Пышка

(совсем не по Ги Де Мопассану)



               Сегодня мне захотелось поделиться воспоминаниями, связанные с "Пышечной", что расположена на Большой Конюшенной улице, как раз, между Домом Ленинградской Торговли (ДЛТ) и Городским шахматным клубом имени М.И.Чигорина, в котором мне довелось проработать  лет пять, в конце 80-х гг. прошлого века.
               С развалом Союза, когда все вдруг вдарились в коммерциализацию и в борьбе за клиента, кинулись искать себе различные бренды и прочие завлекаловки, новоявленные хозяева, покопавшись в истории, тоже, неожиданно обнаружили, что их родная "Пышечная", является "родоначальницей" всех остальных подобных заведений города на Неве. И с тех пор, над её входом гордо красуется надпись "Самая первая пышечная, открытая в 1958 году!"
               Но я то, очень хорошо помню те советские годы, когда тут, наряду с пышками (стоившими, кстати, 5 копеек), чаем и кофе с молоком, продавались также и котлеты. А потому, весь тротуар (вплоть до нашего клуба) был устлан, можно сказать, корками хлеба, который как правило не доедали, так как в самих котлетах хлеба было и так предостаточно.
               Гардеробщицей в клубе, работала пожилая Екатерина Васильевна, прошедшая суровые годы блокады и не понаслышке знавшая истинную цену хлебу. Я же, родившийся на Востоке и с детства приученный к тому, что хлеб - это самое святое, также не мог равнодушно смотреть на подобное варварство и святотатство.
              Так что, нашему возмущению не было пределов: как же так можно?! Ни слова не говоря и не сговариваясь между собою, поначалу, мы молча убирали хлеб с тротуара, складывая его в специальный ящик. Пока... пока однажды, в бессилии опустившись прямо на тротуар, Екатерина Васильевна не заплакала.
              - Ленинградцы! - взмолилась она, обращаясь к проходящей мимо толпе. - Люди! Что же вы делаете?! Ведь, это же хлеб!
              Народ испуганно шарахался от несчастной старушки в сторону и спешил по своим делам. А ведь, с момента блокады не прошло тогда и сорока лет! Хватило чуть более одного поколения, чтобы память человеческая стёрла начисто своё недавнее прошлое. А мы тут с вами распинаемся о возрождении, о покаянии и прочем...
              Однако, похоже, я как всегда, несколько отвлёкся.
              На заре моего становления "на ноги", в Ленинграде этих "Котлетных", "Пышечных", "Пельменных", "Сосисочных" и прочих "Колобков" было "как собак не резаных": их можно было встретить чуть ли не на каждом шагу. Как говорится, "дёшево и сердито".
              Так вот, возвращаясь к "Пышечной": сюда мне частенько доводилось заскакивать в обеденный перерыв. Как правило, я заказывал себе практически одно и то же: стакан кофе с молоком и три пышки. Садился за маленький круглый столик, в центре которого покоилась обычная подставка для салфеток. Но вместо самих салфеток, почему-то, там находились крохотные полоски, нарезанные из самой дешёвой типографской бумаги.
              А кроме того, это заведение дорого не только моему сердцу, но и накрепко запало в душу моим детям, которых я однажды сводил на экскурсию к "тёте-Вале". Впрочем, "тётей" она была лишь для моих детей, а для меня просто, красавицей Валей. Такая вся пухленькая, круглолицая русская красавица. Ну точь-в-точь, что те самые пышки! Нет-нет: ничего подобного (о чём вы подумали) между нами не было: мы и в самом деле, состояли в очень дружеских отношениях. Да, мне ещё довелось застать то время, когда мы могли совершенно свободно и искренне дружить не только между собой (т.е. ребятами), но и с противоположным полом. Это сейчас, порой, боишься пожать руку иному "мужчине" ("А вдруг, "пидарас", какой?! Век потом не отмоешься!"). А тогда... Всё было чище и натуральней: и чувства, и люди, и отношения.
             В тот памятный день, тётя-Валя пригласила нас к себе в гости, на экскурсию. Мы прошли через "чёрный ход" и попали прямо святая святых, на производство (что было категорически воспрещено правилами СЭС). Мои 5-летние дети, с раскрытыми ртами уставились на специальный аппарат, из которого жидкими колечками тесто мягко выдавливалось в "бублик" и плюхалось в "ванну" с раскаленным растительным маслом. Затем, эти плюшки текли по "масляной реке", где их переворачивали пухленькие ручки тёти-Вали. И наконец, готовые пышущие жаром румяные пончики укладывались в специальный поднос и относились на раздачу. И уже там, при отдаче, пышки присыпали сахарной пудрой, отчего они становились нарядными, привлекательными и аппетитными.
            В тот день, насколько мне помнится, мы взяли на троих аж целых 10 пышек, по стакану кофе с молоком (22 копейки), и всё это нам обошлось в "рупь с копейками". Словом, "оттянулись" мы по-полной! И несмотря на то, что с того времени уже минуло более четверти века, мои взрослые дети часто вспоминают про пышечную и их хозяйку - добродушную и приветливую тётю-Валю.
            С чего это я вдруг вспомнил про пышки? Да просто, буквально на днях, мне по каким-то делам довелось очутиться районе ДЛТ, на бывшей улице, носившей одно время имя террориста  Желябова (слава Богу, что догадались вернуть улице прежнее историческое название). И неожиданно, оказался почти в двух шагах от родного шахматного клуба, а следовательно и пышечной. И вот я, с трепетом и волнением (какое можно наблюдать лишь у человека, совершенно случайно, через много лет, встретившего свою первую любовь), переступил порог этого заведения и был приятно удивлён тем, что всё осталось - как и прежде - на месте. Ну, почти всё. Если не считать косметического ремонта и... нового персонала. Тёти-Вали я, конечно-же, не застал: наверное, она сейчас и в самом деле, превратилась из юной девушки в настоящую тётю, так что кавычки можно и убрать. Как не застал и прежних ценников. Сейчас (2017 г) одна пышка стоит 15 рублей.  Я взял себе, по обыкновению, стакан кофе с молоком и три пышки, заплатив что-то около 100 рублей. И, усевшись за столик, стал не спеша поглощать румяные пышки, предаваясь своим - казалось бы, совсем недавним - воспоминаниям. Когда на тарелке осталась всего одна пышка, я вдруг вспомнил, что надо сфоткать это дело.
            Ну, а в самом конце, когда я привычно потянулся за салфеткой, то неожиданно замер... Вместо салфеток, меня встретили те самые огрызки из обычной бумаги, которыми мы пользовались и 30 лет тому назад.


Рецензии