О том, как спастись
Причастие — отрада.
Три дня молитвы и поста,
Но мне добраться надо.
И пусть нелегок этот путь,
Пусть полон он засад,
Пусть не пытаются вернуть —
Дороги нет назад!
Засиделся я за рукописью до глухой ночи, когда любые шорохи звучат, словно громовые раскаты. Догорала свеча в потемневшем от времени бронзовом подсвечнике.
Время пролетело незаметно, а всего-то дел: переписывать страницы книг...
Поскольку на сервере «Проза.ру» отсутствует подчеркивание, слова в рукописи выделены мною написанием прописными буквами.
Всматриваясь в непроглядный мрак за окном, разлившийся над миром, услышал я довольно громкое шуршание. Крупная ночная бабочка пробралась в мою келью и, сделав несколько кругов, бьющих игрой теней, устремилась к огню…
О ТОМ, КАК СПАСТИСЬ
Кто это так докучал вам вопросом, как спастись? — будто он не решен, и нам первым приходится приступить к сему делу! Христианство что есть? Образ спасения падшего. Господь Иисус Христос ПРИИДЕ В МИР ГРЕШНЫЯ СПАСТИ… (1 Тим. 1:15) (выделено в издании). Дело ясное. Что ж и задумываться? Сколько уж знаем мы спасенных? А как они спаслись? В Церкви Христовой. Пусть живет, как велит Церковь, И СПАСЕТСЯ. Да верует только всему В ПРОСТОТЕ НЕВЗЫСКАТЕЛЬНОГО СЕРДЦА, а изыскательность и совопросничество пусть бросит и не возмущает ими тихой области веры. Кому не совсем ясно, чем и как совершается в Церкви Божией спасение, тому вот что надо сказать: «Веруй во все, во что веровать повелевает Святая Церковь, и, приемля благодатные силы через Таинства и возгревая их через участие во всех других священнодействиях и через исполнение всех других постановлений Святой Церкви, ИДИ НЕУКЛОННО ПУТЕМ ЗАПОВЕДЕЙ, Господом Иисусом Христом нам прописанных, ПОД РУКОВОДСТВОМ ЗАКОННЫХ ПАСТЫРЕЙ, И СПАСЕШЬСЯ». — Если осмотреться кругом, то увидим, что все сие уже действует окрест нас! Смиренно убо да уповаем на принесенную нам благодать откровением Иисус-Христовым, НЕ КОЛЕБЛЯСЬ НЕДОУМЕНИЯМИ И СОМНЕНИЯМИ.
Святитель Феофан Затворник
(Письмо 38).
[Святитель Феофан Затворник Вышенский. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. — М.: Лепта Книга, 2008 — 800 с. (Путь святости. Вып. 4).]
БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД
<…> Святой Константин (Кирилл) мог в связи с миссионерской деятельностью написать катехизическое сочинение для славян. Возможно, он оставил его на Руси еще в 861 году. Но, возможно, оно пришло к нам позднее из Болгарии. В таком случае князь Владимир мог ознакомиться с этим сочинением до своего крещения — ему его могли читать. Сведения об этом чтении и самый текст трактата Кирилла Философа впоследствии оказались в распоряжении летописцев конца XI — начала XII века вместе со сведениями о проповеди греков, приходивших из Византии к Владимиру около 986 года. Летописец мог воспринять текст сочинения Кирилла как запись содержания устной проповеди Владимиру. В таком случае он должен был сделать то, что мы и видим в «Повести временных лет», а именно — убрать имя Кирилл, как «ошибочно» попавшее в заглавие сочинения, и оставить прозвище «философ» (в отличие от некоторых позднейших книжников летописец XI — XII веков знал, что Кирилл Философ жил за сто лет до Владимира).
Таким образом, в нашей «Повести временных лет» под видом проповеди «философа» князю Владимиру может скрываться не сохранившийся нигде больше богословский ОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ трактат равноапостольного Кирилла.
Впрочем, замечательно здесь не только предполагаемое нами авторство Кирилла, но и содержание текста. Оно ясно показывает, какую веру принимала (и приняла!) Русь в те далекие времена. Сочинение настолько стройно, последовательно, глубоко и в то же время ПРОСТО раскрывает основные события Священной истории и некоторые вероучительные истины, что сохраняет свое богословское значение и ПО СЕЙ ДЕНЬ.
