Надежда. 13 глава

     Дети уже спали, Мария и Анна складывали вещи в большой старый чемодан.
     - Как хорошо, что Иван всё- таки решился поехать в город. Вот увидите, Мария, Вам там легче будет, - тихо говорила Анна.
     - Да если бы не ты, у меня и в мыслях бы такого не было. Я замуж вышла в эту деревню. Муж мой привёз меня из соседнего села. Поверишь ли... красивая я была, парни увивались за мной, а вот мой Гришенька приехал как-то к нашему председателю, на танцы вечером пришёл. Ох, гармонь играла тогда и я как увидала его и всё! Сразу влюбилась в него. Ну и он тоже, весь вечер возле меня крутился, а на следующее утро, перед самым отъездом домой, явился к нам в дом. Помню, отец  против был, а Гриша упёрся и всё, сказал тогда:
     - Не отдадите - выкраду!
     - Ну, мать моя еле уговорила тогда отца. Сказала, что в любви должны жить, без любви не жизнь, а мучение. Через неделю свадьбу сыграли, сначала в нашем селе, потом в этой деревне. А дом этот... вместе строили, я уже на сносях Иваном была, тридцатый год, думали, будем жить долго и счастливо. Любил он меня, аж задыхалась в его объятьях, во как любил. Поэтому и дети у нас красивые, в любви родились. Он же агрономом был и трактор водил, на все руки мастер. А тут вот война и нет моего Гришеньки. Ты думаешь, сколько мне лет-то? - долго рассказывая о своей жизни, вдруг спросила Мария. 
     Анна от неожиданности даже не нашлась, что ей ответить.
     - Вот то-то и оно. Сказать не можешь. А мне ведь и сорока лет нет, а ты меня Вы да Вы, - с горечью сказала Мария.
     - Так что, между нами всего десять лет разница? - спросила Анна.
     - Ну да, всего десять лет, тебе двадцать девять, мне тридцать девять. Тринадцатого года я, вот война, голод, заботы меня в старуху и превратили. Но я не жалуюсь, вон каких мне сыновей Гриша мой оставил. Молодцы, красавицы. Гордость моя, - с восхищением  проговорила Мария.
     - Вы... то есть ты... ты, Мария, настоящая русская женщина. Сильная духом и смелая. Не знаю, смогла бы и я так? Мы с Семёном, с папой Дусеньки, случайно познакомились. В кино с девчонками пошли, уж очень хотелось тогда, а билетов нет. А тут Семён один билет предлагает и так ласково на меня смотрит. А нас аж четверо было, а он мне билет протягивает. Я ему деньги за билет даю, а он не берёт, говорит, с будущей жены деньги не возьму. Представляешь, так и сказал, а я тогда остолбенела, думала шутит парень. После кино, мы с ним до зари гуляли по набережной реки Невы, по площади Восстания гуляли, да мало ли ещё где ходили. Ох и влетело мне тогда от матери, всыпала мне ремня, по самое не хочу. Отец защищал, но и у него сил не хватило у матери ремень отнять. А я сижу, ноги гудят всю ночь же ходили и улыбаюсь. Мать понять не может.
     - Глянь-ка, Петя. Её колошматят, а она улыбается, - сказала она отцу
     - Любовь это, мать, любовь. Понять надо, а ты взрослую дочь ремнём, - ответил матери отец.
     - Через месяц мы поженились, у нас жили, Семён приезжий был, с Киева учиться приехал. Недолго наше счастье было, пять лет всего, всё война проклятая отняла. Муж и отец погибли, да и мать не выжила. Чуть дочери не лишилась, да добрые люди помогли. Вот и ты, Мария, тоже помогла, - говорила Анна, вытирая набежавшие слёзы.
     - Поздно уже, отдохнуть бы надо. Утром надо на станцию сходить, спросить, когда будет поезд до Ленинграда, опять же билеты купить. Ложись рядом с дочерью, я на лавке лягу, - устало сказала Мария.
     Утром, позавтракав, Иван пошёл на станцию, чтобы узнать когда будет поезд до Ленинграда и купить на всех билеты. Анна хотела дать деньги, но Мария обиделась.
     - Что же это, мы и билеты купить не можем? Ты вот нам проживание даёшь... - сказала она, вытирая ладонью стол и собрав крошки, отправила их в рот.
     Анна промолчала, не зная, что и ответить.
     - Вы посидите, я к соседке козу свою отведу, она давно просит продать ей мою кормилицу. Что ж, у неё тоже детишки, муж без ноги с войны вернулся, пусть молочко пьют, - выходя из дома, сказала Мария. 
     Соседка рада была, что теперь у неё каждый день будет молоко детишкам.
     - Уезжаем мы, в город. Козу с собой не увезёшь, пусть хоть тебе польза от меня будет. Денег не возьму, коза моя, нам, как член семьи была, не давала нам голодными  остаться. Ладно, может ещё придётся увидеться, не поминай нас дурным словом, Катерина, - сказала Мария, оставляя козу соседке. 
     Иван вернулся быстро, с билетами на руках.
     - Поезд ночью придёт, так что будет время дом заколотить, - сказал парень.
     Собрав со двора доски, Иван занялся делом, оставив не заколоченной только дверь.
     - Перед уходом заколочу, - деловито сказал он.
     - Сынок, ты бы на базар сходил, немного мяса и хлеба купил, в дороге есть надо, а ехать больше суток, - попросила Мария.
     Иван молча вышел из дома. Мясо, которое принёс Иван, Мария поставила варить вместе с картошкой. Суп поели перед уходом, а мясо и картошку, Мария сложила в алюминиевую кастрюлю. В бумагу завернула нарезанный хлеб и сало, и положила в сумку. Мужа Катерины, Мария попросила отвезти их на телеге на станцию. Хоть и с одной ногой, мужчина всё равно работал в колхозе, возил сено, исполнял поручения председателя. Вещей было всего два чемодана и большая сумка с продуктами. Поблагодарив соседа, который ночью привёз их на станцию, Мария попрощалась с ним и села на скамью, где уже расположились Анна с дочерью, Иван и Василёк.
     Поздно ночью, подошёл поезд, который ехал из Ташкента в Ленинград, из вагонов вышли несколько человек, а Мария с детьми и Анна с дочерью вошли в свой вагон и расположились на своих местах. Иван и Василёк залезли на верхние полки. Дуся тоже попросилась наверх, Анна приподняла её, а Иван, подхватив, усадил рядом. Дуся по-детски радовалась и смеясь смотрела в окно, ручкой показывая в даль, на мерцающие огоньки.
 


Рецензии