Уильям Адамс

Старый анекдот. Арабо-израильская война. Призывник в Иерусалиме говорит военкому:
Дайте мне моего араба и я с ним договорюсь. И точно, народная дипломатия всегда эффективнее официальной.


УИЛЬЯМ  АДАМС.

        На этот семинар ЮНЕСКО я не попал. Не мой уровень. Я всего лишь аспирант. Без “мохнатой лапы”. Если точнее – вообще без всякой лапы. Но дошло до меня, что значился в семинаре доклад посвящённый поискам субмаринных источников. Потолковать с его автором мне нужно было до зарезу.

        Шёл 1970 год. Субмаринными источниками в Союзе никто толком не занимался. Была правда пара работ грузинских авторов, но совсем не в том ключе, который меня интересовал. Вот и попробуй подготовить диссертацию на голом месте. С одной стороны, вот она новизна. С другой, сразу скажут: ”Ты что, самый умный? Кто-нибудь да занимался уже этим вопросом. Плохо работаешь с литературой!” Ведь правила были таковы:

         Сначала упомяни Ломоносова, как первого во всём. Потом обязательно простого советского учёного, развившего гениального предка в свете идей марксизма – ленинизма. А потом приведи цитату из материалов последнего партсъезда или трудов действующего генсека. За какое место привяжешь цитату – не важно. Важно чтоб была. Полезно так же пнуть побольней буржуев, барахтающихся в болоте идеализма. Из этих барахтающихся я пока нашёл только итальянцев. Серьёзного пинка не получалось. А тут автор доклада – американец. Ну самый что ни на есть буржуй. А как к нему подобраться? Прямое общение с ними никак не поощрялось. За этим следили соответствующие товарищи в двубортных костюмах и широких штанах. Значит надо рисковать!

        По чужому билету приятель провёл меня в кулуары.
-  Дальше, - сказал он, - действуй сам. Приглашение, в случае чего, нашёл на улице, а я тебя вообще не знаю!
Ну как искать в толпе человека, которого никогда в глаза не видел? Подхожу к переводчице. Заискивающе улыбаюсь:

-  Девушка! Я тут первый день отсутствовал. Но заинтересовался одним докладом и имею вопрос к вчерашнему докладчику. А именно к Уильяму Адамсу. Помогите мне его отыскать.
-  Нет проблем! – говорит девица. – Видела его только что в другом фойе. Ждите здесь. Я его сейчас приведу

      Жду. Через пару минут она появляется и эдак небрежно мимо меня дефилирует. Вроде не видит.
-  Стойте, дорогой товарищ! – хватаю я её за руку. – А где Адамс?
-  Какой Адамс? – удивляется девица. – Уберите руки! Вы, вообще, кто такой?!
-  Так, - говорю, - приплыли. Я же Вам две минуты назад всё объяснил. И вы мне обещали свести меня с Адамсом.
-  Ничего вы мне не объясняли. И про Адамса первый раз слышу. Не морочьте мне голову, молодой человек!

       И поплыла она от меня лебёдушкой, оставив в полном недоумении. И остолбенении. Пока стоял, глазам своим не верю: опять выплывает из других дверей. Сияет, как будто миллион выиграла.
-  Вот,  это мистер Адамс. Общайтесь на здоровье!

      Тут только до меня дошло: близнецы! Как две капли воды! И одеты совершенно одинаково. До мелочей. Не отличить. Не дай Бог жениться на такой! Никогда не узнаешь на ком. Разве что номера на лоб поставить. Вот и развлекаются девицы безобидными розыгрышами.

        Здоровенный американец топтался рядом. Переводчица смылась. По-английски я тогда говорил немного, но не настолько, чтобы вести серьёзный разговор. Тут и двумя часами не отделаешься. А перерыв уже кончается. Сейчас его утащат на заседание. Меня же второй раз сюда не пустят. И предложил я, с места в карьер, этому Адамсу прогуляться в ближайший ресторанчик, где и потолковать по душам. Если он конечно не против. Адамс был не против. Так через десять минут мы очутились за уютным заведении за столиком.

