Первые полеты с сыном

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ С СЫНОМ 
               


Свои первые полеты на самолете сын Алексея и Ирины Максим совершил в 1962 году в возрасте шести и восьми месяцев. Первый полет- из Москвы в Евпаторию с мамой и отцом. Второй- из Евпатории в Москву- тоже с родителями, а третий- из Москвы в Евпаторию- только с отцом. Пока Алексей учился в Московском авиационном институте (МАИ), конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева (1888-1972) трудилось над созданием первого в мире серийного пассажирского реактивного самолета ТУ-104. Постановление Совета Министров СССР о создании этого самолета было принято 11 июня 1954 года, а уже 5 ноября 1955 года первый серийный самолет ТУ-104 поднялся в воздух!            


                Свои очередные отпуска в сентябре 1962 года Алексей и Ирина решили провести в Евпатории у мамы Алексея- Виктории Михайловны и его отчима- Ильи Сергеевича. Супруги поездке поездом предпочли полет, чтобы сократить сложности в пути, связанные с уходом за шестимесячным ребенком. Слишком привлекательны были преимущества самолета над поездом: преодолеть путь за два часа или за сутки.                В день вылета встали очень рано, так как билеты на пассажирский реактивный самолет ТУ-104 взяли на рейс 7 часов 50 минут. Накануне собрали вещи. Большой чемодан заполнила в основном одежда Максима. Попрощавшись с мамой Ирины, вышли из дома. Алексей нес тяжелый чемодан, а Ирина везла в коляске Максима. По пути к троллейбусу у чемодана оборвалась ручка. Возникла известная ситуация «чемодана без ручки»: нести тяжело и неудобно, а бросить- жалко… Доехали на троллейбусе до Площади Свердлова, где зарегистрировались на полет и сдали багаж, а затем на автобусе-экспрессе прибыли во Внуково, подъехали прямо к самолету.  Стюардесса предложила уложить Максима в специальной люльке, которая ему, видимо, так понравилась, что он проспал в ней весь полет. А Ирина и Алексей в это время справились с предложенным в полете вкусным изящно оформленным завтраком, беседовали, просматривали журналы и время от времени заглядывали в иллюминатор, любуясь проплывавшими за бортом красивыми облаками и дальними земными пейзажами. В десять часов самолет совершил посадку в симферопольском аэропорте. На такси приехали на евпаторийский автовокзал, расположенный недалеко от Свято-Николаевского собора. А затем решили вместо поездки на трамвае пройти пешком по родным для Алексея местам. Прогулялись по набережной (которая позже получит имя космонавта Валентины Терешковой), пересекли сквер имени Ленина и вышли на улицу Гоголя.    


                И вот, наконец, родной подъезд. На лестнице, ведущей на второй этаж, приехавших случайно встретила соседка Виктории Михайловны- Рената. Зашли в коридор, из которого постучали в дверь комнаты Виктории Михайловны. Никто не отозвался. Дверь оказалась не закрытой на ключ. Вошли, но в комнате никого не оказалось. Рената, увидев с балкона, что к подъезду приближается Илья Сергеевич, взяла Максима на руки и вышла с ним к лестнице. Когда Илья Сергеевич поднялся на второй этаж, она подошла к нему со словами:                -Алексей и Ирина только что прибыли с Максимом, а вот и сам Максим!  И показала его Илье Сергеевичу. Но Илья Сергеевич не поверил этому, и не захотел взять Максима на руки. Он думал, что его разыгрывают, пока не вошел в комнату. Из коммунальной кухни в комнату вошла и Виктория Михайловна. Вот тут-то и начались восторги! Все закружилось-завертелось! В центре всеобщего внимания- Максим! Он любезно принимал восторги, одаривая всех приветливыми улыбками. Когда суета встречи немного стихла, Виктория Михайловна накрыла круглый стол преподнесенным ей Ириной подарком- красивой скатертью, принесла из кухни еду и пригласила всех к обеду. В это время из школы вернулся Семен- брат Алексея. А вечером все отправились на прогулку по Набережной имени Горького в курзал (курортный зал)- Парк культуры и отдыха имени Фрунзе. Этот день, начавшийся очень рано в Москве, а закончившийся поздно вечером в Евпатории, показался бесконечным- маленькой вечностью.       


