Подростку, который пишет рассказы и стихи-5

КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЁТЕ…

      Немного не по порядку. Сначала надо бы о жанрах и темах. Может, потом переставлю местами материалы. Но есть у меня сегодня уважительная причина, чтобы скоренько написать и идти на кухню… потчевать гостей. Между первым и вторым завтраком пишу.
   Итак, о названии. Ты уже всё обдумал, возможно, набросал план произведения. Определил литературных героев. В голове вовсю зреет сюжет. Да? Или взял ручку, сел перед чистыми листами и вертишь головой в поисках темы? Не так? А, поняла! Ты читаешь, играешь и ждёшь, когда же придёт оно, великое и могучее существо, которое захватит тебя и понесёт в неведомые миры, к приключениям. Что за чудо? Вдохновение, конечно. И не так? Тогда как Пушкин: «Взмахну руками, стихами вдруг заговорю…»  Да что же я всё угадать-то не могу. Может, к тебе Муза или Пегас прилетают? Нет? Какой же вариант у тебя? Хм, а надо знать? И зачем гадаю? У каждого автора свой способ начинать писать произведение.
   Везёт поэтам! Стихи могут быть вообще без названия. Три звёздочки над текстом решают проблему. Потом, если ты напишешь что-то заслуживающее внимание самых требовательных, придирчивых читателей, гурманов от поэзии, такие стихи будут цитировать по первой строке. Может, даже название забудут. Или его совсем не было. Даже неважно. «Есть в осени первоначальной…» И дальше наизусть!
   Но у большинства стихотворений есть название. А прозу как ты без него представляешь? Так что давай к этому отнесёмся серьёзно. Рамок и ограничений автору можно со стороны критиков наставить не меньше, чем красных флажков волку на охоте. Участвовала я как-то в конкурсе. Надо было написать фантастический рассказ со словами в тексте, которые обозначают письменные принадлежности. Сочинила. Призового места не заняла. Мне написал главный в жюри, что прочил первое место. А вот остальные дали меньше баллов из-за длинного названия. Четыре слова. По мнению жюри, много. Оптимально? Одно-два. Ну три, если предлог или союз. Как отнестись к такому совету? Можно встать в позу актёра в трагедии и произнести со значением: «Я – художник, я так вижу!» А можно прислушаться. И приглядеться. Несколько названий даже без перечислений авторов: «Накануне», «Обрыв», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Мёртвые души», «Евгений Онегин»… Видишь? Одно, два или три слова. И этих писателей не упрекнёшь в том, что они – не художники слова. Убедила?
   Договорились: название не только несёт сильную смысловую нагрузку, концентрированно показывает суть произведения, оно ещё и лаконичное. А если ты хочешь писать длинное? Кто запретит? Пиши. Но тебя предупреждали! Есть выражение, которое мне нравится: «Предупреждён – значит, вооружён». А теперь приглядись к тому, что читаешь, повнимательней. Заметил? Перед тобой произведение с длинным названием. Это как исключение из правил. Иногда можно. Но в системе не советую. И ещё. Новички ставят точку в названии. Не ставь! Можно восклицательный знак, вопросительный знак, троеточие. А точку не надо. Ни в прозе, ни в стихах.

                Продолжение следует.


Рецензии