Пианино
Девушка 25-ти лет, ОЛЬГА, из провинции (Чита), аудиофил, с музыкальным образованием (школа в Чите), фрилансер, сидит в укромном уголке кафе, погружена в работу над заказом клиента - рисует дизайнерский проект кухни.
АКЦЕНТ: экран планшетника Ольги: чертеж кухни, Ольга комбинирует в дизайнерской программе расстановку мебели, подбирает материалы, фактуру, фурнитуру.
Ольга отпивает немного сока из стакана, не отрываясь от процесса работы. Кривит лицом от кислого вкуса сока. Не глядя на стакан, медленно ставит его на стол.
Пара (мужчина и женщина) за соседним столиком поднимается из-за стола, отодвигая кресла от стола с ужасным скрежетом по полу.
Ольга вздрагивает и отвлекается от работы. Провожает пару недобрым взглядом.
Как только пара уходит из кафе, Ольга вновь окунается с головой в работу.
К отодвинутым креслам подбегает официантка, берет в одну руку грязную посуду и с усилием свободной рукой задвигает кресла с еще более ужасным скрежетом.
Ольга чуть не подпрыгивает.
ОЛЬГА
(за кадром)
Какого черта я заглянула именно в это кафе!
Чтоб их всех! Разбросало по домам, по кухням
три метра на три!
ШИРОКИЙ РАКУРС: по посетителям кафе. Все сидят, общаются, никто раздражения Ольги и её внутреннего буйства не замечает.
ВНИМАНИЕ НА: Ольга успокаивается, окидываем взглядом посетителей кафе, по-киллерски быстро считает их количество, делает короткий выдох и вновь погружается в свои мысли и работу.
Через минуту очередной посетитель, сидя на стуле, резко отодвигается от стола и встает: по полу проносится отчетливо вибрация и резонанс.
Ольга вскакивает, потом плюхается обратно в кресло.
Ольга нервно и быстро хватает свою сумку со стула напротив, рыщет в ней и достает свои любимые наушники, моментально распутывает веревочки наушников и плотно затыкает ими уши, вставляет штекер в смартфон (лежит на столе), запускает приложение на смартфоне с музыкой.
ДЕТАЛЬ: из наушников-затычек в ушах Ольги доносится отчетливо включенный на полную громкость второй концерт для кларнета Моцарта.
ОЛЬГА
(за кадром)
Божественно! Боже, какое счастье не
слышать всю эту городскую потребительскую
хрень! Моцарт, мой спаситель.
Ольга закатывает глаза наверх от наслаждения и эйфории, тянется за кислым соком, отпивает несколько глотков, на лице Ольги расплывается внутренняя улыбка.
У Ольги звонит смартфон на полной громкости (слышно во всем кафе), прерывая музыку Моцарта в наушниках - музыкой из заставки к передаче 90-х годов "Криминальная Россия" Игоря Назарука.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: написано Братик, видно фото старшего брата МИТИ, парня 27-ми лет, спортивно накаченного, с широкими скулами лица.
Ольга, опешив, быстро нажимает на кнопку смартфона на бесшумный режим, принимает звонок.
ОЛЬГА
Митька! Как ты меня напугал,
впрочем, ты всегда такой, всегда
неожиданно звонишь, появляешься!
МИТЯ
(за кадром, по междугороднему телефону)
Сестричка, привет! Как твои дела? Замуж вышла?
ОЛЬГА
(улыбаясь)
Нет, конечно, даже пока первый тур
не объявляла. Всесоюзный. Отборочный.
МИТЯ
(за кадром, с ухмылкой)
Ха-ха, ты там поторопись, Москва,
как болото: много народу, но ни одной души.
Стрессы и кофейные пробки.
ОЛЬГА
(после небольшой паузы)
Так! Рассказывай, ты же звонишь по делу!
Я прям чувствую, все тянешь резину
своими серьезными шуточками.
МИТЯ
(за кадром)
Да, тут, сама знаешь, в этой Чите,
ни продохнуть, ни выдохнуть...
К тому еще маме деньги нужны.
ОЛЬГА
Что-то случилось?
МИТЯ
(за кадром)
Не, все нормально, просто она разрешила
продать... кое-что...
ОЛЬГА
(выпаливает)
Нет, только не пианино!!!
МИТЯ
(за кадром)
Откуда ты знаешь?
ОЛЬГА
Попой чувствую! Я часто на ней сижу,
все чувствую, каждый шорох и мышиную
возню! Вы там что, совсем, без пианино
не можете обойтись? Сколько уже можно
на него посягать?