                Для приехавших началась курортная жизнь: вставали примерно в 8-9 часов утра и после завтрака отправлялись на пляж. Купались, загорали, читали, фотографировались. Алексей привез и купленную в этом году портативную кинокамеру «Экран», чтобы запечатлевать происходящее с первых дней рождения сына. Удавалось иногда и поиграть в пинг-понг на территории санатория «Ударник». Посмотрели фильмы «Странствия Одиссея» и «Привидения в замке Шпессарт» в летнем кинотеатре «Евпатория», расположенном в сквере имени Ленина. А вечерами отправлялись на прогулки. Очень быстро пролетели здесь десять дней. Возвращаться в Москву решили тоже самолетом. И вот снова предстоит разлука. Природа провожала Алексея, Ирину и Максима дождем, а Виктория Михайловна- слезами расставания… Вызванное такси опаздывало. Звонили на автовокзал. Переволновались: как бы не опоздать на рейс из аэропорта. Хотя такси опоздало на полчаса, в аэропорт прибыли за час до вылета по расписанию. Ждать, однако, пришлось больше, так как вылет задержали на час. В детской комнате аэропорта перепеленали Максима и отправились на посадку. Первое и второе воздушные путешествия Максима свершились. Летели на высоте 10 километров со скоростью 800 километров в час. За два часа такого полета Алексей мог бы на земле успеть добраться лишь от квартиры в Москве до своей работы в Подлипках (ныне город Королев).   


                А третий полет Максима оказался заранее не спланированным и неожиданным. Узнав о жизненных сложностях, возникших у Ирины и Алексея по уходу за Максимом, Виктория Михайловна предложила привезти к ней внука. И вот в этот третий для Максима полет Алексей и Ирина с сыном отправились из дома в одну из ноябрьских суббот 1962 года. На такси приехали на Площадь Революции. Здесь Алексей  зарегистрировался на рейс и сдал багаж: деревянную детскую кроватку, коляску, чемодан и две большие сумки (общий вес багажа- 54 килограмма!). Вспомнилось стихотворение Самуила Маршака «Багаж»: «Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку…»
Попрощавшись с Ириной, Алексей вошел с сыном в автобус-экспресс, доставивший их в 14 часов 30 минут в аэропорт Внуково. День был пасмурный, шел дождь. Объявили, что рейс задерживается на два часа. Алексей с Максимом зашел в комнату матери и ребенка и здесь ожидал объявления посадки на самолет. Покормил сына из бутылочки. И вот, наконец, они оказались на борту ТУ-104. Приземлились в симферопольском аэропорте в 19 часов. Странно, что никто Алексея и Максима здесь не встречал. А ведь Алексей сообщил маме о рейсе, которым они вылетят. В аэропорте не оказалось ни одного автобуса или такси, отправляющихся в Евпаторию. Как быть? Ведь надо еще справляться с багажом: 54 килограмма!   


                Среди пассажиров оказались две женщины, которые ехали в Евпаторию на лечение. Алексей попросил их помочь ему с багажом, предложив им помощь в Евпатории по приобретению лечебной курсовки. Сказал им также, что они смогут переночевать в комнате мамы. Они согласились с таким вариантом взаимопомощи. Чтобы добраться до Евпатории, Алексей предложил женщинам приехать сначала на автобусе на автовокзал Симферополя и отсюда рейсовым автобусом отправиться в Евпаторию. Так и сделали. Из запаса питания для Максима к этому времени остались три бутылочки: с молоком, сливками и киселем. Чтобы согреть их, Алексей зашел с Максимом в привокзальный ресторан и попросил одну из официанток нагреть бутылочки в теплой воде. Предупредил, что надо нагревать их очень осторожно, так как они охладились на морозе. Официантка заверила, что так и сделает. Но когда она через некоторое время появилась, плохо скрываемое смущение и огорчение на ее лице насторожило Алексея:                -Вы знаете, одна из бутылочек лопнула,- виновато сообщила официантка. Что на это можно было сказать? Осталось две бутылочки: со сливками и с киселем. А ведь впереди еще долгая дорога. Но сын этого не знал и уже просил покушать. Алексей решил накормить Максима сливками, а бутылочку с киселем спрятал во внутренний карман зимнего пальто.      


