Слово мир на первом месте

     Как-то в санатории за обеденным столом я познакомился с женщиной «начинающего пенсионного возраста». По профессии – учительница истории. Проживает в зоне АТО. Поэтому наши общие разговоры часто переходили на военную тему. Я хотел представить себе, как живут, как выживают люди на войне и, тем более, женщины. Моя знакомая могла часами наматывать километры (т.е. беспрерывно плавать) в местном пруду и не от хорошего здоровья, как я вначале подумал, а скорее наоборот, чтобы хоть как-то его улучшить. С ней интересно было поговорить о школьном образовании. Но, на вопросы о войне отвечала неохотно, часто раздражалась и обвиняла нас, живущих в тылу, в позорной бездеятельности, в неоправданной умиротворенности, в то время, как им приходится выживать, в мирное время терять самое дорогое - своих детей, внуков, родителей. Вывод один - «Вам этого не понять!»
     А, война разбросала по свету их когда-то дружную семью. Три последних года муж живёт в одиночестве, заболел тяжелой неизлечимой болезнью, недавно перенёс операцию. И никого из семьи нет рядом. Поговорить с женой, которая живёт далеко за непреодолимыми блокпостами и линией разграничения можно только по телефону и то не всегда. Между ними фронт. Родная дочь не выдержала постоянных артобстрелов и уехала работать в очень далекую страну. А её почти взрослая дочь заканчивает школу. Это теперь у бабушки единственная радость в жизни. Девочка очень талантливая - поёт на разных языках, неизменная победительница олимпиад разного уровня, особенно по истории. И тоже мечтает стать историком. Ведь бабушка всю жизнь преподаёт историю и право.
     Она необычная учительница и её за это очень уважают ученики, что её уроки - это спектакли по теме, где основные актёры это школьники. Она с учениками очень часто бывает в местном историческом музее, где и проводит уроки.
     Если бы Заслуженному учителю Украины еще бы Бог здоровья дал. Потому, что делает вид, что всё в порядке, а с десяток серьёзных заболеваний уже имеют место быть. Уроки приходится проводить в холоде, под угрозой жестоких артобстрелов, от которых ничего не спасает, от которых недалеко и до умопомрачения.
     Вот несколько сообщений, записанных мною по Интернету, присланных за последние полгода, без правок и дополнений.
     «Если бы вы знали, как нам живется на самом деле... Сегодня подъем был в З ч. 15 мин. ночи. Воды снова нет. Ночь прошла кошмарно... Хорошо внучка спала и не слышала взрывов. У меня паника ... Наверное, придется уезжать, но куда, ведь уже уезжали и знаем, что нигде нас не ждут. Ладно, я бы была одна, но ведь со мной ребенок.
     Сейчас уже поздно, но нам снова не дают спать... И так до утра. Тут и до инсульта недалеко. Стрельба доводит до исступления, по звуку что-то страшное. Тем более, холодно и живем в блочном доме. Аж окна дрожат... Дети пишут в компьютере, что было видно, как летят снаряды. Короче, если от нас не будет ответа, значит ... Всего можно ожидать... Понятно, я очень нервничаю. Успеть бы выскочить, если что...
     Сегодня ездила в больницу и своими глазами видела, как в поликлинике от взрывов вылетели окна. Хорошо, что ночью, кроме сторожа, людей не было, но рядом ведь стационар. У другой семьи крышу снесло, гараж разнесло, на машину плита упала и т. д. Вчера раньше начали обстрел и раньше закончили, но наш тревожный чемоданчик снова на видном месте ... Главное, мы с внучкой юморим, как и куда будем «драпать». Вчера со мной что-то непонятное происходило - напугала ребенка: открывала холодильник и влетела в него, завалила все полки, но ничего не разбила. Потом смеялись до слез т. к. внучка изрекла, что нужно позавидовать тем, кто умер молодым и не мучился, как "некоторые". Думаю, это издержки нервных ночей. Сейчас пока тихо. Дома я включила отопление, у нас свой котел, а в школе завтра снова сокращенные уроки, но в классах холоднее, чем на улице. Я уже простыла, но лечусь народными средствами. Мой доктор приказал мне не поддаваться на провокации и держать под контролем нервы и давление. Вдобавок я сегодня сломала ключ, пришлось просить соседа о помощи. Короче, раньше не замечала роль мужа, а теперь всё, как назло, ломается, ножи тупые и все приходится кого-то просить.