МИТЯ
(за кадром)
Успокойся! А! Вот, скажи,
когда ты в последний раз была у нас,
хоть раз подошла к нему? А? Ни разу, Оль.
ОЛЬГА
(задумавшись)
Ну, и ты меня пойми, столько
воспоминаний с ним связано!
Помнишь, как мы переезжали со
старой квартиры к бабушке.
Тот первый момент.
Пока таскали вещи из машины,
я пробралась в ту комнату.
Это черное Большое пианино...
ФЛЭШБЕК
ИНТ. КВАРТИРА БАБУШКИ ОЛЬГИ В ЧИТЕ - ВЕЧЕР
Маленькая Ольга, 5-ти лет, заходит в комнату (входная дверь скрипит), видит перед собой пианино. Подходит к нему. Маленькими ручками дотягивается до крышки пианино, слегка приоткрывает крышку (слышен звук потрескивания), видит белые клавиши.
КРУПНЫЙ ПЛАН: клавиши пианино на уровне глаз пятилетней Ольги, далее - любознательное лицо маленькой Ольги.
Ольга дотрагивается до клавиш, нюхает их, нажимает на тугие клавиши (слышен глухой звук нажатия клавиш, но без молоточков).
Неожиданно в комнату вламывается брат, по инерции не успевает затормозить, врезается в пианино, не задев Ольгу, захлопывает крышку пианино с треском, Ольга еле успевает убрать пальцы с клавиш. От испуга Ольга плачет, но брат ее быстро успокаивает.
ИНТ. КАФЕ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
МИТЯ
(за кадром, продолжая разговор
по телефону с Ольгой)
Слушай, оно старое и пыльное,
все клавиши расстроены, давно пора
его продать. У нас в Чите оно ничего
не стоит, а в Москве за 70 штук
я его спокойно продам! Я проанализировал,
рынок пианин!
ОЛЬГА
Что?
МИТЯ
(за кадром)
Проанализировал...
ОЛЬГА
(как будто ей все равно)
Да, делайте, что хотите, хоть в топку,
но уже без меня. Раз мое мнение
вам не важно.
МИТЯ
(за кадром)
Успокойся, я как раз звоню, чтобы
узнать твое мнение и услышать поддержку,
а ты? Сразу нет и все, не будь такой,
как все! Ты поразмысли вслух,
на кой нам всем это пианино!?
ОЛЬГА
(рассерженно)
Вот и решайте сами, без меня, на кой!
МИТЯ
(за кадром)
Послушай, мне важно, чтобы ты
сама поняла, что не стоит так
упираться! Время меняет все,
не цепляйся за прошлое.
Захочешь играть, купишь себе новое.
Вон их сколько сейчас.
Разных шоколадных, сами за тебя сыграют,
кнопку только нажать.
ОЛЬГА
(после небольшой паузы)
Я сдаюсь. Если мама не против,
продавайте. Только одно условие.
МИТЯ
(за кадром)
Какое?
ОЛЬГА
Я сама найду покупателя,
не хочу, чтобы наше пианино
попало в плохие руки.
МИТЯ
(за кадром)
Конечно, сестренка,
у тебя нюх на клиентов!
ОЛЬГА
Только, постой, а как мы его сюда привезем,
я имею в виду, на чем, и это же денег стоит?
МИТЯ
(за кадром)
Ну, это самое легкое, на машине,
на портере его спокойно довезем.
Вся логистика на мне.
ОЛЬГА
Ну, хорошо, а когда ты хочешь
приехать и привезти его?
МИТЯ
(за кадром)
Думаю, недельки через две,
я уволился, буду две недели отдыхать.
ОЛЬГА
(озабоченно)
А что ты сразу не сказал! Ну, ты даешь,
сам ушел или ушли?
МИТЯ
(за кадром)
Да, забей, какая разница-то,
отдохну и найду новую работу.
Или в Москве освоюсь как раз.
Вторая линия на смартфоне у Ольги, звонит клиентка. Звучит рингтон на смартфоне Ольги - отрывок из увертюры к опере Моцарта "Свадьба Фигаро".
ОЛЬГА
Мить, у меня второй звонок, по кухням,
давай, все решили, перезвоню тебе.
ОЛЬГА
(принимает второй звонок,
заканчивая разговор с Митей)
Алло.
