Русская правда

Правды нет нигде и никакой, в том числе русской, пока не пройдет, по крайней мере, пары десятков лет. Тогда мы узнаём, что действительно было правдой, а что преподносилось в её виде. Однако правду о текущих событиях должны знать все. И в этом нам помогают герои-журналисты. Но мы о другой Русской правде, где слово «правда» играет роль скорей ПРАВА, то есть по сути Судебника.
Недавно на очередном диспуте на темы истории, показанном по телевидению, один молодой учёный заявил, что Русскую правду сочинил Ярослав Мудрый по подобию византийского права. Это утверждение было сделано, видимо основываясь на том, что «Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки» - Википедия.

Для опровержения сделаем сравнительный анализ законов Византии с сохранившимися списками Русской правды. Для начала цитата из вездесущей Вики: «Краткая редакция Русской правды состоит из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего.
По мнению уважаемого доктора наук А.П.Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания т.н. "Ярославлих грамот" - мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами» - конец цитаты. Но это его личное мнение. Обычаев кровной мести в византийских христианских законах, конечно же, нет.
 
Рассмотрим наказания за тяжкие преступления.
В сборнике гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданном в Византии на основе обновленного свода Юстиниана - Эклога (726), современном Киевской Руси наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство.
Предусматривались следующие меры:
50. Разбойничающий и устраивающий засады и убивающий в том месте, где захвачен, да будет распят на фурке (раздвоенный кверху шест).
41. Те, кто из какой-либо вражды или [с целью] ограбления имущества устраивают в городе пожар, предаются огню. Те же, кто вне городской территории со злым умыслом поджигает селения, или поля, или постройки на полях, предаются казни мечом. Если же кто-либо, намереваясь выжечь солому или терновник на своем возделанном участке, заложил туда огонь, а огонь распространился дальше и сжег чужие возделанные участки или чужой виноградник, то судье надлежит заняться этим делом, и если огонь распространился по неопытности или беспечности, то виновный возместит ущерб потерпевшему. Ибо если он развел огонь в такой день, когда был сильный ветер, или же не предохранил огонь от дальнейшего распространения, то осуждается как неосмотрительный и беспечный. Если же он все предусмотрел, но неожиданно поднялся сильный ветер и поэтому огонь распространился дальше, то не осуждается. И если от происшедшего воспламенился чей-либо дом, и сгорели некоторые из принадлежащих ему вещей, и огонь разошелся так, что загорелись какие-либо из окружающих строений, то не будет привлечен к ответственности, если этот пожар произошел непреднамеренно.
7. Если кто-либо взял коня для использования до определенного места и увел его дальше этого места или послал и случилось бы коню претерпеть урон или погибнуть, то взыскать надо с пользовавшегося конем и да отдаст он возмещение хозяину коня.
8. Заперший чужой скот или загубивший животных голодом, или как-либо иначе их убивший присуждается к штрафу в двойном размере.
• 45. Совершивший предумышленное убийство, независимо от возраста, карается мечом.
• 46. Поразивший кого-либо мечом, если он убил, подлежит казни мечом. Если же раненый им человек не умер, то ранивший присуждается к отсечению руки, потому что вообще осмелился нанести удар мечом.
• 47. Если в результате происшедшей схватки случилась смерть, то пусть судьи рассудят и обследуют оружие, которым была причинена смерть. И если они обнаружат, что убийство было осуществлено тяжелыми дубинами или большими камнями или ударами ноги, виновный подлежит отсечению руки. Если же какими-либо более легкими орудиями, то виновный да будет наказан плетьми и изгнанием.
• 48. Ударивший во время драки рукой и убивший наказывается плетьми и изгнанием как совершивший убийство непреднамеренно.
• 49. Если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца. Если же владелец раба неумеренно его истязал, или отравил его ядом, или его сжег, то подлежит наказанию за убийство.

