Все мы родом из детства

Это произведение  участвует в конкурсе "Детство"
Участвую с 3.06 .2017г.http\\www.prosa.ru/avtor/ru
                Все мы родом из    детства
                (Антуан де Сент –Экзюпери)
                Рассказ
Мне так хочется  вернуться  в детство. Самой близкой моей подругой была та,  которая жила через дорогу немного наискосок. С ней у нас много общего .
Начну хотя бы с того , что она тоже из многодетной семьи, только их было семеро , а она самая младшая из всех. Судьбы у нас схожи.  Даже затрудняюсь выбрать фразы, чтоб об этом сказать. Дело в том,  что осенью, когда мы учились в седьмом классе,  умерла ее мама. А моя мама   - в январе следующего года. Разница буквально в три месяца.
Различие  только в том, что у нее  была одна мачеха , а у меня целых три.
У нее мама работала учительницей начальных классов, учила мою сестру,  которая была ровесницей ее  дочери.
Самая старшая сестра моей подруги выучилась на юриста в Казани, туда же переманила  вторую сестру,  которая тоже  получила профессию юриста.  Третья тоже поехала туда,  но только другая была у ней профессия,  даже и не знаю,  на кого она выучилась там.
Старшая сестра ее была  смелая девушка,  хотя ей было тогда примерно лет двадцать. Почему так говорю?  Потому что она сумела уговорить своих родителей переехать  в Татарию, село Камаева. Тогда моя подруга пошла только во второй класс. Ой,  как тяжело было расставаться с ней!
Зато мы переписывались. И  уже во втором классе я писала ей такие длиннющие письма , что три двойных листка еле- еле вмещались в конверт. Даже сейчас помню , о чем писала ей. Я писала подробно обо всем: о своих школьных успехах, сколько вывели наши гусыни гусят, когда отелилась корова ,  какое  имя дали , сколько дает молока, какие кинофильмы крутят в клубе, кто умер из стариков, кто женился , кто вышла замуж, кто родился , сколько котят принесла кошечка,  какой урожай сняли за лето , про свои школьные шалости  и многое –многое другое , что по моим представлениям было важно и интересно должно быть для нее.
Но ее родители выдержали там житье буквально года два , и вначале  отправили ее второго по счету брата домой к нам на родину , чтоб тот дома навел порядок , огородом  занялся , и немного погодя возвратились все , кроме той сестры , которая училась там , и которая  заманила  и вырвала семейство с насиженного места.
Моим радостям не было предела . Наша  дружба продолжалась , как будто она и не уезжала никуда. Дом они тогда не продали перед отъездом, наверно, на всякий случай, вдруг не понравилось  бы там. Большая часть жизни их родителей все же прошла в нашей деревне, привыкать ко всему чужому тяжело , наверняка , было.
Ее отец был участником и инвалидом Великой Отечественной войны,   был на пенсии. Закончил войну в  звании офицера. Ему,  как инвалиду, государство  выделяло машину-инвалидку   для передвижения. Не  один  раз посчастливилось прокатиться  до райцентра  вместе с подругой.  В свою бытность ее отец трижды менял машину, потому что она хоть и железная , но через определенное время приходила в негодность.  Если кто не знает , что это представляет собой такая машина , хочу сказать , что она предназначена на два места  , и чем- то напоминает  машину марки « Запорожец».  Но скорость была небольшая , пешком можно было бы обогнать ее запросто. Но у отца подруги  ноги были больные,  и к тому же ходил он с палочкой.  У ее мамы ноги тоже были раскуроченные , она тоже ходила с палочкой. Поэтому,  когда ее мама родила мою подругу , ей в роддоме посоветовали  оставить ее ,объясняя это тем, что тяжело придется воспитывать седьмого ребенка.  Но ее мама молодчина, ни за что не согласилась с их доводами и сумела воспитать достойную дочь, хотя не успела  поднять  ее на ноги.
Я   по сегодняшний день ношу грех на душе,  который до сих пор никому не открывала. Но думаю,  что настал момент, когда нужно высказаться по этому поводу.
