули и улетели, а Ваня задумался. Его похитили? Зачем? Кто его мать и отец? Как узнать свою тайну и вернуться домой?

      Прошло несколько дней, и Ваня, который собирал в лесу землянику, увидел на поляне женщину и мальчика. Женщина сидя на траве стонала и гладила свою ногу. Раньше, увидев обычных людей, он немедленно исчезал, как учили лесные человечки, но в этот раз решился и вышел на поляну: «Здравствуйте, - сказал он, - что случилось?»

      Незнакомцы тоже поздоровались с ним, и женщина рассказала, что они заблудились, очень устали, проголодались и вдобавок ко всему она ушибла ногу о корягу и не может идти дальше. У Вани была с собой холщовая сумка, в которой имелись краюха хлеба, вода и даже волшебная мазь от лесных человечков. Всё это он с добрым сердцем предложил путникам.

      Женщина помазала ногу, потом они с сыном подкрепились и почувствовали себя лучше. Звали их Нюра и Костя. Нюра стала расспрашивать мальчика, кто такой и откуда. И его потянуло на разговор. «Я сам не знаю, кто я такой, знаю лишь, что зовут меня Ваня и я давно живу в лесу. Я понимаю язык птиц и животных и недавно узнал из разговора двух щебечущих между собой птичек, что когда я был маленький, лесные люди похитили меня и с тех пор я живу здесь. Нет, я уже не обижаюсь на своих маленьких друзей, они добрые и любят меня, и всё-таки как бы я хотел узнать, кто же я такой и вернуться в дом своих родителей.

      И тут Нюра вспомнила об исчезновении царского сына. Тогда всё царство-государство вдоль и поперёк обыскали, но не нашли его. Но она ничего не сказала Ване и, попрощавшись, ушла с сыном, объяснив, что уже вспомнила, в какой стороне её деревня, и пообещала навещать мальчика.

      Вернувшись домой в свою избушку-развалюшку (а она была бедная вдова), Нюра сказала сыну: «Ты обратил внимание, что это лесной мальчик чем-то похож на тебя? У вас у обоих глаза лазоревые, такие редко бывают, локоны золотые, одинаковый рост и примерно один возраст. Сдаётся мне, что Ваня – царский сын, пропавший шесть лет назад в лесу. Давай я отведу тебя в царский дворец, скажу что нашла тебя в лесу. Расскажешь царю то же самое, что Ваня рассказал нам, и они поверят, что ты их сын».

      - И я стану царевичем, а когда-нибудь и царём? – изумился Костя.
      - Станешь, если будешь хорошо притворяться! – подбодрила сына мать.

      Обсудив во всех подробностях свой гнусный план, заговорщики отправились во дворец. Царь с царицей чай пили, как вдруг вошёл слуга и сообщил, что пришла какая-то женщина и привела с собой мальчика лет десяти, сказав, что якобы нашла его в лесу. Она думает, что он ваш сын. Царица  уронила чашку и закричала: «Веди их сюда!» Те вошли и низко поклонились.

      - Ваше Величество государь батюшка! Ваше Величество государыня матушка! – начала женщина. – Я бедная крестьянка, собирала в лесу грибы-ягоды, ушибла ногу, не могла идти, была истощена. И вдруг ко мне подошёл вот этот мальчик. Он накормил, напоил меня  и дал хорошую мазь для ноги, которая мне помогла. Мне тоже захотелось сделать для него что-нибудь хорошее. Я стала расспрашивать его кто он и что. Он рассказал о себе как мог. И вот я привела его сюда. Теперь пусть он сам всё и расскажет.

     У мальчика были лазоревые глаза и золотые кудри. Одет был в простую рубашку с пояском. Он подошёл поближе и сказал:

     - Я вырос в лесу. Обо мне заботились маленькие лесные люди. Не помню когда и как я оказался у них. Очень плохо помню первые годы свое жизни. Это был большой дом, дворец, как этот, любящие батюшка и матушка, много слуг, игрушки. Но когда это было, не помню. Я встретил в лесу эту женщину, рассказал ей о себе и тогда она вспомнила, что шесть лет назад в лесу пропал ваш сын царевич Ванечка. Так ведь и меня Ваней зовут…

      Тут царица не выдержала, слёзы хлынули из её глаз и она кинулась к мальчику и стала целовать его. «Сыночек мой любименький, хорошенький, пригоженький! Глазки лазоревые, кудри золотые! Мой, мой ребёнок!» Царь тоже признал его, стал обнимать и целовать.