Теперь версии Русской правды:
Вира — штраф за убийство свободного человека («а в холоп; и в роб; виры н;туть», ст. 89 Пространной Правды). Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась вира в 80 гривен. За княжеского отрока, конюха, повара или простого свободного мужчину без определенного социального статуса платилась вира в 40 гривен. За убийство ремесленника или ремесленницы полагалось наказание в 12 гривен, за смерда и холопа - 5 гривен, за рабыню — 6 гривен, за рядовича - 5 гривен, за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен, за кормильца - 12 гривен, столько же и за кормилицу, "хотя си буди холопъ, хотя си роба" (даже если это холоп или рабыня). За убийство свободной женщины без определенного социального статуса платилась вира в 20 гривен.
• «Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с д;тми на потокъ и на разграбление» (ст. 7 Пространной Правды).
• «аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ» (ст. 35 Пространной Правды)
• «Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ проц; князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть» (ст. 83 Пространной Правды).

Под словом «поток» подразумевалось отдать в рабство.
Как видим, «гуманные» христианские законы Византии намного суровей. К тому же известно, что у славян рабы нередко становились членами семьи и даже могли стать князьями. Хрестоматийный пример – сын рабыни Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси.

Для интереса приведём ещё некоторые поучительные законы Византии:
16. Укравший свободного человека и продавший да подвергнется отсечению руки.
18. Подделывающие монеты подлежат отсечению руки.
19. Имеющий жену и развратничающий да получит для назидания 12 ударов, БУДЬ ТО БОГАТЫЙ ИЛИ БЕДНЫЙ (курсив Авт.).
20. Не имеющий жены и занимающийся развратом получит шесть ударов.
23. Если кто-либо вступит в связь с монахиней, то как оскорбивший церковь божью подвергнется отсечению носа, так как своим развратом удалил монахиню от церкви. То же наказание применяется по отношению к монахине.
24. Тот, кто похитил монахиню или светскую девушку из какого бы то ни было места, если он обесчестил ее, подвергнется отсечению носа. Те же, кто содействовал этому похищению, подлежат изгнанию.
30. Изнасиловавший девушку и обесчестивший ее подлежит отсечению носа.
31. Обесчестивший несовершеннолетнюю, то есть в возрасте до тринадцати лет, подлежит обрезанию носа и отдаст половину своего состояния потерпевшей.
32. Обесчестивший чужую невесту, если это сделано и с ее согласия, подлежит обрезанию носа.
36. Если жена вступила в связь и забеременела и принимает меры против своей беременности, чтобы вытравить плод, да будет она высечена и изгнана.

Носов на Руси, слава Богу, не резали. Только в 1634 году царь  Михаил Фёдорович издал указ по которому курильщики табака получали 60 палочных ударов в подошвы и во второй раз таким людям отрезали нос.

Так что же взял за образец Ярослав Мудрый? Не настолько же он был мудрым, чтобы придумал всё сам. Но, по мнению нынешних норманнистов, было именно так. Ибо до принятия христианства на Руси «царило беззаконие и языческий беспредел».

 Ошибаетесь, господа! И доказательства есть! Причём не на бересте или пергаменте, который можно отскоблить и исправить, а в камне. Например, первый подзаконный акт на руническом камне в Скандинавии (иллюстрация), где были всё-таки русы в 4-5 вв. http://www.proza.ru/2012/06/14/511. В русской транскрипции руны будут выглядеть так: Правия н – гаитина ж вас. Перевод на современный язык: ПЛАТА (МЗДА) НАМ – ЗАЩИТА ЖЕ ВАС. Перед нами зафиксированный на камне договор с наёмниками.