КЛИЕНТКА ИРЭНА
(за кадром)
Олечка, привет, я тут в продуктовом
журнал листаю, тут сто лучших кухонь,
я хочу теперь не в стиле Прованса,
уже это не модно, а в стиле Стимпанк,
ну, там, с заклепками, летучими голландцами,
паровозами. Я пришлю сейчас фотки,
это отпад, хочу такую же!
ОЛЬГА
(подстраиваясь под стиль разговора Ирэны)
Ирэночка, это очень интересный стиль,
нужно встречаться тогда,
и заново все проговаривать,
это увеличит Ваш бюджет в два раза.
КЛИЕНТКА ИРЭНА
(за кадром)
Давай, я могу завтра в два часа,
приезжай ко мне домой.
ОЛЬГА
Хорошо, договорились, до встречи, пока.
КЛИЕНТКА ИРЭНА
(за кадром)
Дорогая, целую, обнимаю, до завтра.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: смартфон Ольги с фотографией из Одноклассников Клиентки Ирэны, женщины лет 30-ти, с силиконовыми губами, идеальной прической и макияжем, декольте в леопардовой майке-алкоголичке, ракурс лица в пол-оборота, пронзительный взгляд "хищницы".
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: на экране смартфона Ольги: красная кнопка "завершить разговор", написано: Ирэна, Голливуд.
Ольга нажимает на красную кнопку окончания разговора.
Ольга вставляет в уши наушники-затычки, включает продолжение второго концерта для кларнета Моцарта, но концерт заканчивается и звучит вступление Реквиема Моцарта.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона, музыкальное приложение с выбранным треком и портретом Моцарта.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: на экране смартфона: Mozart - Requiem, Wiener Philharmoniker, Herbert von Karajan, Sequentia: Confutatis.
Ольга с задумчивым взглядом переводит свой взор в окно. Видит сцену эвакуации автомобиля за минуту. В момент погрузки автомобиля на эвакуатор - из кафе, в котором она сидит, со злосчастным скрежетом отодвинутого стула из-за стола вылетает хозяйка машины и выбегает на улицу в надежде остановить отъезжающий эвакуатор с ее машиной. Хозяйка машины не успевает догнать эвакуатор, возвращается в кафе.
Хозяйка машины подходит к своему столику, пододвигает с тем же скрежетом свой стул к столу, резко садится и утыкается в экран своего смартфона.
Ольга уже не обращает внимание на жутко неприятные ей звуки скрежета в кафе, ее осеняет, она поднимает невысоко правый палец на правой руке восклицательно и уверенно. Официантка замечает Ольгу и подходит к ней. Ольга снимает один наушник.
ОФИЦИАНТКА
Вы что-то хотели?
ОЛЬГА
Да, мне, пожалуйста, капуччино с собой.
И сразу счет. Спасибо.
ОФИЦИАНТКА
Хорошо, секунду.
Через минуту Официантка приносит счет, стаканчик кофе с собой.
Ольга расплачивается, одевает обратно один наушник (второй - в ухе), собирает вещи, тихо, не отодвигая никуда стул, встает с него и выходит на улицу.
НАТ. УЛИЦА КРЫМСКИЙ ВАЛ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Ольга шагает по улице, высоко держа в руке стаканчик кофе (как признак успеха и уверенности). Проходит мимо парка Горького, поворачивает голову ко входу в парк, останавливается, видит ужасную для нее картину.
ШИРОКИЙ РАКУРС: перед входом в парк Горького очередной перформанс от мэрии города: стоят старые раздолбанные пианино, рояль, крышки у всех открыты, половины клавиш нет, без педалей, сверху стоят кадки с искусственными выцветшими на солнце цветами.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: лицо Ольги ужасается увиденным, Ольга смотрит на это убожество уличной субкультуры.
ОЛЬГА
(за кадром)
Какое убожество! В Чите такое бы
и не додумались поставить.
С жиру бесятся, субкультурщики-халтурщики.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: картинка с названием трека, который Ольга слушает: Mozart - Requiem, Wiener Philharmoniker, Herbert von Karajan, Sequentia: Lacrimosa.
В наушниках Ольги звучит вступление Lacrimosa из Реквиема Моцарта. Ольга роняет первую слезу, далее течет вторая, третья. Ольга ускоряет шаг и проходит перформанс дальше вдоль улицы в сторону Крымского моста.
