Рай Андрея Кончаловского
Еще из открытий режиссера:
– если рая нет на земле, то это не повод не совершать богоугодных поступков;
– милосердие и русский – это синонимы;
– русские своими жертвами спасли мир, но мир этого даже не заметил.
Признаться, я думал, что вся картина построена только на исповедях, а оказалось, что это еще и классно снятая и рассказанная история о русской женщине, которая пыталась ЖИТЬ на краю у смерти – в фашистском лагере. Есть в фильме и другие герои – француз, он арестовал русскую за помощь еврейским детям, есть немец, фашистский чиновник, влюбившейся в русскую и пытавшейся ее спасти. Вот на немце и остановимся (с нашей-то все ясно, что с этих «сердобольных дур» взять!).
Перед нами фанатик, он истово грезит новым раем, идеей сверхчеловека. При этом очень любит русскую литературу, особенно Чехова. Вот только, как и все европейцы (за редким исключением) он в нашей классике (и в Чехове особенно) не понимает почти ничего. Для него это лишь сюжет, лишь мысли о гуманизме, в лучшем случае, он видит в русской прозе попытку исследовать, как низко может пасть человек.
Но русская классика не об этом. Наоборот. Она о том, как высоко может человек взлететь. Как он может попасть в рай уже на земле, или хотя бы задеть его своими крылами…
Отсюда и полное непонимание русских за границей (бытия? духовности?), а то, что западные товарищи не понимают, то они ненавидят. И тут я должен сказать банальную, но очень верную фразу: «Рай» Кончаловского – это не про сороковые годы 20 века, это про всегда! И про сегодня тоже.
Им никогда не понять нашего рая, а их рай для нас всегда будет адом. Точка. Внимание на экран. Облака разверзаются.
Свидетельство о публикации №217060200039