Более поздние надписи тоже подтверждают правовое регулирование отношений в Скандинавии, причём, что характерно, на славянском языке. Так на многих рунических камнях отмечена ссылка на закон-кун. В поздних рунах, как известно, буквы О нет. Её заменяло У. Поэтому КУН и есть КОН-заКОН. Например, http://www.proza.ru/2012/04/20/675. …Пур кут уии Иипи вапур син ук пу КУНа бапи, что значит «(Из) твёрдой  (крепкой) страны уходят (во) Фландрию румяные (красивые) сыновья, обученные по законам предков».
Или http://www.proza.ru/2014/06/18/680. «Пурстин карпи буи и ивтир КУНуа р бупу р сила ак г вт р а с буп КУНу сила». Перевод: ПУРСТИН ВРАГОВ БИЛ. И НАДПИСЬ (и сказано): ЦАРСТВОВАЛИ (правили) ЖЕ ПРЕДКИ ЖЕ СИЛОЙ КАК (которая) К ПОБЕДЕ ЖЕ (приводила), А С ПРЕДКАМИ (это) ЗАКОННАЯ СИЛА.
 
Интересно, что древние не делали разницы между законом-КУН и королём-КУНУК. Что собственно и соответствует Русской правде: всё в пользу князя. Да и само слово К(О)Нязь об этом же свидетельствует.
Приведём фрагмент самой большой надписи из Рёка: … «Пат аку ж туа лв та г уарги т и КУНа и ту и ту эки е н КУНУКа туаи Тики уа пели киа пат аку ж притаунта г уари туаи Тики КУНУКа атинт»... И перевод: Пядь, (на) какой же два лова (возможно участки рыбной ловли), та к варгам (видимо, название народа). То и законно (по закону). И та, и та, это (и) есть нашего князя (короля), твои, Дики, у бели (место, где моют и белят холсты и сукно) которые. Пядь, какая же передана варам (вероятно, дружинники), твоя, Дики - князь, вотчина (наследственная земля)... Здесь видно главенство князя над законом, что и характерно для Русской правды. И отсутствует в законах Византии.

Того же рода надпись на известном камне из Йеллинга (Jelling)http://www.proza.ru/2014/02/12/1975: Гаралт р КУНУК р бапкауруа
кубл пауси авт Курж Вапур син аук авт пиуруи Жупур син Аса Гаралт р иа с струан так… Перевод: «Гаральда короля наследственная (княжеская) усадьба (хозяйство). Сделана (написана) надпись Куржом, сыном Вапура.
(Также) здесь надпись (о том, как) пировал Правителя сын Оса.
Гаральд же я управляю так…». Бап кауруа
кубл - можно также перевести, как «Имеющий наследственное право собирать пошлину (дань)».

Регулирование законом земельных отношений видно и из других надписей, таких, как http://www.proza.ru/2012/04/15/979. «…инкуа Рс вуру трикила виари ат Кули аук а Устарлар ни каву туу Сунар ла ашири лан ти». Перевод: …иначе (или одинокий) Рус, платит выкуп в связи с приобретением земли. Верительная запись (или грамота). (Свидетели) Кули здесь и Устарлар. Они огородили тут, рядом с Сунаром (участок земли), который ты расширил в прошлом году. В этой надписи присутствует также доказательство наличия русов в Скандинавии.
 
Передача земли по наследству прослеживается в подобной надписи http://www.proza.ru/2013/11/04/991. «Кута син утскиа лти у ева лта пска лита рика». Перевод: УГОЛ (участок) СЫНА (по) ОТЦОВСКИМ ГРАНИЦАМ. У НЕГО ГРАНИЦА ПРОХОДИТ  (по береговой)  ЛИНИИ РЕКИ.
 
Скандинавскими археологами найдена даже и печать короля (князя) http://www.proza.ru/2012/06/23/1204. «Курж р КУНУК р к-си кубл пуси- пуру и КУНу». Перевод: КУРЖ ЖЕ КОРОЛЬ ЖЕ --- ИМУЩЕСТВО ОТПУСТИЛ (выдал, распределил) --- (по) ТВЁРДОСТИ (ПРямоте, ПРавде, сПРаведливости) И ЗАКОНУ.
А вы говорите: язычники!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.