Уроки жизни

               
 
                День со своей суетой и проблемами лихих девяностых годов близился к вечеру. Я полностью была погружена в раздумья о хлебе насущном. Сложно на одну мою зарплату содержать еще троих членов семьи, собаку и кота. Но безработица процветала, и поколение сорокалетних было потеряно в этом мире. Еще недавно везде требовались рабочие руки, а сегодня по этим рукам безжалостно били, обрекая на жизнь возле черты бедности. Мы, как умели, балансировали, пытаясь не потерять веру и любовь, не растерять свою гордость, человечность и не упасть.
                Не успела прилечь в своей спальне на постель с бабушкиной Библией, которую случайно обнаружила на антрессолях, как минут через двадцать  раздался звонок в дверь. На пороге стояла немного смущенная соседка Шура с третьего этажа, принесла целую миску котлет «для кошечки и собачки». Я ее сердечно, но с удивлением на лице, поблагодарила. Положила в миски для  Микки и Юсика по котлетке. Они с радостью накинулись на неожиданную радость, урча и повизгивая.
Шура почему-то виновато продолжала оправдываться:
-Вот, сыну в дорогу нажарила два дня назад, а он нос воротит. Говорит, что котлеты уже не свежие. Так лежали же в морозильнике. Чего им сделается там, правда?
                Я кивала согласно головой, вспоминая ее упитанного сына, которого воротит не только от котлет, но уже от всего мира. Он даже не здоровается с соседями, нагло и высокомерно глядя в глаза при встрече. Единственный сынок у обеспеченных родителей.
Вскоре Шура закончила свою тираду, попрощалась и ушла.
               А я, стоя с полной миской котлет в руках, размышляла о том, почему люди делая хорошие поступки так смущаются и теряются? Потом мои мысли перескочили на ужин, автоматически я принялась откусывать от котлеты. Вкус был отменный, сразу было понятно, что любящая женщина  готовила для своих близких людей. Решение пришло молниеносно: разогреть «щедрые дары» с макаронами. Вскоре семья с удовольствием уплетала вкусный ужин. А я опять размышляла о том, есть ли Бог на свете? И склонялась все больше к тому, что он есть и действительно заботится о тех, кто нуждается в заботе. И еще я думала о том, что бедность даже иногда делает человека счастливым. И учит радоваться и довольствоваться малым, перешагивая через свое гордое «Я».
          Спустя несколько дней я опять лежала вечером в нашей спальне с Библией в руках, пытаясь в ней найти ответы на свои вопросы. Безработный муж с сыном смотрели телевизор в гостиной комнате. И опять  раздался звонок в дверь. Другая соседка  по лестничной площадке Раиса,которая часто пользовалась нашим настольным телефоном ранним утром по выходным дням. Дети в своей спальне ворчали, что тетя Рая громко кричит в трубку и мешает им спать. А я объсняла им, что ей звонят родственники с другого конца света, откуда можно дозвониться только на рассвете. И что настольных телефонов на весь большой пятиэтажный дом пока только два.
 Соседка держала в руках рулон белых обоев. Еще недавно все на них были просто помешаны. Но не я с нашей устаревшей мягкой мебелью и не менее жалкими доходами.
- Тебе нравятся такие обои? – начала издалека соседка.
Думая, что она приобрела их для себя, я охотно подтвердила:
- Очень нравятся.
- Видишь, рисунок как бы выбит? Такие хорошо в спальню, например, - расхваливала обои Раиса.
Я покивала головой, как китайский болванчик, не в силах даже позавидовать чужой радости. Каждому - свое.
Неожиданно соседка исчезла прямо на глазах вместе с рулоном. Я не успела закрыть за ней дверь, как через несколько секунд она появилась передо мной со связкой рулонов:
- Возьми себе, если нравятся. Я тут уборку делала, а они мешают.
- А чего себе же и не поклеила?  - слегка удивилась ее щедрости, зная, что Раиса, довольно-таки, прижимистая женщина.
- А дочка не захотела! На мою Ульку разве угодишь?!
- Рай, у меня с деньгами сейчас туго, ты же знаешь, - напомнила ей о своей проблеме.
- А не надо! Зачем? Мы ей другие купили уже!
Бедные родители. И тут единственное чадо «правит балом». Вот, что значит – потакать детским капризам, когда есть деньги. Может, мое счастье в том, что у меня никогда не было достаточно денег для пустых трат, отсюда и трое сознательных детей без всяких закидонов? Дети, которые стараются хорошо учиться, чтобы потом мне помогать. Или Бог подарил мне уже таких понятливых и заботливых людей?
         Тем не менее, я была очень признательна и этой соседке. Мысленно поблагодарила Бога за его заботу и хороших соседей, которых он мне послал. И еще я тогда поняла, что прощаюсь со своей гордыней и учусь принимать от чужих людей помощь, больше не надеясь только на себя.




               


Рецензии
Помню девяностые. Страшное было время. Но все же всегда искал и находил работу. Причем, по специальности. Хотя полгода челночил: закупал товар в Витебске и продавал его в Питере, где цены были выше. И содержал свою семью.
А Ваши соседи молодцы. Я-то более сталкивался с другими, кичившимися своим достатком. С симпатией, Александр

Александр Инграбен   04.05.2018 00:41     Заявить о нарушении
Да просто муж был другой национальности, ближе к дивану).
С улыбкой
Лидия

Маленькаялгунья   04.05.2018 00:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.