Ольга шагает по Крымскому мосту в сторону метро Парк Культуры, ветер дует со всех сторон, в наушниках звучит Lacrimosa, кульминационный момент, самый слезный. Ольга дослушивает его до конца, берет смартфон в руки, выключает музыку, снимает наушники, ищет в смартфоне контакт.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: текстом контакт в смартфоне: теперь просто Игорь, фотография ИГОРЯ, парня лет 30-ти.
Ольга звонит Игорю.
ИГОРЬ
(за кадром)
Привет.
ОЛЬГА
Привет, как твои дела?
ИГОРЬ
(за кадром)
Неплохо, у тебя?
ОЛЬГА
Хорошо. Ты в Москве?
ИГОРЬ
(за кадром)
Да.
ОЛЬГА
У меня к тебе дело..
Тут брат мой хочет продать
наше фамильное пианино...
Антикварное.
Я боюсь, я жутко против,
но все-таки брат его продаст.
Не хочу, чтобы оно попало в
плохую семью. Ты можешь что-нибудь
придумать, помочь?
ИГОРЬ
(за кадром)
Хм, надо подумать, я переехал в
новую квартиру, мне как раз
нужно что-то оригинальное
поставить в комнату для гостей,
давай я его и куплю, оно же красивое?
ОЛЬГА
Конечно! Оно старинное,
в некоторых местах потертое,
но это придает ему еще больший шарм!
Единственное, цена высокая, около 70.
Но его в Москве с огнем не сыщешь!
Фото могу прислать по WhatsApp.
ИГОРЬ
(за кадром)
Хорошо, присылай.
ОЛЬГА
Как сам?
ИГОРЬ
(за кадром)
Хорошо, а ты?
ОЛЬГА
Неплохо. Рада за тебя,
что сменил квартиру, ту, в которой..
ИГОРЬ
(за кадром)
Спасибо. Ты где, там же?
ОЛЬГА
Да, там же.
ИГОРЬ
(за кадром)
Хорошо.
ОЛЬГА
(уверенно)
Договорились тогда, позвоню тебе,
как брат приедет. Рада была
тебя услышать! До встречи!
ИГОРЬ
(за кадром)
Хорошо, Оль, не переживай!
ОЛЬГА
Спасибо, Игорек, ты всегда меня выручаешь!
Спасибо! Пока!
Ольга нажимает на красную кнопку смартфона окончания разговора. Останавливается по ходу своего движения.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: Ольга нажимает на контакт Игоря, раскрывает в полный размер его фото, долго смотрит. Открывает Фейсбук, страничку Игоря и листает его ленту. Останавливается на фото в театре: с какой-то девушкой... Раскрывает фото в театре в полный размер, но все плохо видно, фото затемненное, видны лишь очертания лиц. Листает ленту Игоря дальше, ничего особенного нет. Открывает его профиль и смотрит, статус пуст, не заполнен.
ОЛЬГА
(за кадром)
Прежний, ничего не поменялось у него.
Может, все можно, все может быть...
Вроде, мне было с ним очень хорошо и легко.
Зачем я уходила. Все усложнила и кинула.
Ну, и дура же я!
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: воодушевленное и мечтательно лицо Ольги, как будто что-то задумала. Ольга смотрит в даль, на панораму Крымского моста.
Ольга убирает смартфон в сумку.
Подходит к метро, выбрасывает недопитый стаканчик с капуччино в мусорное ведро, открывает огромную деревянную и тяжелую входную дверь в метро Парк Культуры, входит внутрь.
ИНТ. СТАНЦИЯ МЕТРО ПАРК КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Ольга останавливается, достает смартфон из сумки, пишет текстовое СМС брату.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: сообщение Братику: Покупателя нашла, привози!
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: экран смартфона Ольги: ответное сообщение от Братика: умничка, через неделю будем!
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРЕД КВАРТИРОЙ ИГОРЯ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Ольга и Митя стоят перед входной дверью квартиры Игоря. Позади них стоит пианино и двое носильщиков. Носильщики переводят дыхание после подъема пианино на крайний этаж дома. Ольга постоянно оглядывается на пианино, контролируя его целостность и сохранность после подъема.
ОЛЬГА
(отдышавшись)
Волнительно все так, звоним?
МИТЯ
(с напором после выдоха)
Жми давай!
Ольга звонит в дверной звонок.
Никто не отвечает.
Ольга повторно нажимает на звонок.
Опять никто не отвечает.
Ольга и Митя переглядываются. Слышны шаги и шарканье в квартире. Дверь открывает девушка, лет 25-ти, беременная, невзрачная, зовут АНЖЕЛА, в халате со стразами, смотрит на Ольгу притупленным взглядом.