«Беседа» Владимира с «философом» [Повесть временных лет. — В кн.: «Памятники литературы Древней Руси» (XI — начало XII века). М., Художественная литература, 1978. Перевод и комментарий акад. Д.С. Лихачева. (с. 103-121)] сводится к самому важному и главному — к вопросу о Боговоплощении: «ЗАЧЕМ ЖЕ СОШЕЛ БОГ НА ЗЕМЛЮ И ПРИНЯЛ… СТРАДАНИЕ?» Ответил же философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку С САМОГО НАЧАЛА…». Владимир же сказал: «Рад послушать». И начал философ говорить так: «Вначале, в первый день, сотворил Бог небо и землю…» Следует свободное изложение первой главы книги Бытия, в которое очень органично включается и то, чего нет в Священном Писании. «В четвертый день», когда Бог «сотворил солнце, луну, звезды и украсил небо… увидел все это первый из ангелов — старейшина чина ангельского и подумал: «Сойду на землю и овладею ею, и буду подобен Богу, и поставлю престол свой на облаках северных». И тотчас был СВЕРГНУТ с небес, и за ним пали те, кто находился под его началом… Было имя врагу — Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила, Сатана же (окончание имени «ил» или «эл» означающее «Бог», «Божий», отпадает от имени архангела вместе с его отпадением от Бога. — Авт.), обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался ПРОТИВНИКОМ Богу». Эта вставка в повествование позволяет точнее понять историю ГРЕХОПАДЕНИЯ: «Диавол же, увидев, как почтил Бог человека, стал ему (человеку. — Авт.) ЗАВИДОВАТЬ, преобразился в змия, пришел к Еве» и начал искушать ее, как о том сказано и в Священном Писании. ГРЕХОПАДЕНИЕ Адама и Евы и изгнание их из Рая названы в трактате «ПЕРВЫМ НАШИМ ПАДЕНИЕМ И ГОРЬКОЙ РАСПЛАТОЙ», «отпадением от ангельского жития» (следует понимать — «подобного ангельскому» по святости и чистоте. — Авт.). Далее повествуется о БРАТОУБИЙСТВЕ Каина, о том, как «диавол РАДОВАЛСЯ» падению человека, и о том, что человек СТАЛ ПОДВЛАСТЕН ИСКУШЕНИЯМ ЕГО. Затем сообщается, что Каин взял одну из дочерей Адама и Евы, а Сиф — другую, и так началось УМНОЖЕНИЕ человеческого рода. После этого следует быстрый переход к временам Ноя: «И НЕ ПОЗНАЛИ (люди. — Авт.) Сотворившего их, исполнились БЛУДА И ВСЯКОЙ НЕЧИСТОТЫ, И УБИЙСТВА, И ЗАВИСТИ, И ЖИЛИ ЛЮДИ, КАК СКОТЫ. Только Ной один был праведен в роде этом». Далее подробно описано строительство Ноем, по Божию повелению, ковчега и упомянута проповедь Ноя людям, возвещавшая о грядущем потопе. Но люди «ПОСМЕЯЛИСЬ НАД НИМ». Затем автор переходит к строительству Вавилонского столпа и подробно описывает его духовно-исторические последствия. Относительно подробно описаны важнейшие события жизни праведного Авраама. Бегло, но точно сказано о рождении Исмаила от Агари, Исаака от Сары, Иакова и его двенадцати сыновей — родоначальников «колен» ИЗРАИЛЯ. Затем, минуя историю Иосифа, автор говорит о вселении Иакова в Египет, о рождении Моисея и останавливается на истории изведения им, по Божию велению, ЕВРЕЕВ из египетского рабства. Вкратце упомянув о ПРООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ в путешествии Израиля по пустыни (обращении горькой воды Мерры в сладкую, даровании манны), о получении Моисеем «закона на горе Синайской» и о том, как в это время ИЗРАИЛЬТЯНЕ «отлили (из золота. — Авт.) голову тельца и поклонялись ей, как богу», повествователь сообщает о вступлении в «землю обетованную». Очень кратко сказано об эпохе Судей и подробней — о поставлении царя Саула и избрании затем на царство ДАВИДА, подчеркнуто, что «Давиду этому обещал Бог, что родится Бог от племени его». Далее автор трактата переходит к рассказу об ОТСТУПЛЕНИИ ИЗРАИЛЯ ОТ БОГА в идолопоклонство и о начале ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ Божиих, которых стали УБИВАТЬ ИУДЕИ. «Разгневался Бог на Израиля и сказал: «ОТВЕРГНУ от Себя, ПРИЗОВУ ИНЫХ ЛЮДЕЙ, которые будут послушны Мне. Если и согрешат, не помяну беззакония их». И стал посылать пророков, говоря им: «Пророчествуйте об ОТВЕРЖЕНИИ ЕВРЕЕВ И О ПРИЗВАНИИ НОВЫХ НАРОДОВ». Далее приведены многие выдержки из пророческих книг ОБ ОТВЕРЖЕНИИ ИЗРАИЛЯ и призвании НОВЫХ НАРОДОВ, после чего логично и естественно сделан переход к пророчествам о явлении Бога «ВО ПЛОТИ», искуплении Его страданиями греха Адама, т.е. о Мессии, об обстоятельствах Его земной жизни, крестных страданиях, Воскресении из мертвых.
