Сценарий короткометражного фильма 40 лет и 1 день

НАТ. ОСЕННИЙ ЛЕС. ДЕНЬ.

Мы видим панораму большого ветвистого дерева и слышим музыку.

ДАША, высокая женщина 46 лет, стоит прислонившись к дереву спиной. Ее глаза закрыты, в ушах наушники.

Музыка резко прекращается. Даша открывает глаза, достает из кармана разряженный телефон и смотрит на погасший экран.

ДАША
(раздраженно нажимая на кнопку включения)
Блин!

Она вздыхает, прячет телефон в карман и оглядывается, начинает хлопать в ладоши.
На зов подбегает собака и они вместе идут по тропинке через лес.

ИНТ. ДОМ. КОРИДОР. ДЕНЬ.

Даша заходит в свой дом. Это деревянный дом дачного типа. Даша снимает верхнюю одежду и обувь, надевает тапочки. Вытирает собаке лапы, проходит в гостиную.

ИНТ. ДОМ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ.

Даша входит в просторную светлую гостиную, совмещенную с кухней. На стенах плотно висят живописные и графические работы. Окна выходит на 2 стороны. Одно во двор, откуда виден забор и калитка и 2 больших окна, выходящих на чей-то заброшенный, полуразрушенный дом. У одного из окон стоит мольберт с чистым листом бумаги.

Даша проходит в зону кухни, насыпает в собачью миску корм, ставит варить кофе.

Пока кофе варится, Даша подходит к мольберту, рукавом вытирает с него пыль, поправляет карандаши и смотрит на чистый лист, пока ее не отвлекает шипение убегающего кофе.

Даша бежит к плите, выключает ее. Плита у Даши грязная, видно, что кофе убегает ни в первый раз.

Собака ест, но вдруг срывается с лаем к двери. Даша выглядывает в окно.

У забора она видит ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, который пытается открыть калитку, дергая ее взад-вперед.

НАТ. ВО ДВОРЕ ДОМА. ДЕНЬ.

Дмитрий Иванович пытается открыть щеколду калитки. На вид ему лет 75-80, но он все еще крепок и статен. В руках у него портфель, такой же старый, как и владелец. Но одежда опрятная, брюки со стрелочками, серый длинный плащ, на голове шляпа. Дмитрий Иванович выглядит как персонаж из 70-ых.

ДАША
(выходя из дома и придерживая за ошейник собаку)
Что вам надо?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(немного пятясь от собаки)
Вы Дарья Андреевна?

ДАША
Да, что вы хотели?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(испуганно)
Уберите собаку!

ДАША
Она у себя дома. А вот вас никто не звал.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(снимая шляпу)
Я Дмитрий Иванович, друг вашего отца, мама вас не предупредила?

Даша
А, точно! Извините, из головы вылетело. Проходите.
(открывает щеколду калитки)

Дмитрий Иванович не спешит заходить, мнется, косясь на собаку.

ДАША
Не бойтесь, он не кусается.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(настороженно)
Все же вы держите.

Собака рада новым людям и вырывается из рук Даши, чтобы непременно лизнуть гостя, оставить отметины лап на выглаженных брюках. Гость вскрикивает.

ДАША
(собаке)
Тубо!

ИНТ. ДОМ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ.

Даша и Дмитрий Иванович сидят за столом в гостиной, пьют кофе. Собака лежит у ног гостя. 

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Я вам звонил, но то занято, то не доступно...

ДАША
Тут связь плохая, да и телефон все время забываю зарядить. Ой, телефон.
 
Даша вскакивает и бежит в коридор. Дмитрий Иванович пока ее нет оглядывает дом.

Даша возвращается с телефоном, подходит к письменному столу заваленному бумагами и пытается отрыть зарядник.

Дмитрий Иванович встает и подходит к работам.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Все-таки какой АНДРЕЙ талантливый был, жаль что так рано ушел.

Дмитрий Иванович достает из нагрудного кармана очки, и приближает лицо к одной из работ.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Да-да, вот эту отлично помню. Признаться, я страшно завидовал таланту вашего отца. Как возьмется за карандаш или кисть – так сразу шедевр.

Дмитрий Иванович идет вдоль стены и подходит к другому рисунку. Трогает его дрожащими пальцами.

ДАША
Не надо! Они очень ветхие.

Даша находит зарядник, втыкает провод в телефон и возвращается к столу.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
А вы не продаете его работы? они сейчас больших денег стоят.

Даша покачала головой.

