Текст про Хоттабыча и кости

По ряду соображения хочу, чтобы данный текст был здесь.

Я чувствую сильную потребность написать о своем отношении к истории Юрия Дмитриева, который много лет исследовал в Карелии места массовых захоронений расстрелянных в годы Большого террора. Во мне болезненно отзываются все обстоятельства, изложенные в статьях о нем. Разумеется, я ни секунды не верю в предъявленные обвинения. Более того, я опасаюсь, что вся эта грязь, в которой пытаются измарать доброе имя, не в силах пристать к светлому человеку, многократно аукнется. Надеюсь, что здравый смысл победит и обвинения снимут.
Но для меня важна сейчас сама тема. Нам всем как народу необходимо научиться хоронить и оплакивать своих мертвецов. Мне, кажется, его труд именно об этом. Мы слишком привыкли прятаться от ужасных правд. Мы стыдимся крепостного права, которое отменили чудовищно поздно, ужасов революции и гражданской войны, той высокой цены, какую пришлось заплатить за победу во Второй мировой и, наконец, кровавой уродливой правды Большого террора. На мой взгляд, это невроз национального масштаба, и мы все заражены им. Очень трудно даже взглянуть в ту сторону, потому что видеть кости, а за костями исковерканные жизни невыносимо. Но смотреть нужно. Нужно оплакивать и горевать, потому что это естественно для человеческой психики. И только так можно справиться с болью.
Я глубоко убеждена, что корни многих наших национальных напастей берут начало именно здесь. Этот жуткий иррациональный страх, эта неспособность действовать и мыслить независимо, эта нездоровая потребность в шварцевском драконе и вера в его непобедимость. И все ведь не снаружи, а внутри нас, в нашем сознании находится и диктует правила игры. Ведь даже когда мы боремся (возьмите любой исторический пример) мы не делаем это разумно. Мы кричим и несемся, сломя голову, на вилы, и лучшие из нас первыми попадают под удар. И все, что написано в Золотой век, удивительно созвучно теперешнему времени. Вдумайтесь, при Пушкине были те же беды, те же самые вопросы мучали умы. Возьмите любой отрывок из Салтыкова-Щедрина, и он подойдет к этому дню. Ведь дико же осознать: нам не хватило двух столетий, чтобы хоть немного преобразиться. Мы сменили власть, строй законы и остались прежними.
В статьях про Юрия Дмитриева несколько раз звучала мысль, что он раскопал дракона, который его же и проглотит. Мне думается, это не так. В тех могилах не было дракона. И то, что он делала, было наполнено глубочайшей любовью и состраданием. А эти чувства всегда будут надежным амулетом для того, кто их несет. Дракон всегда прятался в живых и прячется до сих пор. Но когда мы его замечаем, он злится и пытается запугать. И поступает так от слабости. Я не верю в абсолютное зло. Я верю, что причина страданий в невежестве. И во всем, буквально во всем можно обнаружить Бога. Хотя разглядеть Бога в тех могилах под силу разве что святому или мистику. Но я верю, что Он там присутствует, в тех история, в тех судьбах. Я не знаю, как, я не понимаю, в чем, мне пока достаточно одной веры. И не случайно человек по прозвищу Хоттабыч, найдя останки, не смог отвернуться. Видно пришло время, похоронить и оплакать своих мертвецов, чтобы живые могли жить дальше.
Храни Бог Юрия Дмитриева и его близких, и особенно его приемную дочку! Пусть семья воссоединится, и будет жить в мире и счастье! Молюсь всем сердцем!
02.05.2017
http://les.media/articles/406627-delo-khottabycha
https://openrussia.org/notes/710011/


Рецензии