Это место особенно подтверждает авторство равноапостольного Кирилла. Проповедь о Христе в связи с отвержением евреев и избрании новых народов — его излюбленная тема, естественно вытекавшая из споров с представителями иудаизма. Не дословно, но по содержанию и смыслу это место точно соответствует описанию полемики Кирилла с иудеями в «Хазарии» [Житие Константина, Житие Мефодия, «О письменах» Черноризца Храбра. — В кн.: Сказания о начале славянской письменности. М.: 1981. Вступительная статья, перевод и комментарий Б.Н. Флори (с. 81-82)].
После упоминания о сошествии Господа во АД и «освобождении узников», там пребывавших, в повествовании вставлен «вопрос» князя Владимира: «Когда же это сбылось? И сбылось ли все это? Или еще только теперь сбудется?».
<…> Как бы в ответ на этот вопрос следует краткое повествование о выведении ЕВРЕЕВ «в плен в Ассирию» на семьдесят лет, о возвращении оттуда и начале царствования Ирода. Затем подробней излагаются БЛАГОВЕЩЕНИЕ, РОЖДЕСТВО «Слова Божия» — Иисуса Христа, бегство в Египет, возвращение в Назарет, начало проповеди Спасителя, избрание двенадцати учеников, КРЕЩЕНИЕ в Иордане от Иоанна РАДИ ОТКРЫТИЯ «ОБНОВЛЕНИЯ НОВЫМ ЛЮДЯМ». Затем кратко, но точно изложена Евангельская история до Сошествия Святого Духа на Апостолов в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. «Когда приняли обетование Святаго Духа, то разошлись по вселенной, УЧА И КРЕСТЯ водою», — так заканчивается эта часть сочинения.
Потом вставляется еще один, последний, «вопрос» князя Владимира, в котором, собственно, содержатся три вопроса: «Зачем родился Он от жены, был распят на древе и крестился водою?» Эти вопросы чрезвычайно ценны для нас: в них отражается то, что более всего интересовало РУССКИХ ЛЮДЕЙ того времени в Священной истории и учении ХРИСТИАНСТВА.
Трактат отвечает на первый вопрос так: «… через жену была первоначальная победа диавола, так как через жену… был изгнан Адам из Рая; через жену же воплотившись, Бог повелел ВЕРНЫМ ВОЙТИ В РАЙ». На второй вопрос дан ответ: «А на древе был распят потому, что от ДРЕВА вкусил Адам и из-за него был изгнан из Рая … И ДРЕВОМ ЖИЗНИ СПАСУТСЯ ПРАВЕДНЫЕ». В связи с третьим вопросом говорится, что «обновление водою» совершилось, с одной стороны, потому, что водою Бог «ПОТОПИЛ ЛЮДЕЙ» при Ное. «Потому-то и сказал Бог: «Водою погубил я людей за грехи их, теперь вновь водою очищу от грехов людей — ВОДОЮ ОБНОВЛЕНИЯ». Ибо первой была сотворена вода; сказано ведь: «Дух божий ношашеся верху воды», потому и ныне КРЕСТЯТСЯ водою и Духом». Короткое, но исчерпывающее разъяснение онтологической природы «воды» как первичного состояния материи мира (и первого космоса, и обновленного — нового неба и новой «земли» — Царства Небесного!). Автор использует эту тему, чтобы вновь вернуться к вопросу об ОТВЕРЖЕНИИ ЕВРЕЕВ И ИЗБРАНИИ НОВЫХ НАРОДОВ. В этой связи он толкует «руно Гедеона» (Суд. 6, 36-40) следующим образом: «Это прообразовало, что все иные страны были прежде без росы, а иудеи — руно, после же на других странах стала роса, которая есть СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ, а ИУДЕИ остались без росы».
«Когда апостолы учили во всем мире веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их» — так в сущности заканчивается проповедь-оглашение. Но в летописи за этой «концовкой» следует еще такой текст: «Установил же Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведникам — Царство Небесное, красоту неизреченную, веселие без конца и безсмертие вечное; грешникам же мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится. И сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором было написано (изображено. — Авт.) судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в Рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
Протоиерей Лев Лебедев
[Крещение Руси. 988 — 1988. — М.: Издание Московской Патриархии, 1987. — 170 с., илл.]
ЗАПОВЕДИ БОЖИИ
I. Десять заповедей Божиих
1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный*, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
II. Две заповеди Господни о любви
1. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею.
2. Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. XXII, 37, 39).
III. Заповеди блаженства
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
_______
* Еврейское слово «суббота» означает покой. У христиан вместо субботы празднуется воскресение.
[Краткий Православный молитвослов. — М.: Издание Московской Патриархии, 1990. — 144 с.]
