Путеводитель по моим творчествам и коллекциям
__
Все начиналось в 1985 году с маленьких «эврик», которые вдруг меня стали регулярно посещать в той почти тотальной темноте и глухомани. Что с ними можно было делать? – только записывать… (ни сказать некому, ни сделать нечего…) Вошел во вкус, огонек мышления явно разгорелся, нитка ухваченная не рвалась, а крепла… Вот эти малюсенькие листки 85-88-х годов и образовали в дальнейшем, примерно, в 2001 году (с появлением первого компьютера) «Книгу1» - я набил тексты на него (с небольшими сокращениями и прочим редактированием). Почему «эврики» не возникают у каждого? Честно сказать, непонятно; размышления о жизни, наблюдения над нею - вещь самая естественная. Видимо, положительно сказалось отсутствие у нас телевизора (он глушит и отвлекает), а также каких-либо материальных или карьерных соблазнов, присутствие книг и Евангелия (они будят) и наличие большого количества темноты в моей комнатке (отведенной мне родителями, конечно же, не от большой любви!) – темнота позволяет сосредоточиться и видеть видения… Также, слава Богу, я не попал в плен «искусства», т.е. фальшиво препарированных размышлений о жизни и чувств… Эта книга – фундамент всего мной позже написанного… Хотя она и очень узкая, монологическая; можно даже сказать, что лишена жизни как таковой – там нет почти никаких «событий»! Она протестная, контр-культурная и контр-религиозная, но в этих протестах нет ничего публичного и шумного… Она – духовный поиск; и находки некоторых «светлячков», которые я пытался собрать в кучку и получить хотя бы обычную лампочку…
После кризиса, связанного с армией и трехгодичного простоя, начинаются исписанные бумажки форматом побольше – «Книга2» (бумажки от всех докомпьютерных книг и поныне валяются у меня на чердаке). Пытался произвести Развитие, но тут больше намеренного – а также пробуксовок. Много кризисных явлений… Хотя и развития немало! Помимо обычных полудневниковых размышлений тут полно всяких Экспериментов и Проектов – коменты к стихам, певцам, Евангелию и т.д., а также художественные изыски – т.е. многое как сейчас, только уровень был еще неудовлетворительный, сказывались нехватка жизненного опыта и избыток юношеского максимализма (хотя мне было уже 30 лет!) Итак, эти тексты писались с осени 91-го по лето 96-го годов (едва ли не ежедневно?!) При редактировании 2001 года выкинуть пришлось побольше… Я часто зарывался, писал завиральные теории, копался в религии и культуре… Эта книга дала мне какой-то опыт, но фундаментальна она только своим интересом к экспериментам и комментариям… Выживание в нищете и бесперспективности, появление того же телевизора и «Серебряного века» (будь он проклят!) не способствовали моему развитию объективно и я почти напрасно тужился…
Но параллельно, осенью же 91-го года, я начал совсем новую вещь – Рисование. И те штудии заложили фундамент уже в этом направлении. По сей день я весьма ценю те «головы», «цветы», «рисование из трещин» и прочее и прочее. Даже классическое рисование имелось – весьма впечатляющее, на мой вкус… Вот только к коммерции и классике меня никогда не тянуло – манило только что-то Новое, эксперименты… (теми же «выразительными трещинами» я бредил еще в армии)
Следующий перелом случился осенью 96-го года и это был скачок на совсем другой уровень развития – к уже, я бы сказал, полноценной гениальности! (без ложной скромности!) Да, «Книга3» - вещь ни с чем и ни с кем не сравнимая, настоящее море… Вот только осилить ее непросто – взорвешься от переполнений уже через 15 минут чтения! А с другой стороны, определенная узость и монологизм в ней, конечно, сохраняются, это родовое пятно лежит на всех моих делах… Это очень тонкие тысячи текстов, которые написаны с помощью Метода, который трудно понять, пока он не в ваших печенках… Это Синтез всего (правда, всем я не обладал, мой опыт был ограничен даже по сравнению с моими же нынешними временами… Т.е. более опытный чувак – но только при не меньшей вдохновленности! – мог бы написать и еще больше; но, как известно, опыт и романтика противоречат друг другу…) Это жизнь, соединенная с Метафизикой (которая перестала быть схоластикой)
Кризис наступил уже где-то в 99-году, но писание этих текстов все еще продолжалось (Кризис даже дал им новую пищу) – я очень долго не мог решить, где кончается Книга3 и начинается Книга4, все переходы получались слишком плавными, уже без реперных точек. Только начало Дневника – в 2014 году - и появление новых Проектов дало мне реально новый отсчет...