                Объявили посадку на автобус. Дорога в Евпаторию заняла два с половиной часа, хотя расстояние- всего 64 километра. В автобусе сыну снова захотелось кушать. Его жалобные просьбы настраивали пассажиров на сочувствие ему.                -Мужчина, дайте же ребенку еду, зачем вы его мучаете?- укоряли Алексея наиболее сострадательные женщины. Но Алексей решил дать Максиму оставшийся кисель попозже, когда проедут хотя бы половину пути. Расчет его оказался правильным. Выехав из Симферополя в 21 час, автобус прибыл в Евпаторию в 23 часа 20 минут! И тут, на автовокзале, оказались брат Алексея Семен и соседка мамы- Рената. От них Алексей узнал о событиях, происходивших в Евпатории во время своего с сыном путешествия. Оказалось, что когда мама Алексея позвонила в справочное бюро аэропорта, ей ответили, что этот рейс отменен. Через некоторое время она снова позвонила, и ей сказали, что самолет вылетел с опозданием. Заказывать такси было уже поздно, поэтому встречать Алексея с сыном отправились на евпаторийский автовокзал Семен и Рената. До дома доехали на автобусе. Когда вошли в комнату, увидели Викторию Михайловну в слезах. Ей давали валерьянку. Слезы переживаний сменились слезами радости! На ночлег разместили и женщин, помогавших Алексею в пути. Алексей помог им достать курсовку для лечения.


                В этот дождливый воскресный день он приобрел и оформил авиабилет на обратный рейс, а также купил билет на автобус в аэропорт. Маме и отчиму он предложил посмотреть вечером фильм «Багдадский вор» в новом кинотеатре «Ракета». С Максимом согласился остаться Семен. Наступил следующий день- понедельник, когда Алексей должен был возвращаться домой, так как на работе ему дали отпуск только на этот один рабочий день. С утра отправились  на прогулку по набережной в парк курзал, фотографировались. Максим под воздействием волшебного лечебного морского воздуха крепко спал в коляске. Радовало ласковое солнце. После прогулки Алексей, бегло перекусив, распрощался со всеми и вышел из дома с отчимом, чтобы ехать на трамвае на автовокзал. Трамвая долго не было, решили добираться до автовокзала пешком, чтобы не опоздать на рейс в аэропорт. От быстрой ходьбы Алексей взмок: нес чемодан  и электро-духовку. Отчим старался не отставать. 


                Попрощавшись с отчимом, Алексей рейсом 12 часов 25 минут отправился в аэропорт. Самолет ТУ-104 вылетел в 15 часов 45 минут. Москва не приняла его из-за сильной снежной бури. Этот самолет в то время не имел оборудования системы «слепой посадки». Приземлился в аэропорте Ленинграда. Здесь собралось очень много пассажиров с других рейсов, перенаправленных со многих аэропортов. Пассажирам предлагали отправляться поездом или рейсами на самолетах ИЛ-18, оборудованных системой «слепой посадки». Алексей решил лететь на самолете ИЛ-18, так как не хотел опоздать на работу. Самолет вылетел в 21 час. Над аэропортом Шереметьево из-за непогоды он несколько раз пытался совершить посадку, но каждый раз уходил на новый круг. И вот, наконец, в 1 час 30 минут ночи он совершил посадку. Когда Алексей вышел на трап, снежная вьюга была такой сильной, что не видно было даже навигационных огней на концах крыльев. Домой он добрался в три часа ночи. Рассказал Ирине о приключениях во время путешествий. А в шесть часов утра проснулся, чтобы ехать на работу в Подлипки.   
                Юрий Жданов    04.06.2017


Рецензии