(Примечание: I — Исход, глава 20, стихи 2-17; Второзаконие, глава 5, стихи 6-21. III — Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-4).
НАУКА ИЗ НАУК
Ученик. Батюшка, назначьте мне какое-нибудь келейное правило.
Старец. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. XIV, 38).
«Непрестанно молитесь» (1 Сол. V, 17). Вот тебе правило.
Ученик. Вы даете мне свободу и не устанавливаете никакого правила. И я очень скорблю об этом, потому что желаю спастись.
Старец. Брате мой, и я желаю тебе спастись так же, как самому себе. Но зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два — ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что когда объезжают молодую лошадь, то сначала на нее кладут немного тяжести, а, когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении. Что пользы будет, если установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы все это исполнить, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не заметишь, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя ДОЛЖНИКОМ пред Господом Богом и воссылать сердечные к Нему молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету. Я, брат мой, не желаю иметь тебя под законом, но под благодатью.
Насколько в нашей жизни приобретаем мы усердие к всегдашнему памятованию Господа, настолько познаем Его и в будущей жизни.
И мы с тобой начнем сначала говорить безпрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», но ум свой отклоним от СЧЕТА молитв и не будем считать себя праведниками исправными, а лучше будем сознавать себя великими грешниками.
Ученик. Не грех ли молиться сидя и лежа?
Старец. Нам старцы говорили: «Хотя бы вверх ногами, да творить молитву; многие по немощи лежа творили молитву да бесов стоящих побеждали полки».
Ученик. Что мне делать? Я скорблю: послушание мое суетное и многолюдное, не нахожу времени и места, чтобы собрать помыслы и помолиться.
Старец. Преподобный Феодосий Великий учил, что не в уединении тела, а в предстательстве пред Богом и тишине сердечной совершается монашеское житие.
Ученик. Батюшка, простите меня Господа ради, я все предаюсь невоздержанию чрева и празднословию.
Старец. Грей-ка змейку на свою шейку. Ты как невоздержанный извозчик, который когда едет по дороге, то на каждом перепутье останавливается, где — попить, где — поесть, так что приедет домой с одним кнутом, даже лошадей и всю сбрую пропьет. Так и человек невоздержанный явится домой, то есть к будущей жизни, с обнаженной душой, без добрых дел.
Ученик. Батюшка, доколе может стоять человек в добродетели?
Старец. Дотоле, доколе умом своим от Бога не отступает, а то, как муха в сметане, погибнет.
Ученик. А всегда ли бывает на душе отрада?
Старец. Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись, а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.
Ученик. Батюшка, простите меня, вот сколько времени живу я в монастыре и не приучил себя ни к чему доброму. Как свинья, во блате валяюсь.
Старец. А что ты за человек, что хочешь добродетели стяжать без трудов? Не успел еще опериться, а хочешь лететь. Что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда безпрепятственно можем исполнять все свои желания: захотим что есть — едим, захотим спать — спим, а если захотим бороться против этого, то увидим скорби.
Шел я как-то по саду и вижу, что садовник с молодых яблонь срывает цветы. Я спросил его, зачем он срывает цветы. А он мне и говорит, что если не срывать, то будут плоды. Я спрашиваю опять: «Что же, это хорошо, что плоды будут». А садовник говорит мне в ответ, что эти плоды повредят самой яблоне и она впоследствии будет безплодная. Они вытянут сок из корня, и она может погибнуть, но, когда корень возмужает, тогда яблоня и плоды будет приносить сугубо. Вот видишь ли, так и человек плоды дает в свое время.
СМИРЕНИЕ пусть восполняет недостаток других добродетелей. И у царя земного не все воины бывают генералами — есть и офицеры, и простые солдаты. Так и у Царя Небесного: если не будешь генералом, то будешь простым солдатом, а все же — воин Небесного Царя.
Ученик. Всем одинаково предстоит труд смирить себя?
Старец. Разно бывает — смотря по тому, кто каким путем идет. Но только этот труд легче для ПРОСТЫХ сердец, у которых вера сильнее и простоты больше.
Вы желаете взять на себя великое, а оно достигается только скорбями, терпением и непрестанным призыванием имени Господня. Многие брали на себя много, но, не испытавши себя прежде терпением в скорбях, все растеряли, и все их подвиги не устояли, как неправильные, потому что только смирением и терпением побеждаются тщеславие, самолюбие, гордость, уныние и другие подобные страсти.
И об искусстве воинов мы судим не по тому, как они учатся артикулу и манерам, но когда они, побывав много раз в сражениях, побеждают или бывают побеждены.
Бог видит все желания и воздыхания наши, от Него ничто не утаится, но все-таки и с нашей стороны требуется борьба с самим собою и сопротивление своим страстям.