Опять же, параллельно, с осени 96-го началось и столь же гениальное Рисование, Живопись. За несколько зимних сезонов были сделаны тысячи «мазюкалок» гуашью, акварелью, тушью (без разбора) и больше сотни живописных картин из серий «Цветы памяти Подсолнухов ван Гога» и «Грибы» (видение такое было на даче) И в писании и в рисовании Метод был в том, что текст должен писаться сам, картина должна рисоваться сама – надо только не мешать созданию причудливых соединений и не мешкая обнаруживать в них неожиданные смыслы… Еще у меня есть какой-то дар Гармонии – я в 5 минут их создавал (и если задерживался, значит, буксовал и уже мучился)
Кризис 1999-2004 годов был тотальным, связан с разочарованием в людях, в любви и в понимании - и он стер все мое вдохновение. Рисовать уже не поднимались руки – силы духа кое-как хватало только на писание… К тому же Метод уже принес все свои плоды, он истощился из-за чрезмерной эксплуатации. Периодически я превозмогал себя – и результаты иногда получались удивительные – но потом снова сдавался… Среди этих удивительных результатов в рисовании прежде всего надо отметить панковскую серию рисунков (около 1000 штук) сезона 2002-3 годов – новаторское соединение мини-мазюкалок и макси-названий, остроумные, проницательные, философические трактовки пятен, особенный Синтез изо и текста, неслыханный в своей простоте – и отдельные живописные картины «а ля прима»…
В этом Кризисе, главной Яме последовавшей сразу за главной Горой моей жизни, зато зародилось совсем иное направление деятельности – коллекционирование. Конечно, на порядок более легкое, чем творчество, не требовавшее собственных душевных усилий, прекрасно отвлекающее от Кризиса. Прежде всего, надо сказать о ЦИТАТАХ – кусочки текстов любого типа и любых авторов, вызывавших в моей голове все те же «эврики». Идея в том, что из чужих текстов можно отбирать что-то особо интересное и удивительное точно так же, как и из собственных мыслей (которые ведь тоже далеко не всегда поражают и привлекают внимание). Проект велся с 2003 по… 2012 год (примерно) Последним толчком к его завершению (на данном этапе) послужил запрет на Прозе-ру – после стольких-то усилий… Хотя и ранее я уже переключился на документалки…; кроме того, некоторые книги стали попадать в ЦИТАТЫ чуть ли не целиком – что уже попахивало абсурдом… Нынче я совсем не читаю, чуть ранее лишь начитывал аудио и указывал понравившуюся книжку в Дневнике…
На следующем месте – хотя это еще большой вопрос, кто тут главный! – идет моя Музыкальная коллекция, обработкой которой я занимаюсь и по сей день. Да и начиналось мое Собирательство еще с пластинок, в доисторические, в дотворческие времена (правда, и книги тогда же собирались! За пластинками ездил на другой конец города, а ради книг вставали чуть ли не ночью, чтобы занять очередь…) Если писательство во мне от Достоевского и Евангелий, если живопись во мне от Ван Гога (книжка Дмитриевой потрясла), то увлечение музыкой идет от Баха и БГ (чуть позднее подключились Цой и компания, еще позднее расцвели Высоцкий, Щербаков, Фролова, Ященко, Кашин и иеромонах Роман, а так же вся заграница 20-го века…) Проблема с этой коллекцией в том, что ее постоянно приходится сокращать – она почему-то не только разрастается за счет все новых и новых авторов и альбомов, но и еще более резво сжимается за счет уценки потерявших интерес треков и авторов. Нынче я дошел до предела: вырезаю ударные кусочки из самих треков, выкидывая инструментальные аранжировки и вокальные повторы. Получается некий винегрет, мозаика - которую вероятно лучше слушать вперемежку, чтобы авторы постоянно сменялись… - хотя и сведение всего творчества кого-либо, допустим, к трем минутным кусочкам это тоже круто! Но надо учесть, что у Высоцкого, иеромонаха Романа и некоторых других русскоязычных авторов таких кусочков там сотни! Получается, что эта коллекция больше всего про них… Последняя мысль: хорошо бы добавить к этим коротким «эврикам» кусочки подлиннее – а то и целые треки… Проект теперь вновь называется «Муз-ЦИТАТЫ» - на определенных этапах сокращений уже было и это название, и «МУЗЫКА – послание» и «Музыкальные зажигалки»… Наверное, музыка умирает во мне? Вот и не могу угодить даже самому себе… Или же виноваты они со своим слишком уж холодным, методичным – а то и прямо извращенным - подходом к музыке… Кстати, и текстовые ЦИТАТЫ уже не тянет перечитывать, там все больше приколы, остроумие и фактология – а этого «товара» нынче переизбыток… И теперь только ленивый не пишет и не говорит, например, о фальшивых полетах к Луне или о чудовищных несоответствиях в падении Башен… Остается пожать плечами: я сделал, что мог, проявил к другим людям, другим авторам максимальное внимание… - и сократил океан текстов, который уже точно невозможно переплыть, хотя бы до более или менее обозримого моря… Такое передвижение пунктиром может сэкономить полжизни каждому настоящему чтецу (или фанату музыки)
