Самоубийство
* * *
Некто вознамерился поднять руку на себя... Как много сразу раздалось голосов: ну, чего ему не хватает – сыт, одет, обут, да и жизнь так прекрасна, сколько всего можно сделать, какие только радости не испытать...
А он: да скучно мне... с вами...
Тут же: как так – скучно?! Да это каким же неблагодарным нужно быть, чтобы такое ... А о ближних своих подумал?? Эгоист ты, и больше ничего! Значит – всем здесь хорошо, все как сыр в масле, а он, видите ли, один такой... недовольный. Думаешь, всем легко? Да вот, хотя бы – добрых дел сколько можно в жизни сделать, скольким людям помочь. Что – опять только о себе думаешь?
Да нет, - говорит, - о других тоже думаю и все никак понять не могу, что их к жизни привязывает.
А они, - отвечают, - меньше рассуждают да больше дело делают.
- Что за дело? – спрашивает.
- Как, что за дело? Да живут, дома строят, детей растят...
- Гм... Ну, а если бы всего этого не было – что бы с миром сделалось?
- А это не нашего ума дело уже.
- Вот и скучно мне...
* * *
Однако довольно, шутки в сторону... Разве можно говорить о самоубийстве походя, легкомысленно? Кто из нас, грешных, не задумывался о добровольном уходе из жизни? Пусть не применительно к себе, но размышляя о поступках других... Не терзался неразрешимой дилеммой – представимо в мыслях, но... ох как страшно. Жутко. А ведь обычная жизнь тоже заканчивается смертью. Но в ТУ смерть как-то не верится. Не верится, не ощущается, что она произойдет именно с ТОБОЙ.
Так уж повелось, что мы все христианством поверяем. На предмет истинности. Так вот. Сколько помнится, Христос нигде не осуждал прямо самоубийство. Даже и тема эта не возникала. Однако же самоубийство осуждается и осуждение это освящено авторитетом церкви. Почему? Может, из-за «не убий»? Так ведь иное убийство – на поле брани, например, защищая Отечество, - вполне даже одобряется. И правильно, что одобряется. Иначе – погибель родных тебе и близких. И если ты человек, то не допустишь этого. Даже и без всяких разглагольствований на тему Воли Божьей и «христолюбивого воинства». Просто пойдешь и защитишь. И убьешь, если надо. Или голову сложишь. Пока мы в земной ипостаси нашей – быть тому.
Так что не в «убийстве» дело. А в чем? Не в том ли, что акт самоубийства всегда прорывает брешь в той цепи круговой поруки, что соединяет индивидов в общество и делает это общество стабильным в его физиологическом и психологическом рабстве? И все это имеет прямое отношение именно к тому "грешному" миру и к тому обществу, от которых призвано отвратить нас христианство ради мира Христова и Царствия Небесного. Неудивительно посему, что Христос ничего не говорил о самоубийстве, тогда как церковь земная говорит.
Так что же, неужели можно оправдать самоубийство? По правде, не нуждается оно ни в оправдании, ни в осуждении. А нуждается в понимании самой сути его. Как нуждается в понимании вообще каждый человек. И, не будучи «в шкуре» этого человека, нельзя, невозможно судить его, даже если и совершит он сей смертный грех. Дойдет до последней грани и – совершит.
Но есть что сказать мне этому человеку. Осмысленное и выстраданное душой моей. А потому – истинное для меня самого. Нельзя совершать необратимые поступки. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Просто – нельзя. Потому что тем самым ты предашь не только любящих тебя, не только нуждающихся в тебе, но и самого себя – того, за кого ты решишь его судьбу и сделаешь заложником не им самим созданных обстоятельств. Ведь не знаешь ты будущего. Не знаешь, с какими чувствами, с каким страданием будешь ты «будущий» метаться в поисках выхода или ... возвращения к тому, от чего столь легкомысленно отказался. Ведь ты откажешься НАВСЕГДА. А НАВСЕГДА иначе называется – НИКОГДА.
И забудь о сковородках и геенне огненной – к чему тебе эти картинки? Подумай лучше о том, что не испытаешь ты больше НИКОГДА истинной любви и радости взаимного понимания. Не поймешь, зачем же ты приходил в этот мир...
И помни, что Суд не где-то в воображаемом и непонятном тебе пространстве. Суд идет всегда, не останавливаясь ни на минуту. Это суд души и совести. И пока он идет, всегда есть возможность удержаться от непоправимого. Пока идет...
Свидетельство о публикации №217060400105
это очень важная тема. Сложная и неоднозначная. Чтобы её коснуться,
что-то должно прийти изнутри – высвечивающее её для себя. Тема, которая
может помочь человеку заглянуть за штору, которую тяжело отодвинуть –
и в силу религиозного подхода и из-за страха – уж очень темны и засасывающи
глубины бездны...
Одна из причин, по которой случается шаг, называемый "самоубийство":
человек психически болен и у него стёрты границы между "мирами". Разве можно
осуждать такой шаг?.. Ещё одна из причин: отчаянье. Из которого человек
не видит выхода. Длительный и поглощающий всё и вся тупик. Хотя, может быть
и не длительный... И ещё... и ещё... и ещё возможны причины...