Ученик. Батюшка, почему бывает так много людей, которые благоугождают Господу Богу, но не имеют особенных духовных дарований?
Старец. Как в мирской жизни бывает, что богатый господин доверяет свое богатство верному и надежному приказчику, зная, что его богатство в руках этого человека будет сохранено, так и Господь ниспосылает особенные дары таким лицам, кои употребят их во спасение себе и ближним.
И еще скажу тебе: малоразумное дитя просит у отца своего ножик, но отец не дает его, зная, что дитя по неразумию своему может им себя порезать.
Ученик. Батюшка, мы читали в житии святителя Тихона, епископа Задонского, что он пред кончиной причаститься Святых Таин НЕ СПОДОБИЛСЯ, так как не успели рано отслужить Литургию, а ведь святые мощи его прославлены.
Старец. Но разве только те бывают святыми, которые часто причащаются Святых Таин? Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся.
Ученик. Батюшка, почему Вы так мало говорите, хотя бы я желал более знать и слышать от Вас?
Старец. О, брате мой, не желай без времени о многом знать, старайся опытом и делом учиться, тогда вернее обо всем будешь знать. Нам старцы говаривали: «Если человек богатеет мирскими благами, тогда он бывает скупее и расчетливее, а у кого приход с расходом равен бывает, тот не бережет копейки» — так же и в духовной жизни бывает.
Да даст Господь Бог разум и просветит ум УВИДЕТЬ СЕБЯ, и чтоб обновилась душа благодатию Всесильного Бога и приняла силу ко исполнению святых Его заповедей, ибо страх — отец, а внимание — матерь ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ. Тот же рождает СОВЕСТЬ ЧИСТУЮ. А кто сие творит, и душа того, как в некоей воде чистой и невозмущенной, узрит свою красоту. От познания себя, от спасительного страха рождаются начатки и корень ПОКАЯНИЯ. А честь мира сего и богатства подобны мгле утренней, которая очами человеческими зрится и покрывает землю и горы, леса и моря и, когда возвеет ветер, тотчас исчезает, как не бывшая.
Иеросхимонах Александр (Стрыгин)
[Утешение в унынии. — М., «Свет Православия», 2007. — 352 с., илл. (Составление — священник Виктор Кузнецов)]
ЮНОША
Был в Константинополе юноша (Георгий) лет двадцати, благообразный телом, но еще более — душею и сердцем. Познакомился он с некоторым мужем святым, иноком одной из Константинопольских обителей, и, открыв ему все тайны сердца своего, сказал, что усердно хочет спастись, и великое имеет желание оставить мир и сделаться иноком. Честный старец одобрил это намерение, преподал ему нужные наставления и дал прочитать КНИГУ св. Марка подвижника. Юноша принял эту книгу, как из рук Божиих, в полной УВЕРЕННОСТИ, что получит от нее великую себе пользу и, пришедши домой, тотчас принялся читать ее с благоговейным вниманием; прочитал всю трижды и четырежды, и после все еще не выпускал ее из рук. Он напитался из ней духовною пищею, и все еще хотел питаться. Однакоже из всего, содержащегося в той книге, он избрал себе в руководство три ТОЛЬКО главы, которые и положил исполнять со всем вниманием, неопустительно. Первая: «Если желаешь исцеления душе твоей, всяким хранением храни СОВЕСТЬ СВОЮ ЧИСТОЮ, чтоб она ни в чем не обличала тебя, и какие бы дела (добрые) ни внушала она тебе делать, делай их не тяготясь, и получишь ПОЛЬЗУ». Вторая: «Ищущий и чающий получить действие Св. Духа, прежде исполнения заповедей Божиих, подобен купленному рабу, который просит у господина своего себе свободы в тот самый час, когда тот еще только расплачивается за него». Третья: «Кто молится только устами, и не стяжал еще разума духовного, и не умеет молиться умно, тот подобен слепцу, который вопиял: «Сыне Давидов, помилуй мя!» Кто же стяжал разум духовный и молится умно, тот подобен тому же слепцу, но уже исцеленному от слепоты, когда он, получив просвещение очей своих, увидел Господа, и уже не именовал Его Сыном Давидовым, а исповедал Сыном Божиим и поклонился Ему, как подобало».
Эти три главы по душе были юноше тому, и он принял ИЗВЕЩЕНИЕ В СЕРДЦЕ своем, что незаметно получит великую пользу, если будет внимать своей совести, что насладится дарами Духа Святого и получит силу от Него, если будет хранить заповеди, и что по дару Духа Святого сподобится того, что отверзутся очи его и он узрит Господа. Упование увидеть неизреченную красоту Господню, уязвило сердце его любовию к ней и он возымел великое желание узреть ее. И однако ж он ничего особенного не делал, а только всякий вечер, отходя ко сну, не прежде возлегал на одр, как совершив молитву и поклоны, как заповедал ему старец тот. Так прошло несколько времени.