Третья коллекция - как нетрудно догадаться, я стремлюсь к полноте и универсальности - это фотки с интернета (только в самом начале использовались магазинные диски). Собираю все содержательное, необычное, удивительное – а пресловутая «красота» даже не на четвертом месте, хотя и ее хватает… Это опять же цепляющие и что-то освещающие «эврики». Путешествую по инету за неимением других возможностей (нет ни времени, ни денег, ни сил – и даже желания нет наяву куда-то таскаться!) Интересный опыт – комментирование этих избранных фоток (две попытки) Но их десятки тысяч уже, поэтому такое в дальнейшем возможно только в еще более избранных случаях…
Интересный вопрос – что делать с этими коллекциями дальше? Количественное увеличение уже не даст никакого нового качества… Те же фотки, помимо комментирования, можно использовать в рисовании, в составлении «реальных» панно (виртуальные ограничены размерами экрана), в объединении в некие серии… В музыке я пытался делать и мини-вырезки – ведь трек часто определяют всего несколько секунд музыки… Тексты ЦИТАТ хорошо бы озвучить и использовать вперемешку, как те же Муз-ЦИТАТЫ? – но объемы слишком огромные, а польза совсем неочевидна… Ясно только, что что-то делать надо!
Возвращаюсь к Кризису и его главной проблеме: я повредил свои гениальные рисунки исправлениями. Пытался рисунки «дополнить», увидел, что только лишил их гармонии, попытался исправить ситуацию, но только глубже увяз в болоте… Я бился в нем несколько лет и это была настоящая каторга. Наконец, в 2003 году я окончательно признал свое поражение и стал на компьютере, в фотошопе возвращать изначальные варианты – но компьютер был еще слабый, электронные рисунки маленькие… - а с другой стороны многое исправить было уже крайне трудно, это был сизифов труд… (все же, в целом я справился… Хотя многие сотни рисунков так и остались поврежденными, но многие сотни и обесценились с годами – часто это были одни и те же работы… Вообще, я уже давно восстановил свою способность рисовать в этой манере… - только «шлягеры» невозможно исполнить на заказ…)
В процессе исправлений я перешел к занятиям фотошопом… - который и по сию пору мною далеко не полностью освоен – может, всего процентов на 15?! Дело в том, что и этих процентов мне всегда хватало с головой, я просто утонул в «электронном творчестве», полном десятков и даже сотен вариантов одного и того же… На данный момент и это уже чудовищно огромная масса изо, которую всю просмотреть можно разве что за неделю… Причем, у этих занятий есть большое (я бы даже сказал, неизбежное!) будущее. Сфера эта необозрима – при том, что в ней плаваю один я! Ни разу не встречал ничего похожего! Как и в живописи, в фотошопе все занимаются фигуративностью – жутко трудоемкой, неестественной, статичной… Также целое десятилетие не умирало глупейшее предубеждение на тему, что фотошоп – это не «настоящее» творчество, а некая автоматика! (кисточку тоже можно посчитать автоматом!) Есть практический, вполне себе важный для меня плюс фотошопа по сравнению с обычным рисованием: можно сидеть (у меня больные ноги и постоянно выходит из нормы давление). Причем, из первого плюса вытекает и второй: не находясь в невменяемом состоянии из-за нарушения давления, как при обычном рисовании, я могу постоянно что-то слушать – и переслушал я за эти годы не меньше, чем перечитал! (тем более, что музыка отошла на второй план, мне было вообще не до ее полетов). Минус «моего» фотошопа – фотопечать работ практически уничтожает их: надо или смотреть электронную версию или делать копию в живописи (последнее я говорю на полном серьезе) Дело в том, что все мои работы основаны на крайней пастозности и шероховатости, на экспрессии – фотобумага же вроде обоев и ламината… И здесь тоже у меня все получалось само собой - только подкладывай дровишки да подчеркивай нужные тебе акценты, педалируй уже имеющиеся ноты… Вообще, обилие моих творчеств свидетельствует о том, что это все богатейшие месторождения, целые фонтаны, залегающие совсем близко к поверхности. По сути, таким естественным творчеством, льющимся так же легко, как песня у птицы, мог бы заниматься любой! Но все заморочены – и никто не занимается… Тем же панком опять же все брезгуют, пастозность кажется грубиянством, фантазийность - чуть ли не наркоманией…
Было еще одно нелепое «общественное» предубеждение – против электронных фотоаппаратов. Я же сразу за них ухватился и все нулевые годы довольно много занимался фотографией - правда, бросовыми фотоаппаратами и в бросовой же манере… Все же есть ценные фотки развалин, серии «ужасных» и ужасно эмоциональных портретов и т.д. Все это сразу было брошено в топку фотошопа… (Сейчас боюсь фоткать, потому что огонь может так разгореться, что пупок развяжется его в узде удерживать!)
