Генофонд

Мы,  почему-то не  желаем до  сих пор понять важности  этого понятия для России, и для ее выживания  в этом мире. Очевидно, что во  времена советские над этим словом смеялись, поскольку идеологи внедряли нам в сознание не очень умное высказывание приписываемое  Ленину, хоть он именно этого и не говорил: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Но мысли, что в одном поколении можно сотворить массово человека способного управлять государством или стать высококультурным у  него присутствуют, поэтому поэт эту  фразу ему и приписал. Понимания, что высокая культура создается в народе столетиями, и закрепляется в генофонде, у коммунистов  отсутствовало.  Будучи в массе своей людьми полуобразованными, или вообще не образованными  они не понимали культуры, не ценили ее и ее носителей.
Уж двадцать пять лет, как прошел очередной социальный переворот в нашей стране,  а глубины этого понятия мы до сих пор не желаем осмыслить и продолжаем жить по социалистическим установкам.  Хотя если объективно рассмотреть историю России за последние всего 150 лет, то все станет ясно.
Довольно часто нам приходиться слышать что, мол, несмотря ни на что каждое последующее поколение умнее и развитее предыдущего. А так ли это? Почему мы не задумываемся о том, что в начале прошлого века культура России находилась на передовых позициях в мире. А где она сейчас?
Общеизвестно, что уровень культуры напрямую отражает уровень духовного развития народа. Динамика подъема этого духа зависит напрямую от политики власти по отношению к своему народу. Для подтверждения этого приведу небольшой пример. Посмотрите на темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века.

* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)

Для младших классов:

* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для старших гимназистов:

* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством

Прочитали? Согласитесь, что только читать названия тем приятно. А  теперь сравните со временем сегодняшним, смогут ли наши дети написать такие сочинения? Точно не смогут, ведь сочинений в школе они не пишут и темы эти их не занимают. Сочинения последние годы отменены нашими прозападными министрами образования. Спохватились только год назад, и Путин велел ввести сочинения в школьную программу.
Если вам это не кажется убедительным, то еще  пример. Ниже описываемую историю  я встретил в Интернете. Михаил Казинник пишет:
«Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, ученица гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил  на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано  кроме пяти нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:
– Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».
И вот здесь возникает вопрос. Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен дядюшкой в подарок от невесты перед их свадьбой.
Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет! Каким же образом ее успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.
 Теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда. Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце.
Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое сегодня захватило наше общество и особенно молодежь. Думаю,  к этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание… Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия! Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать, формируя) духовную потребность, думали  об интеллектуальном обществе будущего. По сути, думали о генофонде».
Но существовал ли тогда в русском обществе мальчик – достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Более того девочек так обучали и воспитывали, чтобы они соответствовали уровню мальчиков. Для утверждения  в этой мысли обратимся к книге Николая Павловича Анциферова «Из дум о былом», в которой он много страниц посвятил гимназическому образованию в России.  Так вот прочитав ее, я убедился в том, что молодые люди, учившиеся тогда в гимназиях,  несомненно, были более развиты, чем мы и наши дети! Все свободно владели европейскими языками, великолепно знали историю России, Древнего мира и Средних веков, читали значительно больше нас и ориентировались в европейской и отечественной литературе.  Гимназисты знали Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Лосского и многих других философов, овладев сутью их учений. Самое же важное, что духовно они значительно превосходили молодежь, пришедшую им на смену, советскую. Но ведь развитость – это не только знания, но и умение что-то делать. Почти каждый что-то умел и чем-то особенно серьезно увлекался: кто-то музицировал, кто-то рисовал, кто-то был увлечен ботаникой, и почти все писали.
В одном классе с Анциферовым учились князья Дмитрий Репнин и Сергей Трубецкой, сын философа Евгения Трубецкого. Одновременно с ним, но в других классах обучались Паустовский, Булгаков, Вертинский и многие другие известные личности, оставившие след в нашей культуре и истории. Николай Павлович отмечает, что общий уровень духовного развития гимназистов был очень высок, и аристократы ума в классе расценивались выше, чем родовые аристократы.
А теперь предлагаю подумать еще и о том, почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки?
Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле? Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки с поэзией. Великие  наши поэты Лермонтов, Гумилев, Фет -  были офицерами.
Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…
"До начала 20-х годов XX века"... А затем всё. Затем пришла советская власть. И началась эпоха марксизма-ленинизма. Началась с расправы над собственной великой культурой. Порядка двух миллионов лучших ее представителей было уничтожено и столько же выгнано из страны. Гуманитарное образование в России оказалось фактически уничтоженным.
Жалко, что не понимаем того, что будущее России определяется не только развитием науки и техники, качеством и  количеством танков и ракет, но в первую очередь  тем насколько быстро осознаем важность гуманитарного образования. Причем я не сомневаюсь, что культура должна быть на первом месте.


Рецензии