«В один вечер, когда исполнял он старцево молитвенное правило, СОВЕСТЬ сказала ему: сотвори и еще другую такую же молитву и другие поклоны, говоря, Господи Иисусе Христе, помилуй мя! — многократно сколько сможешь. Он охотно внял совести и усердно исполнил, что она внушала ему, веруя, что Сам Бог говорил ему ЧРЕЗ СОВЕСТЬ. С того времени он уже никогда не возлегал на одр свой прежде, чем не исполнит всего, о чем говорила ему СОВЕСТЬ, что он может то исполнить. Это одно и мог он делать, ибо на нем лежало управление дома одного вельможи, и днем он не имел свободного для молитвы ВРЕМЕНИ; только вечером всегда уже молился он столько, сколько заставляла его СОВЕСТЬ».
«Мало-помалу начало согреваться сердце юноши и очи источать слезы умиления; творил он частые коленопреклонения, возсылал молитвы и к Богоматери с воздыханиями и болезнию сердечною. Помышляя, что предстоит пред Господом, он мысленно припадал к пречистым ногам Его и со слезами умиления умолял Его, умилосердиться над ним, как над слепым, и даровать свет умным очам его. День ото дня росла и СВЕТЛАЯ МОЛИТВА его и, углубляясь, длилась иногда до полуночи. Неподвижно стоял он тогда, как столп какой, и очей своих не обращал туда и сюда, чтоб видеть что-нибудь, а стоял с великим страхом и трепетом, не дремля, не тяготясь, не унывая».
«В один вечер, когда молился он по обычаю и в уме своем говорил мысленно: «Боже, милостив буди мне грешному», внезапно осенил его умный свет Божественный. Будучи пленен таким видением, юноша забыл себя и не понимал: на земле ли он, или на воздухе, весь мир исчез пред ним, и сам он весь изменился, быв проникнут тем Божественным действием, и исполнен слез и радости неизреченной, которая не отходила от него и тогда, когда он пришел в себя. Всю эту ночь не спал он; сон и на ум не приходил ему от сладости духовной, наполнявшей сердце его. После этого сладость умиления не отходила уже от сердца его, и отгоняла от него всякий мирской и плотской помысл: он стал ко всем вещам безчуствен до того, что сон и пища не приходили ему на ум, и он проводил в посте и бдениях многие дни».
«Дивно и достохвально, что двадцатилетний юноша, озабоченный делами житейскими и мирскими, и кроме них ни о чем высшем не помышлявший, а только малое нечто слышавший от старца, и те три слова усвоивший из душеспасительной КНИГИ, малым тем подвигом, который нес с ИСКРЕННЕЮ ВЕРОЮ и упованием, в короткое время достиг такого совершенства духовного, что пленен был в видение умное, сподобился Божественного просвещения, и вкусил сладости духовной, облегчившей ему весь последующий путь жизни. Так-то ни юность не вредит, когда она исполнена страха и вожделения Божественного, и жизнь СРЕДИ МИРА В САМОМ ШУМНОМ ГОРОДЕ не помешает нам творить ЗАПОВЕДИ Божии и преуспеть в жизни духовной, если только имеем усердие».
Добротолюбие, ч. 1, стр. 76
[Искатель непрестанной молитвы. — М. Издание братства «Неопалимая Купина» при участии Издательства «Храм», (16.08.1991 г.) — 224 с.]
(Название главы в издании: «Бисеры Божии — драгие, из св. Добротолюбия: образы молитвенников»).
ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК
Сознание своей греховности, сознание своей немощи,
своего ничтожества — необходимое условие для того,
чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом.
Святитель Игнатий Кавказский (I, 155)*
Молодые люди часто стремятся немедленно достичь совершенства. Кончается это, как правило, срывами, тяжелыми потрясениями, глубоким разочарованием, а нередко и гибелью мечтателя. Опытный учитель поэтому ведет своего воспитанника, постепенно увеличивая нагрузки, чтобы таким образом последний мог действительно достичь многого. Этот путь является единственно верным в аскетике. Ибо без повседневного ТРУДА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ и познания своей НЕМОЩИ и своего НЕДОСТОИНСТВА перед Богом, подвизающийся непременно возгорится исканием в молитве благодатных состояний и незаметно для себя станет на путь так называемой естественной мистики, самовнушения, получая и соответствующие плоды. Экстатические состояния нехристианских мистиков, для многих из которых сама идея личного Бога, а тем более признание Христа Воскресшего вполне чуждо, ярко свидетельствуют о возможности достижения неблагодатных, однако очень сильных нервно-психических переживаний.