      С того дня воцарилось во дворце счастье. Батюшка и матушка не могли налюбоваться на своё чадушко, без конца ласкали его, целовали и задаривали подарками. Может быть в глубине души они и подозревали, что Ваня не их сын, но истосковавшимся сердцам так нужно было излить наконец всю свою накопившуюся любовь, что они гнали эти мысли прочь.

      Нюре предложили жить во дворце. Хочешь работать – работай, не хочешь – отдыхай, живи в своё удовольствие. Она выбрала второе. Вдоволь спала на мягких перинах, хорошо ела, гуляла по саду. В деньгах ей отказу не было. В будние дни она ходила по лавкам, а в базарные – на ярмарки. Покупала себе наряды, всякие безделушки и воду пахучую французскую. Ходила теперь вся в бусах, напомаженная и пахла как цельная парфюмерная фабрика. Ещё научилась на слуг покрикивать, а то и пинка давать.

      Няня Люба, которую царь отослал когда-то в дальний монастырь, узнав о возвращении мальчика, сбежала оттуда и явилась во дворец. «Позвольте мне рядом быть с любимым моим Ванечкой, - попросила она. – Хочу вину искупить. Не нужны мне деньги, даром служить буду». Хотел было царь прогнать её прочь, но царица разрешила остаться.

      Однако, увидев Ваню, няня засомневалась, что он царский сын, но виду не подала, а решила ему хорошо служить и со временем всё проверить. Пошёл как-то Ваня в баню, попарился, помылся, а когда вернулся в опочивальню, няня стала помогать ему одеваться. Ненароком взглянула на локоть левой руки. Когда царевичу было года полтора, он упал на острый камень, рана зажила, а шрам остался. У этого мальчика шрама не было. Зато на плече правой руки заметила она небольшое родимое пятно с копеечку. У царевича такого пятна не было.

      Что ж, подумала няня, шрам мог зажить, а пятно могло появиться, и решила дальше наблюдать. Ещё через несколько дней задала мальчику вопрос: «Ваше Высочество, Ванечка любезный, в тот день, когда вам исполнилось четыре годика, утречком , когда вы изволили проснуться, подарила я вам иконку маленькую с божьей матерью на серебряной цепочке. Я её вам на шею повесила. Вы так радовались. Не сохранилась ли она у вас?»

      - И-иконка? – пролепетал мальчик и побледнел. – Н-нет, не помню. Может, я её потерял, а может лесные люди забрали её у меня.

      Но тут вошла Нюра и заорала на няню: «А ну пошла вон! И откуда ты только взялась!» Няня ушла в свою комнату, что была рядом с опочивальней царевича. Между ними была стена, а в стене окошко. Раньше няня, если ненадолго уходила, всегда могла в окошко приглядывать за своим чадушкой. Сейчас на это месте висела картина, так что слышимость была прекрасной. Затаившись, она прислушалась и…

      Мальчик кинулся к Нюре: «Матушка, боюсь я, а вдруг всё откроется, не миновать беды. Я чувствую, что няня подозревает, что я не царевич, она так странно на меня смотрит да всё расспрашивает». Нюра же ответила ему: «А ты пойди к царице-матушке и пожалуйся на неё, мол, грубит тебе, плохо прислуживает, её и прогонят. А с настоящим царевичем я разберусь, он исчезнет навсегда».

      С этими словами Нюра, оставив мальчика, отправилась на кухню. Там пекарь только что вынул из печи несколько румяных пирогов. Оттолкнув ошалевшего пекаря, она схватила с противня три горячих пирога, завернула их в тряпку, сунула в корзинку и, наорав на ни в чём не повинного человека, ушла из кухни. При выходе из царских ворот, объяснила стражнику: в лес пойду по грибы, его Высочеству жареных лисичек захотелось. По дороге заглянула в лавку и сказала приказчику: «Дай-ка мне яду крыс травить!»

