Людмила Петрушевская в Школе современной пьесы
С Людмилой Петрушевской писателем я, как все читающие люди, отлично знакома. Ее рассказы, сказки для взрослых и детей – неотъемлемая часть моего читательского багажа. В разное время в разных театрах («Современнике», «МХАТе» и др.) смотрела спектакли по ее пьесам. Но о том, какой она деятельный многогранный человек, узнала не так давно.
Она продолжает писать прозу. Она рисует, причем и учится этому в студии, и выставляется в галереях. Она пишет стихи и парадоски – ироничные стихи, иллюстрируя их карикатурами. Она делает шляпки и вышивает шемизетки. Она помогает инвалидам.
А еще она поет. И у нее есть группа «Керосин». Совершенно случайно я наткнулась на запись ее клубного выступления, обалдела и поняла, что мне обязательно нужно увидеть это живьем. При этом заранее была уверена, что увиденное мне точно понравится.
И вот в «Школе современной пьесы», в день рождения Людмилы Стефановны, ее творческий вечер «Не привыкай к дождю» (так называется одна из ее песен). Театр после пожара обретается в районе Тишинки. Всем желающим в буфете бесплатно наливали шампанское – только пробки с грохотом отлетали. В перерыве, кстати, разлив продолжился.
Два отделения. Песни в сопровождении двух музыкантов, в финале немного стихов. Образ – элегантное платье и роскошная шляпа. Совершенно молодой голос. Часть репертуара – песни собственного сочинения, включая музыку. Другая (бОльшая) часть – известные иностранные хиты прошлого века, мировая песенная классика в изложении Людмилы Стефановны. Переводом это назвать никак нельзя, поскольку это ее личный текст (за небольшим исключением вроде «Жизни в розовом цвете» Эдит Пиаф). Насколько я понимаю, ЛС берет свое ощущение музыки, ритма, общую интонацию песни и подбирает этому слова – такие же оригинальные, как она сама. При этом часто переносит «местечковый» текст на русскую почву или на поле общечеловеческое.
Все песенные номера ЛС называет театральными монологами.
По сути, это такая смесь сентиментальности и иронии, грусти и стёба.
Впечатление сильнейшее. Полный восторг. ЛС, конечно, чума – в лучшем смысле этого слова.
Такие личности, как Петрушевская, вообще для меня непостижимы, и настолько вне моего личного неспешного опыта!.. Столько всего написать, вырастить троих детей, на восьмом десятке учиться новому и реализовывать эти новые умения. Независимо мыслить, не прогибаться ни перед какой властью. (До перестройки ее совсем не печатали. А теперь, когда Путин вручал ей Государственную премию, «надела перчатки, толстые».) И с сумасшедшим напором уже несколько лет помогать частному детскому дому для подростков-инвалидов в Порхове Псковской области. Чтобы поддержать детей, которым иначе грозит «пожизненное заключение» во взрослом психоневрологическом интернате, она без устали пишет пастелью Анну Павлову (ее любимый объект последнего времени), а теперь и серию ню. Прозвучала история псковских инвалидов-сирот и на концерте, на сцену выходили люди, активно им помогающие. В том числе, замечательный Юлий Ким.
Но все мы ужасно разные. После первого отделения со мной заговорила соседка, немолодая женщина с палочкой и умным лицом: «А вы не знаете, она во втором отделении тоже будет петь?» – «Да». – «Но ей не нужно петь! Она, случается, дает петуха! Мне дочка билет купила, я думала, творческий вечер – значит, будет читать свои произведения, рассказывать, а тут…» Я попыталась ей объяснить… Что мы не в консерватории, чтобы измерять чистоту звука. Перед нами талантливый писатель. Человек интересной трудной судьбы, в детстве вкусивший все прелести существования семьи врагов народа. Стоит перед нами и поет. Делает это красиво, размашисто. С усмешкой по отношению к себе и миру, но при этом с изрядной порцией жизнелюбия. То, что мы видим, – это театр, лицедейство. Это игра образами – от «паранормальной девочки» до «Старушки с ППШ». Это драматургия, ибо ЛС прежде всего драматург. И еще – свобода.
Песни эти похожи на ее книги. Тот же крутой замес из реальных жизненных историй, горький и смешной одновременно. Но, видимо, свою собеседницу я не убедила, и она, выпив напоследок шампанского, в антракте ушла. Так и не услышав «Паранормальную» или залихватские «Кибитки»:
У нас красное с зеленым,
У нас сладкое с соленым,
Может завтра мы уйдем, но не сейчас!
У меня же Петрушевская и раньше ассоциировалась с морем. Просто запомнилось из счастливых молодых дней, как валяюсь на судакском берегу и читаю ее страшные истории. Теперь поняла, что неспроста. Стихия, однако.
У Дмитрия Быкова, считающего, кстати, Петрушевскую одним из лучших писателей и драматургов, есть такие поэтические строки, на мой взгляд, очень ЛС подходящие:
Искусство не сводится к скудным схимам,
Не костенеет под властью схем
И делает мир чуть более выносимым,
А если вглядеться – невыносимым совсем.
Свидетельство о публикации №217060300741
Спасибо за публикацию!
Больше ничего не получается добавить.
С добрыми пожеланиями.
Тамара Николенко 22.01.2020 17:55 Заявить о нарушении
Юлия Геба 23.01.2020 11:07 Заявить о нарушении