Но то, что для языческих мистиков, не знающих о благодати Божией, является искомым и, так сказать, естественным результатом, то для христианского подвижника оказывается ловушкой, обманом, заблуждением — ПРЕЛЕСТЬЮ. Поэтому святитель Игнатий пишет: «Но если в тебе кроется ожидание благодати, — остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытом удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором ГОРДОСТЬ. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть… Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати… От ложных понятий являются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов (II, 321).
Он предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны ГРЕШНИКУ. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с САМООТВЕРЖЕНИЕМ. Тогда явится в тебе ИСТИННЫЙ ПЛОД молитвы: ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ». (I, 149). «Не устремимся к исканию наслаждений при молитве нашей!» (I, 164). «Искание само собою уже есть обольщение…» (II, 200). «Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина его — неведение или недостаточное знание и гордостное признание себя способным к благодатной молитве и достойным ее» (II, 272).
Напротив, у Странника [Здесь и далее ссылки даются на «Откровенные рассказы Странника духовному отцу своему» по изданию: Paris: YMCA-Press, 1973.] на пространстве всех его рассказов слышится активное искание сердечных переживаний благодатных плодов молитвы. Он с воодушевлением говорит, что Отцы «ободрительно уверяют, как доступно и легко можно достигнуть сих сладостных внутренних ощущений в молитве; и сколь они вожделенны, как-то: сладость… теплота… восторг, радость…» и так далее (269-270). Странник не сомневается, что все его ощущения сладости, света и прочее (105) от Бога. И он живет ими, с упоением говорит о них своим собеседникам: «Иногда сердечная сладостная теплота разливалась по всему составу моему и я умиленно чувствовал при себе везде присутствие Божие. Иногда ощущал внутри себя величайшую радость от призывания имени Иисуса Христа и познавал, что значит сказанное им: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) (52).
Но древо узнается по плодам. И те выводы, которые делает Странник, испытав «сладостную теплоту», лучше всего говорят об источнике и природе этих переживаний. Вот что он рассказывает: «Испытывая таковые и подобные сим насладительные утешения, я заметил, что последствия сердечной молитвы открываются в трех видах: в духе, в чувствах и откровениях; в духе, например, СЛАДОСТЬ (выделено А.О.) любви Божией, внутренний покой, восхищение ума, чистота мыслей, сладостное помятование Бога, в чувствах приятное растепливание сердца, наполнение СЛАДОСТИЮ (выделено А.О.) всех членов, радостное кипение в сердце, легкость и бодрость, приятность жизни, нечувствительность к болезням и скорбям. В откровениях просветление разума, понятие Священного Писания, познавание словес твари, отрешение от сует и познание СЛАДОСТИ (выделено А.О.) внутренней жизни, уверение в близости Божией и любви его к нам» (52).
В качестве своего рода самоубеждения Странник приводит слова святого Григория Синаита: «сердечное действие не может быть прелестным» (281), но умалчивает об учении этого святого о прелести. А святитель Игнатий цитирует следующие его слова: «Обычно уму, особенно в людях легкомысленных, преждевременно стремиться к усвоению себе высоких молитвенных состояний… И потому должно тщательно рассматривать себя, чтоб не искать преждевременно того, что приходит в свое время, и чтоб не отвергнуть того, что подается в руки, паправившись к исканию другого. Свойственно уму представлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он еще не достиг, и извращать их в своей мечте или в своем МНЕНИИ». Святитель Игнатий делает вывод: «Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие НЕПРАВИЛЬНОГО молитвенного подвига» (I, 268).
Обращает на себя внимание, что все три вида последствий сердечной молитвы пронизаны у Странника одним — сладостью. И ни в одном из них нет даже упоминания о том, что является первым, главным и неизменным свойством молитвы на всех этапах духовной жизни: «Святые Отцы Восточной Церкви, — пишет святитель Игнатий, — особенно пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них В ОДНО ПОКАЯНИЕ. Покаяние обнимало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было ПОСЛЕДСТВИЕМ ЗРЕНИЯ ГРЕХА СВОЕГО» (II, 125-126). И продолжает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОКОНЧАНИЯ НА ЗЕМЛЕ» (II, 127). Он цитирует преподобного Петра Дамаскина: «НАЧАЛО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДУШИ И ПРИЗНАК ЕЕ ЗДРАВИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, КОГДА УМ НАЧНЕТ ЗРЕТЬ СВОИ СОГРЕШЕНИЯ, ПОДОБНЫЕ МНОЖЕСТВОМ СВОИМ МОРСКОМУ ПЕСКУ» (II, 410).
Святитель приводит оценку истинными подвижниками своих подвигов: «Подвижник только что начнет исполнять их, как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто… Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества… Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их» (I, 308-309). Поэтому святые, — говорит он, — «омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез» (II, 403).