Смотрю... В моём опыте есть примеры. Люди, совершившие сей шаг, –
из разных слоёв общества, разного уровня образования и образованности и...
даже религиозный один среди них человек...
Хочется вспомнить о "волосе, который не упадёт без Воли Того, Кто"...
Значит – в каком-то сценарии запись есть и об этом? – если мы доверяем тому,
что "волос не упадёт"...
"Так уж повелось, что мы все христианством поверяем", (Д. Н. В.) –
вот уж и так. И если рассматривать эту тему пристально, то в ней и обнаружится,
что после шага человека случившегося, его семья "огребает", по полной,
мнение человеколюбивцев. Грубо выразила мысль. Да. Иная не просится.
В разных культурах и разное отношение к самоубийству. В нашей, чаще всего,
осуждаемо и порицаемо. Мне кажется это невежеством. Если бы люди до глубин!
прочувствовали причины, по которым человек делает шаг в безвозвратное...
если бы больше люди доверяли чувствованию своего сердца, а не оценке ума,
который напичкан внедрёнными представлениями, то, может быть, милосердия,
сочувствия и сострадания было бы больше в том пространстве, что мы называем
нашим миром. Сочувствия и сострадания к человеку, пережившему мрак и бездну
души... А ведь многие из людей заглядывали в глубины этой бездны, стояли
у разрыва границы: "здесь" и "туда"... И что такое воля самого человека?..
Тема глобальная. Она поднимает много пластов. И о ценности человеческой жизни.
И насколько сам человек ценен себе этой ценностью. И отношение общества к,
условному, выбору человека (хотя – есть ли он, выбор? – у персонажа-личности).
И религиозная составляющая, влияющая на сознание людей. И – расширенный взгляд
не только в этой теме. И свободно проявленное сознание, исключающее влияние
вбитых шаблонов и избитых идей. Но. Кто же из людей так глубоко "копает"?..
кто? так глубоко заглядывает туда, где холодно, темно и страшно...
Дима, конечно, в моих размышлениях отсутствует анализ Вашего эссе. Конечно же.
Просто живое во мне откликается на живое – слово, чувство, переживание. Для меня
за грамотно выверенными Вашими словами в религиозном и человеческом контекстах
стоит человек – опытом своей души. Человек среди равных – по праву причинно или
беспричинно дарованной ему жизни и такому же равному праву прощания с ней.
Просто что-то происходит как происходит... Может быть, написанием этого
отклика Вам и во мне уравновесилось очень тонкое, едва уловимое "отношение"
к человеку, который на грани...
Спасибо Вам за труд, осветивший больное в человеческих ценностях.
*
Многих держит ведь "на плаву" понимание об ответственности перед своей душой:
с каким уровнем осознания и осознанности я покину этот мир... А – если нет
понимания?..
В Вашей шутке, в которой есть доля шутки, устами персонажа уж очень много
сказано определяющего для человека иного – смысл ему подавай!)
И никто утверждать не может, что именно эти наши слова его отвратят, остановят…
Вот что выбирает душа?.. на какую вибрацию нашу откликается и с ней резонирует?...
Галина Харкевич 27.09.2024 16:32 Заявить о нарушении
Тема поистине "сложная и неоднозначная", как пишете Вы. Но Вам удалось рассмотреть предмет таким образом, что для очень многих он засветится совершенно особым светом - светом вдумчивого, смелого познания. И одновременно с этим Ваше эссе - образец высокого созерцания при поисках истины.
Я даже не могу сейчас что-либо добавлять к сказанному, либо как-то еще комментировать. Вы вскрыли много подспудных пластов нашего бытия и все это требует пристального и глубокого размышления.
Одно замечу - мой текст был написан уже довольно давно. Сегодня, вероятнее всего, он был бы несколько другим (если бы вообще был...). Тем важнее для меня лично вернуться к этому больному вопросу нашей жизни. И я очень благодарен Вам за Ваше внимание к нему.
Дмитрий Новиков Винивартана 28.09.2024 00:47 Заявить о нарушении
Ваш ответ мне объёмен и внимателен к содержанию моего отклика.
И я оценила. Спасибо! Мой отклик – реакция на Ваше эссе. Именно
Ваше. Вряд ли бы я стала касаться этой темы самостоятельно. А
если бы и коснулась… наверное, проявилось бы всё в ином ключе.
В отклике Вам – из понимания процессов, связывающих людей
в единое поле физической проявленности, влияющее на качество
этой проявленности.
Из продуктивного. То, что Вы обернулись и посмотрели в тему –
пусть она раскрывается глубиной понимания. Что же до публикации
Вашего текста, которая была давно. Или нужно редактировать или
удалять со страницы – раз уже изменилось отношение к теме… в теме.
Это будет корректным по отношению к читателю. Потому что есть темы
животрепещущие, больные (а эта – одна из них)… ведь… и… может быть,
кто-то из читающих ищет в наших словах ответы на свои вопросы…
С уважением к Вам и Благодарностью...
Галина Харкевич 28.09.2024 10:02 Заявить о нарушении