     Ну вот, сглазила. Начали стрелять. Да сколько же можно?!
     Ночь прошла почти нормально, слышны были вдалеке тяжелые орудия и поэтому я не могу спать спокойно, ведь где-то страдают люди. Некоторые говорят, что это же не по нам. Но, извините, меня это не успокаивает.
     День напряженный т. к. 5 уроков в холоде. К концу уроков охрипла. Отопление включили, но школа остыла и было очень неуютно. Слушала музыку из Интернета. Мне понравилась мелодия из к-ма "Долгая дорога в дюнах". Я попрошу, чтобы сыграли для меня вместо похоронной, но знаю, что не выполнят и я не смогу возмутиться. А на подушечке понесут награды всякие - за заслуги перед районом и перед городом. Мне их раньше часто вручали.
     Печально... никто не знает, что несет нам день грядущий. Сегодня был просто капец! Стреляли так, что вы себе представить не можете и рассказать невозможно. Самое "интересное "происходит сейчас - пишу под грохот канонады (внутри все обрывается). Никогда нельзя привыкнуть к такому уродству. У нас гремят даже днем, наверное салютуют в честь победы Трампа. Достали! Грохот  был таким, что ухватила поджелудка, отнялась правая нога и сел голос. Позвонила коллеге в 23 ч. 30 мин - у нее также хрипы вместо голоса. Так скоро станем инвалидами. Я не шучу, уже не до шуток, тем более со мной ребенок. Просто я не рассказываю о своих проблемах. У вас рядом семья и не нужно куда-то пробираться, а я одна с ребенком на линии огня.
      Давно не было такого обстрела, как вчера вечером. По-хорошему завидую тем, у кого тихо и все на месте. Раньше смеялись над лозунгом "Мир! Труд! Май!", а теперь только понимаешь, почему на первом месте слово МИР. У меня на нервной почве такое головокружение, что не могу встать, не знаю, как завтра идти на работу.
      Хорошо, что скучать некогда, а главное, что бы было тихо. Во время тишины расслабляешься и уже не веришь, что такое было.
      Сегодня рано начали стрелять. Слушала прилеты чего-то очень тяжелого. Хорошо, что слушала, а не ощущала на себе. Горит весь горизонт. Дрожат окна. Самое страшное, что для нас все может закончиться в любой момент.
      Часто болею, еле передвигаюсь. Но, люди делают комплименты и, слава Богу, не замечают, что мне приходится прилагать максимум усилий, что бы нормально передвигаться. Короче, ввожу окружающих в «оману». Учитель, как всегда, должен быть на "боевом " посту. Главное – работа. Жду конца учебного года, мечтаю об отпуске».
      На фотографиях её уроков я не заметил безразличных лиц. Вид у учеников довольно деловой, профессиональный, глаза умные и серьёзные. Они сейчас заняты делом. Они сейчас на уроке – пресс-конференции с помощью учителя решают судьбы Америки, Европы и всего мира 20-30 годов.
      О своих учениках Учительница говорит, что дети лучшие люди на земле. Ей удалось их не только заинтересовать, но и зажечь. Они одержимы, как и их учитель, предлагают ей усовершенствованные варианты нестандартных уроков. Ученик, которого год назад ей с трудом удалось уговорить участвовать в олимпиаде, говорит, что ему приснился новый вариант урока-пресс-конференции, то как тут откажешь им в его реализации. Правду говорят, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь! «Так что я счастливый человек. Ну, а чего большего можно ожидать от своей профессии, кроме, как признания тех, для кого работаешь - своих учеников».

     2016-2017


Рецензии