Когда  хоронили маму подруги, в душе я радовалась , что я не одна такая буду расти без мамы, что мы  будем одинаковыми  и равными в этом  отношении.  Я уже знала и понимала, что моя хотя еще и была жива , но она была обречена на смерть. Потому что видела,  как она угасала и говорили,  что рак не излечивается.  Хотя в наше время, может,  и можно было бы вылечить, кто его знает. Если бы только не было упущено время. А у моей мамы как раз последняя стадия рака была( рак желудка).
Сколько себя помню, с раннего утра и до позднего  вечера я пропадала с ней или у нее , или где- нибудь в другом месте шастали на пару. Я вставала очень рано и после завтрака уже отправлялась к ней.  В  это время она еще нежилась в постели, ( обычно спала на печи), мама будила ее и наказывала , что до прогулки надо то или другое дело сделать. И вот вдвоем полем грядки, потом надо воды натаскать , потом  под крыльцом надо собрать все яйца , у них куры повадились нестись  в таком неудобном месте. Нечего и гадать,  кому поручалось такое задание.   Конечно же, мне. Пока лазила туда,  вся паутина  прилеплялась  к моим длинным волосам, а про коленки и платье и говорить нечего. Но,  отряхнувшись как следует,  я и не переживала по  такому пустяку.
Если я скажу, что больше подруг у меня не было, это было бы неправдой.  Еще дружили мы и играли с другими девчонками из нашего класса.
В летние каникулы до двенадцати  ночи с детворой развлекались на лужайке:  играли и в лапту, и в круг – заяц, и в прятки,  и в двенадцать палочек, и в красные – белые – да все и не перечислить. Хорошее и счастливое было времечко,  которое так хочется иногда вернуть назад!
Мы и в зимние  дни никогда не сидели дома :  катались с горки на санках, строили крепости,  вели атаки , а домой возвращались мокрые , вся одежда в снегу, щеки горят от мороза , но зато счастливые! 
А  вдоволь накушавшись,   забирались на огромную печь греться и поспать . Я сейчас удивляюсь , как мы вчетвером с сестрами помещались там, то ли печка была большая, то ли мы были маленькие.
Хочу вернуться к летним забавным дням.  Как только начинались летние каникулы , в колхозе  наступал праздник Сабантуй. Посев завершен , и все имеют полное право отдохнуть и повеселиться : и взрослые , и дети.
Я уже упоминала , что в колхозе нашем садили  подсолнух, он успевал вызревать , и  весной в каждом доме оседал по мешку семечек , во время  посева  взрослые умудрялись умыкнуть . Еще до окончания учебного года , мы таскали с собой в школу жареные семечки. Мама зараз жарила,  наверно, по три килограмма.  Хотя каждый раз учителя выворачивали  наши карманы и проверяли сумки, все равно каждый божий день мы брали с собой в школу семечки. Мы тоже не лыком шиты,  научились хитрить , поэтому   тайком  щелкали на переменах  , которые прятали подальше от  учительских глаз.
И вот к Сабантую мама вовсю готовилась : варила бузу ( национальный напиток из овса и пророщенной пшеницы), который по градусам был близок пиву.  Жарились семечки помногу, мама стелила вафельное полотенце на обеденный стол , и жареные выкладывала сюда , а на сковородку сыпала очередную порцию  для жарки.  Сабантуй проходил сначала в соседней деревне , там протекала небольшая  речушка , удобно было там  полоскать грязную посуду и мыть руки.  Буквально через день Сабантуй проходил в райцентре. Но тоже возле речки, рядом небольшое село было,  которое относилось колхозу имени Кирова.  Выступали артисты из Башкирии  и свои доморощенные.  Люди компаниями,  семьями располагались на полянке, выкладывали продукты покупные и которые  привезли  из дома. Запомнились с детства два  случая, которые до сих пор не изгладились из  моей  памяти. Однажды в день Сабантуя шаровой молнией убило одного человека.  А второй случай : какую- то  девчонку изнасиловали какие-то  пьяные  нелюди. Язык даже не поворачивается называть их мужчинами или  людьми.