ОЛЬГА
(опешив)
Добрый день, мы к Игорю, он дома?
АНЖЕЛА
Он занят, я знаю про пианино,
вот в тот угол ставьте.
Анжела тычет указательным пальцем в угол комнаты. Ольга оценивающе смотрит в указанный Анжелой угол, еле сдерживает свои эмоции негодования.
ОЛЬГА
Все-таки позовите Игоря,
мне нужно сказать ему очень важное.
Анжела кричит через всю квартиру.
АНЖЕЛА
(обращаясь по кличке к Игорю)
Зай, тут рояль привезли.
ОЛЬГА
(сквозь зубы, еле слышно)
Не рояль, а пианино, старинное,
драгоценное, фамильное пианино.
Митя и носильщики, услышав Ольгу, переглядываются.
Из второй комнаты квартиры выходит на лестничную площадку Игорь, с уставшим лицом, располневший и с начальной плешью, направляется к выходу, чуть потупив взгляд.
КРУПНЫЙ ПЛАН: Ольга рассматривает Игоря с ног до головы, корректируя у себя в голове выдуманный образ Игоря.
ИГОРЬ
Привет, как доехали, как пианино,
заходите, ставьте его туда,
все-равно пока не решил, куда его девать.
ИГОРЬ
(после полсекундной паузы,
обращаясь к Ольге и Мите)
Не представил, сорри, это Анжела.
ИГОРЬ
Анжел, это Ольга и Митя.
Все кивнули без слов друг другу головой. Ольга - Анжеле пренебрежительно, с еле заметным осуждающим взглядом, еле сдерживающим неприязнь. Митя и Анжела друг другу - просто, без эмоций.
Анжела неспешной походкой беременной женщины уходит из коридора.
Игорь показывает в комнату, куда нужно поставить пианино.
Ольга оборачивается к носильщикам пианино и изящным жестом кисти левой руки молча повторяет указывающий жест Игоря, но изящно.
ОЛЬГА
(носильщикам пианино)
Перенесите, пожалуйста, пианино в ту комнату.
Двое носильщиков берутся за пианино и тащат его в комнату.
ИНТ. КОМНАТА В КВАРТИРЕ ИГОРЯ В МОСКВЕ С ПИАНИНО - ДЕНЬ
Носильщики аккуратно заносят пианино в комнату, ставят к стене, быстро выходят из комнаты и возвращаются обратно на лестничную площадку.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРЕД КВАРТИРОЙ ИГОРЯ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Митя быстро расплачивается с носильщиками, носильщики уходят.
Игорь протягивает Мите деньги за пианино. Митя молча, не пересчитывая, их забирает.
КРУПНЫМ ПЛАНОМ: потерянное лицо Ольги, осознающее потери, уставившееся на пианино.
ИНТ. КОМНАТА В КВАРТИРЕ ИГОРЯ В МОСКВЕ С ПИАНИНО - ДЕНЬ
В момент, когда Митя и Игорь совершают сделку купли-продажи пианино, Ольга входит в комнату с пианино, сдирает упаковку с него, открывает крышку пианино и играет кульминационный отрывок из второго концерта Рахманинова. После окончания игры демонстративно молча выходит из комнаты, выходит из квартиры на лестничную площадку, не обращая ни на кого внимания, в полу-трансе.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРЕД КВАРТИРОЙ ИГОРЯ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Ольга спускается по лестнице вниз.
ОЛЬГА
(брату Мите - утвердительно и громко)
Я закончила, пошли!
Митя протягивает руку Игорю, Игорь пожимает руку Мити.
МИТЯ
(Игорю)
Счастливо! Берегите пианино.
Игорь провожает взглядом спускающуюся по лестнице Ольгу.
ИГОРЬ
(стоит как вкопанный, обращаясь к Мите)
Конечно. Счастливо. Берегите её.
Митя спускается по лестнице. Игорь, закрывая медленно дверь, сквозь щелку, провожает взглядом последние видимые шаги Ольги.
ИНТ. ЛЕСТНИЦА В ДОМЕ ИГОРЯ В МОСКВЕ - ДЕНЬ
Ольга и Митя спускаются по лестнице. Митя останавливает Ольгу, берет ее за руку.
МИТЯ
(улыбаясь)
Пианисточка моя!
Митя обнимает по-мужски Ольгу, Ольга ревет.
ТИТРЫ.
Свидетельство о публикации №217060401310