Итак, пожалуй, именно с фотошопов началось мое чисто творческое послекризисное восстановление. Затем начались уже крупные попытки и в самой живописи: варианты «Цветов» и Грибов» (2006 год и далее) – в итоге их существует несколько серий. Хотя вторичность и сказалась, но все равно это мое, и это сила, пусть и небрежная, панковская. Панк господствовал и в рисунках всех этих лет - буквально чуть ли не до последнего времени. Но серией букетов осени 2007-го года (акрилом на картоне) и серией цветов весны 2008-го (эмалью на картоне) я могу гордиться (хотя и они не коммерческие – а я пытался…) Еще могу гордиться рисунками по фотографиям где-то году в 2013-м – там я возвращал себе фигуративность и сюжетность, слишком уж кардинально потерянные. Очень интересные рисунки, но дается эта манера непросто, выматывает…
Что было еще в те кризисные годы? Только бесконечная борьба за обновление избушек и двора, дачи (окончательно отвергнутые только где-то к 2007-му году – 20 лет им отдал, минимум) и бегание по всему инету с никому не нужными публикациями и сомнительными «общениями»… Но были и сравнительно интересные адресаты… Да и публикациям на неком «Юзерлайне» удалось раскрутиться – жаль, сам сервер накрылся (чья-то игрушка была?) Да и ЦИТАТЫ были не хуже нынешнего Рок-живописца раскручены… Еще стоит упомянуть мое пребывание на Стихах-ру – пытался раскручивать этих улиток на общение, но абсолютно неудачно… Стихи пишут улитки, сдвинутые и мещанки, украшающие свой быт…
Да, я забыл про фильмы – их тоже собирал (и собираю) – а еще и комментирую. Причем, как ни прискорбно, именно эти чисто утилитарные и довольно сумбурные «рецензии», похоже, и пользуются наибольшим спросом из всего, мной написанного! Просто смех… Людишки, как всегда, ищут утилитарной пользы (в данном случае, рекомендации, чего бы позырить) Позднее, до кучи, я составил нечто подобное и в отношении всех остальных «творчеств» и «творцов» - писателей, музыкантов, художников. Дал характеристики, комментарии, а где-то даже и проставил оценки, как в детском саду… И опять частично угадал спрос – про художников никто ничего не знает, а интересуются… Как и новыми коментами к песням БГ и прочих знаменитостей… (хотя я их и писать-то не хотел, будучи настроен сугубо антипоэтически – всего с десяток сделал… На тему Антипоэзии мной даже составлен целый сборник из собственных текстов разных лет – в двух частях, причем вторая как контрольный выстрел…)
Итак, Новое время, нынешний Подъем, начались примерно в 2014 году, после встрясок, связанных со смертью близких и потерей работы. К тому же на новой - ночной - работе у меня стали рождаться целые кучи разных практическо-творческих идеек…
Плюс Дневник – он есть уже и в Книге3, но тут я развернулся в этом смысле по полной, без малейших стеснений. Главная мысль: реальная жизнь не такова, какой творцами почему-то рисуется; с определенного возраста в ней нет и грамма любимого ими идеализма или романтики… И: надо быть предельно откровенным, чтобы избавиться от благих намерений, условностей и лицемерной фальши… – надо избавиться от искусств и религий! В общем, влияние реалити и блогов налицо… Минус в том, что выплеснул вместе с романтикой-искусством и почти все художество…
Плюс фундаментальные текстовые Проекты: «Смерть» и «Правила жизни», удачный «Путеводитель по ЦИТАТАМ», разнообразные более мелкие работы… А теперь еще и коронный номер: даже для меня самого поразительные «Коменты на Евангелие от Иоанна»…
Плюс разнообразные фото-панно и идеи по соединению фото и живописи; работы с выжиганием, обжиганием; даже рисования новых типов есть в повестке…