Напротив, находящиеся в прелести «тотчас влекутся и влекут ЧИТАТЕЛЕЙ своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная… мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию» (IV, 498).
Странник, благодаря употребляемой им практике молитвы, с поразительной скоростью достигает желаемой цели. «Недели через три… я начал чувствовать… что как-то насладительно кипело в сердце… и я прелагался в восторг. Иногда чувствовалась пламенная любовь к Иисусу Христу…» (50-51). С подобной же молниеносностью — менее чем через неделю — того же достиг и слепой, начавший действовать по указанному Странником способу. «Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и… по временам он начал видеть свет… иногда представлялось ему, когда он входил в сердце, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и, выбрасываясь через горло наружу, освещал его; и он при сем пламени мог видеть даже и отдаленные вещи» (105).
Потому святитель Игнатий писал: «Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они соделались не только чуждыми Бога, но и иступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига ПОКАЯНИЕ, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг… Этот род прелести — УЖАСЕН: он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен; он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его МНЕНИЕМ» (I, 247).
Однажды доверие благодатности своих переживаний и силе своей молитвы едва не окончилось для Странника трагически. Он в марте, когда еще снег и холод, провалился в ручей по пояс, но пошел к Литургии, и, причастившись, выпросил разрешение у сторожа переночевать в нетопленной сторожке. «Весь оный день я был в несказанной радости и сладости сердечной; лежал на палатях в сей нетопленной сторожке, как будто покоясь на лоне Авраамовом: молитва действовала сильно. Любовь к Иисусу Христу и Матери Божией как сладостные волны клубились в сердце и как бы погружали душу в утешительный восторг… Поутру хотел встать, но вижу, что не могу и пошевелить ногами; совсем отнялись и расслабли как плети» (65). Действительно, «опасно преждевременное безстрастие! Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатью! Дары сверхъестественные могут ПОГУБИТЬ подвижника, не наученного НЕМОЩИ СВОЕЙ» (I, 532).
_______
* Здесь и далее ссылки на творения святителя Игнатия делаются по изданию: СПб., 1905.
Алексей Ильич Осипов,
профессор Московской Духовной академии
[Осипов А.И., проф. «Как же можно беспрестанно молиться…»: Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника». — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 64 с. — (Православие в жизни).]
(Название главы в издании: «Благодатные действия молитвы Иисусовой»).
ДОБРО И ЗЛО
Сейчас, когда Лилита уже спала, я подошел к столу, на котором догорала свеча.
Трепещущее пламя освещало раскрытую книгу:
"В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтоб не действовало вместе и зло. Человек вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум… Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свое сердце добрым; оно было добрым до падения; по падении добро его смешалось со злом, и для спасения должно быть отвергнуто, как оскверненное. Сердцеведец Бог всех человеков назвал злыми (ср. Лк. 11, 13). От греховной заразы все в человеке пришло в расстройство, все действует неправильно, все действует под влиянием лжи и самообольщения. Так действует его воля, так действуют все его сердечные чувствования, так действуют все его помышления. Тщетно и всуе именует их падшее и слепотствующее человечество добрыми, изящными, возвышенными! Глубоко наше падение, весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе; большинство смотрит на свое состояние падения, как на состояние полного торжества, употребляет всеусилия, чтоб упрочить, развить свое состояние падения".
/Слово о различных состояниях естества человеческого/
Стр. 10, 11.
Перелистнув страницы, прочел далее:
"Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных имеют ощущения, зависящие от крови и нервов, не имеют ощущения духовного – этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека".
/О образе и подобии Божиих в человеке/
Стр. 7.
Это была книга, подаренная мне в маленькой деревенской церкви на именины:
Восхождение на путях духовной жизни / Свт. Игнатий (Брянчанинов).
– М.: Неугасимая лампада, 2013. – 64 с.
Вот что я слышал еще, почему Евангелие написано притчами (сравните с 10 Заповедями), а не прямыми указаниями людям? — по милосердию к нам: кто понимает — делает, с непонимающего и спрос меньше...
Старайтесь прочесть главу Нового Завета каждый наш день...
Открыв окно, я выпустил довольно крупный экземпляр бабочки, известный как Acherontia atropos, или Мертвая голова.
Тотчас в келью ворвался свет, и увидел я в день Святой Троицы зеленые рощи, и как в небесной лазури разливались золотом лучи Солнца!
***
Для спасения необходимо придерживаться простых правил:
1. Ходить на воскресную Божественную Литургию хотя бы раз в 2 недели, лучше – еженедельно;
2. Раз в месяц Причащаться Святых Даров;
3. Три раза в день читать Серафимово правило, лучше – и другие молитвы;
4. Читать Святое Евангелие и Святых Отцов Церкви;
5. С этим придет понимание греховности, и праведность жизни!
Свидетельство о публикации №217060401031