 Для поездки на Сабантуй выделялись колхозные автобусы 
Шоферам приходилось совершать несколько рейсов туда и обратно. Бывало,  что и пешком приходилось добираться, для нас шесть километров пройти – раз плюнуть. Тем более чуть ли не с пяти лет приучены были проходить такой километраж. Я про себя вообще молчу, потому что насчет попуток маме со мной никогда не везло, если только очень –очень редко.  Мама всегда говорила, что я невезучая какая-то, ей приходилось до центра  вместе со мной топать пешком  туда и обратно. Но я никогда не ныла , мне доставляло удовольствие топать по лесной дорожке ,  слушать щебетанье птичек, срывать цветочки и растения придорожные . Рейсовые автобусы ходили в то время нерегулярно,  а автомобиль был редкостью , только у председателя колхоза  был уазик , и то казенный транспорт. Чаще  в качестве такси   служила лошадка,  запряженная в телегу.  У многих на подворье  была собственная лошадь ,  на которой  вывозили сено с покоса или привозили дрова из лесу .  Кстати , дрова  заготавливала  каждая семья самостоятельно. Родители даже нас брали,  чтоб помогали  сучки подбирать , веники ломать.  К труду приучали капитально. А про распилку, если говорить, то опять же на наши плечи ложилась эта обязанность. С сестрой за выходные  распиливали  пять кубов дров, пилой «дружба два» . На улице мороз минус пятнадцать – двадцать , для нас это ничего не значило, когда шевелишься – не чувствуется холод. К тому же успевали в это время разговоры разные вести. Особенно,  когда сестра училась в Аргаяше  и про мальчишек любила рассказывать,  а мне очень даже интересно было слушать ее . Говорила , как они с девчонками учились целоваться , даже взасос,  пыталась на мне тренироваться , но мне это не нравилось , только отбрыкивалась от нее и , просила оставить меня в покое.  По сравнению с другими сестрами,   я какая – то дикарка была. Хотя бы взять то,  что мужья  старших сестер  пытались шутить  с  нами , разыгрывали нас , а я терпеть не могла все это. А сестра,  которая на два года постарше меня , ее хлебом не корми , лишь бы заигрывать с зятьями. Однажды зять перегонял табун коров из соседнего отделения в другое место,  а  с ним были пацаны  , которые на два года примерно постарше были нас , в летнее время подрабатывали, то есть  в подпасках были . Зять работал зоотехником. И вот они остановились возле нашего дома, девчонки закружились павами перед ними и давай хихикать , как обычно , чтоб обратить их внимание на себя.
А я  как сидела возле окна с книжкой,  так и не вставала ,  даже со своего места , показывая всем своим видом , что начихать мне на пацанье с большой колокольни!
Забегая вперед,  скажу,  что с одним из них мне пришлось столкнуться на птицефабрике,  когда пришлось год проработать  после окончания школы ,  потому что не набрала тогда  нужных баллов и сразу не поступила в институт.  Так вот он,  оказывается,  обратил тогда на меня внимание  и запомнил;  его удивило,  что тогда я не присоединилась к девчонкам   и не обратила на них  никакого внимания и продолжала свое чтение. На что я ему дерзко что –то ответила.  Да и вообще, тогда они мало меня интересовали. У меня была цель – выучиться, получить высшее образование,  ну а мальчики,  а мальчики потом.
Возвращаюсь к своей подруге. Вечерами в летнее время  после табуна  вместе с девчонками мы ловили чужих козочек, и где находилась первоначально сельская библиотека,  под крыльцом  доили их в консервные банки или просто в землю . Не знаю , что за удовольствие получали от этого. А ведь хозяйки не дополучали  молока, мы даже не задумывались об этом. Вот такие проказницы были  мы в то время.


Рецензии
Здравствуйте, Автор! Интересно! Но в вашем рассказе изобилуют одни местоимения, даже свою близкую подругу вы не озвучили именем. От таких местоимений теряется связь - кто есть кто. Не понятно почему вам трудно было озвучивать имена? Если вы не хотели употреблять настоящие имена, то их вполне можно заменять другими, вами придуманными. Но рассказывая о людях обязательно надо их хоть двумя словами охарактеризовать, и в первую очередь указать имя. Такого безликого произведения мне еще не приходилось встречать. Извините, но если вы еще хотите участвовать в конкурсе, то постарайтесь переписать этот опус, снабдив его конкретными людьми. Творческих успехов!

Оксана Студецкая   13.06.2017 16:26     Заявить о нарушении
Хорошо. Перечитаю, введу исправления.

Раиля Иксанова   16.06.2017 16:57   Заявить о нарушении