Плюс великолепные аудиозаписи всех интересных для меня писателей мира – очень реалистические, раскованные, смысловые, с коментами по ходу – и при этом энергетические… Проект начался в 15-м году и только недавно закончился (на этом этапе) Я уже давно делал попытки чтения текстов – прежде всего своих – и они-то у меня уже довольно давно стали хорошо получаться (записаны часть 3-ей книги и часть 1-ой), но тут я вышел на новый уровень, даже открыл в себе новый голос… Жаль, что потерял пока интерес к писателям (хочется живого общения!) Минус, однако, в том, что шепелявлю, грассирую и тембр имею не самый приятный и музыкальный… Еще надо бы самому все это прослушать – как бы со стороны… Ясно одно: за аудиозаписями как жанром огромное будущее, а нынешние «дикторы в отставке» и довольно таки безмозглые актеры записывают все звучно, с богатым тембром, но с катастрофическим отсутствием понимания произносимого текста…
Забыл: первой удачной попыткой, наверное, надо считать запись Евангелия еще на старой квартире – весьма вдохновенная и энергетическая (хотя условий не было никаких, аппаратура плохая… – на кухне, на маленьком холодильнике записывал!) Кроме того, забыл упомянуть про звуковые эксперименты авангардного типа – бормотания, попытки пения, наговаривание всяческих повторяющихся мычаний… Весьма энергетические и художественные вещи, но трудно понять, как это все должно развиваться… Не так давно был последний подступ к этой теме… (даже и просто петь не раз пытался!)
Художественные эксперименты тоже имеются, но несомненных удач не так много (кстати, наиболее яркие удачи этого рода - за все время - собрал в отдельную папочку… Это в придачу к прежним стараниям на Стихах-ру…)
Еще собрал воедино все тексты с темой сна – их море у меня, получилась большая книга…
Еще есть весьма любопытный проект «Я 3 - 97год - с постскриптумами - 13года» - уже тогда во мне было это нынешнее новое настроение, в котором на порядок больше осмысленности, но на порядок же меньше художества… «Постскриптумы» эти полны самокритики, часто весьма бесцеремонной…
Еще есть весьма замысловатые, вряд ли хоть кем-то понятые эксперименты «ОН» и «ОН с моими медитациями на стыках», а также эксперимент «Я3 и слова» с попыткой использования одних и тех же текстов в разных плоскостях…
Опять же, фотошоп обрел новое дыхание (полез из всех щелей! Он один, дай ему волю, мог бы заполнить все поле моей жизни… Та же «Призма» мигом породила более 5 тысяч штук изо – причем, я одной Призмой почти никогда не ограничивался, дорабатывал и накручивал далее…)
Еще: в 15-году весь летний сезон занимался экспериментами с рамками и оформлением картин и рисунков. Реализовывал весьма эксцентричные, панковские, природоцентричные идеи, пытался сочетать далекие друг от друга вещи. В 16-м меня завалило яблоками, а нынче, в 17-м уже всю весну идет что-то похожее на 15-ый, только идеи по «оформлению» процентов на 80 другие (в частности, больше обращаю внимание на ту же коммерцию, будь она неладна)
В 15-м же году была актуальна тема вышивок на одежде – «татуирование одежды». Я уже давно влюблен в орнаменты ацтеков и майя. Но нынешняя одежда мало к такому приспособлена, а само занятие требует времени и усидчивости. Тем не менее, кое-что хорошо получилось (кепки и т.д.) Другая идея – «вязаные эмблемы» - пока только в проекте…
В Контакте есть и опус «Образование, медицина, политика - жизнь» - на мой взгляд, невинный, но на прозе-ру его, тем не менее, запретили…
Т.е. ни один из проектов последних лет не шел у меня тяжело – словно созрел урожай, и яблоки сами посыпались градом…
Все думаю: моя Книга3 точно потолще Библии будет, но ведь и первые две ей вряд ли сильно уступят?! Сам себе удивляюсь… (не только в положительном смысле – слова не меняют людей…)
Наверное, надо добавить размышления о панке и постмодернизме… В классических вариантах это для меня просто мерзость, но, как ни странно, именно из этой мерзости выросли мои цветы, не ведая стыда. Т.е. я открыл положительнейшую сторону этих явлений: панк упраздняет классические богатства, постмодернизм позволяет обрести настоящий кругозор, невозможный ни при каком ином воззрении. Иисус был панком-бродягой и постмодернистом с неоднозначным, парадоксальным учением…
(Планы на будущее не буду описывать – это глупо и даже опасно, будущее всегда туманно и непредсказуемо…)
Свидетельство о публикации №217060300920