     Мистер Уильям Адамс, как я его сначала величал, не чинился. Хотя и был профессором Гавайского университета и много старше меня. Сходу попросил называть его просто Билл, и никак иначе. Не чинился также с закуской и выпивкой, признавая, что еда очень непривычная – окрошка. Помочь мне в моих заботах он мало чем мог. Работа его по субмаринным источникам была единичной. А самые интересные данные засекретила частная фирма. Он даже тезисы опубликовать не мог. Ограничился устным докладом. Сплошное невезение. Значит, я и сослаться на него не могу.

         Однако теоретические положения его интересовали. И разговор пошёл интереснейший. Формулы ведь объяснять не надо. А главное мы оказались единомышленниками. Забрались в самые дебри. Тарелки отодвинули. Да как на грех, время кончилось. Ему надо было возвращаться к автобусам, отвозившим всю приезжую публику в гостиницу.

        И тут Билл мне без обиняков заявил, что ему осточертели официальные заседания. Что единственный человек, который заинтересовался его докладом – это я. Он готов удрать с семинара и говорить только со мной. И что он хочет немного посмотреть город, а автобусные экскурсии его не устраивают. Не для того он летел через океан и два континента, чтобы его водили тут на поводке. Он также предполагает прихватить с собой знакомого индуса, который жил в Москве и знает русский язык. Общаться будет куда легче. А вот могу ли я пожертвовать ему завтрашний день?

       Я призадумался. Умыкнуть двух иностранцев с официального мероприятия было чревато. Под любым предлогом нам могли помешать некоторые товарищи. Упечь его, Билла, в зал заседаний, а меня куда-нибудь в другое не столь уютное место. В тоже время я сам напросился на общение и прерывать его было глупо. Ладно, где наша не пропадала!

       Мы с Биллом быстро выработали диспозицию и сверили часы. Умыкание иностранцев было обставлено по всем законам детективного жанра. Вереница участников семинара растягивается на пол квартала. Мимо проезжает мой неприметный “москвич”. Я замечаю Билла и притормаживаю. Задняя дверка распахивается и Билл немедленно прыгает в салон, таща за руку индуса. Я сразу давлю на газ и резко сворачиваю в переулок. Главное, чтобы не успели засечь номера. Не успели! Уже сворачивая, через боковое стекло вижу, как на проезжую часть выбегают парни в широких штанах. Операция заняла пять-шесть секунд, а за это время не сориентируешься.

      -  Ну что, империалисты? Как прошел побег? На мой взгляд не хуже чем в Чикаго.
        Билл хохочет. Он в восторге от приключения. Индус стеснительно улыбается. Он, оказывается, учился в МГУ, значит, переводчик нам обеспечен. Субмаринные источники его не интересуют. Но он тоже никогда не был в Ленинграде и готов переводить всё, что угодно.

         Часа полтора мы с Биллом потратили в каком-то кафе на завершение начатого вчера разговора. Потом я закатил им роскошную экскурсию по Ленинграду. Естественно не по ленинским местам и памятникам славной революции, а показал им то, что знал и то, что они хотели. Неожиданно разговор зашёл о войне. Ведь только что отпраздновали двадцатипятилетие её окончания.

    -  А хотите, я вам покажу где стояли немецкие пушки?
Они хотели. И я не поленился отвезти их в Пулково. Показать мемориал и город, лежащий как на ладони. Это произвело сильное впечатление.
-  Ну и довоевались, - прокомментировал я. – На Эльбе обнимались, а после разругались. Даже для того, чтобы привезти вас сюда, вон какие трюки приходится проделывать. Разве это нормально?

