Женские болезни в художественных образах
Акушерство и гинекология Женская консультация (газета для акушеров-гинекологов) - Женские болезни в художественных образах.
По шедеврам живописи можно изучать целые эпохи – как и чем люди жили, их быт, нравы. Безусловно, это касается и болезней. Современные специалисты по имеющимся портретам могут сложить довольно точное представление о минувших временах.
Во все века художники использовали сюжеты, изображавшие различные проявления болезней, а также сложнейшую работу врачей. Художественные произведения, особенно портретная живопись, могут служить интереснейшим источником информации о наличии заболеваний у портретируемых. При этом неизбежно возникает вопрос, насколько реально художник, не имеющий медицинского образования, изображает симптомы болезни? От чего зависит достоверность изображения? Прежде всего от мастерства и изобразительной точности художника, от его умения переносить на полотно не только «души изменчивой приметы», но и малейшие внешние черты, которые позволяют предполагать то или иное заболевание. Если задача художника – отразить с максимальной точностью внешние стигмы болезней у портретируемого, то врачу предстоит не только увидеть, но и дать им, насколько это возможно, соответствующую трактовку, соотнести их с вероятностью наличия болезни. Можно сказать, что по полотнам врач решает клиническую задачу, заданную ему художником.
Во все времена художники предпочитали изображать представительниц прекрасного пола на своих полотнах. Однако в эпохи Средневековья и Возрождения болезни практически не лечились – даже простая по современным понятиям простуда часто становилась причиной смерти. Неудивительно, что большинство людей, изображенных на портретах, были чем-то больны, что незамедлительно отражалось на их внешности. Художники же, в свою очередь, старались как можно точнее передать все особенности внешнего облика человека, который ему позирует, особенно если это была женщина. Ни одна деталь не должна была утаиться от зоркого глаза творца.
Одними из наиболее частых женских болезней, изображенных на картинах, можно назвать опухоли молочных желез. В некоторых живописных полотнах рак молочной железы невольно стал предметом изображения и источником многочисленных, порой спорных интерпретаций.
«Купающаяся Батшеба» Рембрандта
Одной из самых известных картин, на которой изображена женщина, страдающая, как считается, раком молочной железы, является «Вирсавия», или «Купающаяся Батшеба» Рембрандта. Один итальянский хирург предположил, что Рембрандт в точности изобразил на картине клинические признаки рака молочной железы, которым страдала его модель. Однако диагноз итальянского врача не так уж бесспорен, поскольку нельзя исключить и воспаление молочной железы у кормящей женщины (лактационный мастит).
«Форнарина» Рафаэля
На знаменитой картине Рафаэля «Форнарина» модель изображена полуобнаженной, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры. То, как Рафаэль написал грудь натурщицы (c пятном кожи голубого оттенка), стало поводом к сомнениям относительно наличия опухоли грудной железы. Косвенным подтверждением предположения о том, что левая грудь возлюбленной художника не в порядке, свидетельствует портрет Форнарины, сделанный одним из ближайших и любимых учеников Рафаэля Джулио Романо и названный «Женщина в бане (Форнарина)». Долгое время авторство портрета приписывалось самому Рафаэлю. Романо изображает Форнарину на фоне типично ренессансной архитектуры, в окружении тяжелых драпировок и прекрасно написанных драгоценностей. Изображение конкретной обнаженной женщины было достаточно смелым по тому времени поступком художника. Не случайно позднее по желанию одного из владельцев картины на Форнарину было «надето» легкое голубое покрывало, удаленное впоследствии реставраторами. Левая грудь явно увеличена в размере, а ближе к подмышечной области можно усмотреть увеличенные лимфоузлы.
«Три грации» Питера Рубенса
Часто на картинах у изображенных женщин можно встретить заболевания суставов, особенно на руках. Практически на каждом холсте можно увидеть руки портретируемых. Творцы с присущим им мастерством старались как можно более точно передать внешний облик своей модели.
У одной из трех граций Рубенса видна деформация суставов cреднего пальца правой кисти в виде переразгибания (по типу «лебединой шеи»), что характерно для одного из тяжелых поражений суставов – ревматоидного артрита. Необходимо иметь в виду, что во времена Рубенса многие заболевания суставов относили к подагре.
Идеал красоты
В то же время другие художники, например, Кранах, рисовали стройных, слегка анемичных женщин. Одетых дам из высшего общества и дорогих куртизанок изображали стройными, с прямой осанкой и тонкой талией. Действительно, такая черта лица, как бледность кожи, считающаяся во все времена признаком некоего аристократизма, свидетельствовала о наличии анемии, особенно часто встречавшейся у молодых женщин. К каким только ухищрениям не прибегали женщины, чтобы приобрести бледный оттенок кожи! Они пользовались белилами на основе ядовитых тяжелых металлов, принимали их внутрь, заражали себя паразитами.
Средние века создали свой неповторимый женский типаж. Он характеризовался мертвенной бледностью и цыплячьей худобой, вызванной многочасовыми стояниями на молитве, пешими паломничествами, постами и прочими умерщвлениями плоти. Кроме того, благородные дамы специально подбривали волосы на висках и на лбу, чтобы он казался более высоким и придавал им одухотворенный вид. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, – кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе.
В это время в моде был идеал непорочности, где макияж был запрещен всемогущей церковью, поскольку он искажает божьи создания. Единственный разрешенный цвет – красный, – считался цветом целомудрия. Идеалом красоты стал образ девушки с длинными светлыми кудрявыми волосами, очами голубого цвета и стройной фигурой. Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счет специального недосыпания.
По книге Л.И. Дворецкого «Живопись и медицина. Размышления врача о живописи и художниках»
Свидетельство о публикации №217060300414