      Теперь проходимка, покинув город, и впрямь отправилась в лес. По пути умяла два здоровенных пирога, а тот что поменьше, слегка надломила и высыпала туда ядовитый порошок. «Небось рассосётся», - решила она. Не видела негодяйка, что следом за ней идёт няня Люба. В лесу, на известной ей полянке Нюра остановилась и негромко закричала: «Ваня, Ванечка, иди сюда!»

      Прошло немного времени и на поляне появился Ваня. Обрадовавшись встрече, он обнял женщину: «А где же ваш сын Костя?» - «Костик гостит у родственников в соседней деревне, а я решила тебя навестить. Пирог тебе испекла, на-ко, дитятко, поешь домашнего». Пирог был такой ароматный, ещё тёплый, Ване даже показалось, что когда-то давным-давно он уже ел такие пироги, но где и когда?

      Только он было собирался отломить кусок, как вдруг на поляну вбежала женщина. «Не ешь, отравишься!» – закричала она. От удивления мальчик уронил пирог и уставился на женщину. Будто молния какая-то озарила его сознание и он узнал её: «Няня, нянюшка моя! – воскликнул он. Торопливо расстегнув рубашку, он достал оттуда иконку божьей матери с младенцем. – Это же ты подарила мне эту иконку, которая берегла меня все эти годы». - «Ванюша, ты узнал меня!» – кинулась она к нему.

      Но ей навстречу дикой кошкой метнулась Нюра. Подобрав здоровенную корявую палку, ударила ею няню по голове. Люба упала. Мальчик был в шоке. Проходимка повернулась к мальчику и с ненавистью взглянула на него: «Теперь твоя очередь, паршивец, не быть тебе во дворце. Там сейчас мой Костик живёт и твои родители его за своего сына принимают. Я своего счастья не отдам!» - И замахнулась палкой.

      Ваня побежал от неё и закричал: «Помогите! На помощь!» Тут со всех сторон стали появляться лесные человечки. Они накинулись на Нюру, хватали её за ноги, подол платья. Она же, будучи женщиной крупной, физически сильной, без труда раскидала с десяток маленьких Ваниных друзей и схватила его. Он никак не мог отбиться. Казалось, мальчику конец. Но его крик о помощи услышали не только лесные люди, но и другие обитатели леса. Ведь за все годы проживания в лесу он не обидел ни одной зверушки, ни одной пташки. Незаметно в траве приползла змея и обвила ногу женщины. В пылу драки с мальчиком Нюра не заметила змею и вдруг страшный укус заставил её закричать, и она замертво упала. Ваня был спасён, а змея тихо уползла.

      Лесные люди кинулись на помощь няне Любе. Они были прекрасные лекари, владели многими тайнами врачевания и оказали помощь и побитому  мальчику и его няне. Вскоре они уже могли отправиться в путь. Друзья пошли их проводить. На краю леса Афоня сказал:

      - Простишь ли ты нас? Разум наш помутился, когда мы похищали тебя. Мы давно собирались тебе обо всём рассказать, да никак не решались.

      - Я то может и прощу, - ответил Ваня, - потому что вы пришли на помощь,  помогли мне и Любе, но простят ли батюшка и матушка?

      - Значит пора нам уходить из этого леса. Прощай, няня Люба! Прощай, Ванечка! Мы тебя любим и не забудем никогда.

      И вот царевич вернулся во дворец. Он сразу стал вспоминать кого как зовут, где что находилось, свои проказы. А как вбежал в покои батюшки и матушки, так они его сразу признали. И не потому что у него глазки лазоревые и кудри золотые, а потому что сердце подсказало.

      Позвали Костю. Он как увидел Ваню и узнал о смерти матери от укуса змеи, так и расплакался от горя, стыда и безысходности, и во всём повинился. Царь хотел было его казнить, но няня и Ваня уговорили его не делать этого. Мальчика отдали в бездетную трудолюбивую семью, чтобы научили его там уму-разуму и профессии хорошей.

А царь Алексей, царица Мария и их сын Ваня зажили в мире, добре и согласии. Тут и сказочке конец.


Рецензии
Очень интересно и поучительно. Легко читается.
Успехов Вам и радости,

Лидия Алексеева 2   04.08.2017 10:16     Заявить о нарушении
Дорогая Лидия, спасибо за ваше хорошее мнение. Рада, что сказка вам понравилась. Всё-таки добро победило зло.

Татьяна Азарова Плесовских   04.08.2017 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.