       Билл разразился длинной речью. Смысл её сводился к тому, что все политики сволочи. И ихние американские и наши русские. Что вот мы, два впервые встретившихся человека, прекрасно ладим  друг с другом. Испытываем взаимную самую искреннюю симпатию. И что, он, Билл, рад принять меня в своём доме на Гавайях как самого лучшего друга. С удовольствием привёз бы сюда троих своих детей, чтобы они своими глазами увидели этот прекрасный город. И что о России у него сложилось своё собственное мнение и чёрта с два ему теперь кто-нибудь навяжет другое. Да, прорвало мужика. Видно накипело.

        В город мы возвращались молча. Понимали, что больше не встретимся никогда. Отъезжая от гостиницы, я до самого поворота видел в зеркале Билла с поднятой рукой, посылающей мне прощальный привет.


Рецензии
Хорошая зарисовка.

Когда был в Чехии, свел знакомство с одним парнем. Был он полным металлистом: бирюльки железные разные, длинные волосы, здоровый, как бык. Как-то раз лаборатория организовала барбекю. Выпивки было много. Ко мне подсел металлист. С удивлением я осознал, что он — интеллигентнейший и милейший малый, несмотря на весь свой металлизм. Вскоре мы разговорились — и что самое интересное, на чешском. На следующий день я никак не мог составить ни одной фразы на языке солдата Швейка.

Ну, прямо все по сюжету "Особенностей национальной охоты".

Была там еще одна особа по имени Анка. Чехи в этом смысле вообще курьёзные товарищи, всех называют уменьшительно-ласкательно: Анка, Катка (Катька) и т.д. и т.п. Эта самая Анка была длинноволосая блондинка — мечта усатого мусульманина. Как-то раз она пригласила меня на совместную экскурсию со студентами в лес Шумава. Мадемуазель ужасно не везло: она никак не могла сделать дипломную работу, крокодил не ловился, не рос кокос. Вечером сидели с ней в лаборатории, она жаловалась про жизнь и "stagnated laboratory". И я невольно подумал: а ведь люди из разных культур, народов — и общаемся без проблем, и беды общие (мне тоже критически не везло...).

Недавно обнаружил ее на researchgate. Работает в Израиле. Отписал письмо в память о старых временах. Не ответила. :-(

Как-то так. С учеными все же легче бывает: у них кругозор поширше и комплексов поменьше.

С уважением,
Мехти.

Мехти Али   02.06.2021 10:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мехти! Извините, что поздно отвечаю. Подводит здоровье. Но это не интересно.
Ваши рецензии доставляют мне огромную радость. И мне нравится, что этот папин рассказ вызвал у Вас личные воспоминания.
Папа до конца жизни вспоминал этого профессора. В блокноте сохранился его адрес. Мой отец не мог позволить себе поездку на Гавайи. Проклятая жизнь. Сначала не позволяли финансы, потом он около девяти лет был вынужден ухаживать за своей второй парализованной женой. А когда и я стала зарабатывать, то у папы уже не было здоровья.
Меня до сих пор поражает то, как он умел ладить с людьми. И неважно какими они были по статусу. С ним хотели общаться. И здесь, на прозе.ру у него тоже много друзей. И кстати,ему нравились длинноволосые блондинки, особенно если еще и в очках. Доходило до смешного. Когда ему измеряла давление медсестра подобного типажа, то показатели были 120 на 80, как у молодого. Если же тонометр оказывался в руках у брюнетки, то показатели были гораздо хуже. Я даже предлагала, чтобы он выдвинул свою кандидатуру в жюри конкурса красоты. Сказала, что ему надо просто будет там сидеть, а кто-нибудь ему будет контролировать давление.
Насчет общения людей разных культур.. Думаю, что общение должно быть без проблем. И так и будет, если люди не ортодоксы. Как-то в Крыму я поздравила таксиста-мусульманина с Рамаданом. Он так обрадовался, что не взял с меня денег. И все говорил. что Бог нас создал разными, чтобы было интереснее общаться и дружить. хотя сначала был не в настроении. Оно и понятно - в Крыму жарко. и хочется пить. а мы, как назло, попали в пробку.
С уважением Алиса Юровская

Юрий Юровский   06.06.2021 22:38   Заявить о нарушении