ДАША
Так что именно вы хотели? Мама толком не объяснила.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(осторожно обходя собаку и тоже садясь к столу)
Вы знаете, я сейчас веду одну передачу на нашем местном телевидении "Забытые имена", видели?

ДАША
У меня нет телевизора.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Да? А как же вы новости узнаете, деточка?

ДАША
Ну уж точно не из него.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ну так вот, Андрей хоть и умер молодым...

ДАША
(резко)
Был убит.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(продолжая)
Ну да... А все-таки успел создать свою школу письма, за сорок лет пока его нет, ничего подобного больше не появлялось.

Дмитрий Иванович поднимает с пола свой портфель, открывает его и достает CD-диски.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Вот, посмотрите передачки на досуге.

ДАША
(беря в руки диски и сразу их откладывая, едва взглянув)
Так, а я чем могу помочь?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(убирая портфель под стол)
Ну я бы хотел попросить папины работы для передачи, ну или сфотографировать, чтобы было что показать. Не на пальцах же.

ДАША
Нет. Дать не смогу, а вот сфотографировать – пожалуйста.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Может документы у вас еще остались, награды, дипломы?
(опять доставая портфель и замерев)
Да что я все время на вы, я ведь знал тебя маленькой, на плечах катал... Вряд ли ты конечно помнишь, совсем кроха была.

ДАША
Я отлично вас помню Дмитрий Иванович. Это ведь вы сообщили, что его больше нет.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Надо же, как ты можешь это помнить? Тебе сколько лет было?

ДАША
Шесть.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(тяжело вздохнув)
Помню как твоя мама кричала...

ДАША
Я тоже помню. Я тот день помню посекундно, даже погоду за окном в то утро. Вот удивительно, что было месяц назад – не могу вспомнить, а то утро как кино прокручивается.

Дмитрий Иванович тянется к Даше и накрывает ее руки своей морщинистой рукою, но Даша свои отдергивает. Встает и подходит к окну. Смотрит на заброшенный дом. Дом темный, без окон, с обвалившейся крышей и заросшим двором.

ДАША
Был февраль, белое небо. Проснулась, отца нет. Я подошла к маме и сказала, что папа больше не придет. И тут вы позвонили в дверь.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(протер лицо, будто стряхивая воспоминания)
Мне сообщили рано утром и я посчитал своим долгом сразу пойти к вам, ведь он был моим другом.

Дмитрий Иванович спохватывается и открыв портфель, достает из него фотоаппарат, старый Canon 3d.

ДАША
(обернувшись)
На этот аппарат вы качественно не снимите, у меня почти все работы оцифрованы, давайте я вам лучше по почте перешлю.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(убирая фотоаппарат обратно в портфель)
А долго идти будет?

Даша
(смеясь и садясь за стол)
На электронную почту, у вас же есть?

ДМТРИЙ ИВАНОВИЧ
(опять достав портфель)
Конечно, вот тут, внизу.
(протягивает визитку и убирает портфель)

В разговоре наступает неловкая пауза. Даша постукивает визиткой по столу. Дмитрий Иванович опять достает свой портфель, но передумывает и убирает его, задвигает ногой под стол.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(с сожалением)
Не по-человечески мы как то, Даша. У меня есть вино, давай Андрея помянем?

Даша рада, что обстановка немного разрядилась. Встает и идет доставать бокалы.
 
НАТ. НА КРЫЛЬЦЕ ДОМА. ВЕЧЕР.

Даша и Дмитрий Иванович сидят на крыльце в креслах, с бокалами вина в руках.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(смеясь)
А еще помнишь, как он в магазин ходил?

ДАША
Да и покупал у незнакомцев все что было в руках, потому что лицо нравилось.

Они сидят и смеются, попивая из бокалов.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
А рассказчик какой был, а драчун! Что не по его, так сразу – ну ка, давай выйдем!

ДАША
(смеясь)
Да-а, много про это мама историй рассказывала.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
А ты тоже рисуешь? Вижу мольберт готов к работе.

ДАША
(грустнее)
Рисую, но как папа мне не стать. Да и не стану уже. Мне иногда кажется в моей жизни все могло быть по другому, если бы он был рядом.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Да, без отца тяжело расти, по себе знаю. А девочке тем более.

Дмитрий Иванович похлопал Дашу по руке и она не отдернула.

Вечереет. На небе набирает мощь осенний красный закат.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(мечтательно глядя на закат)
Он тебя очень любил, какие замечательные портреты твои делал. Особенно тот, где ты спишь. Прям смотришь и кажется, что ресницы вот-вот дрогнут.

У Даши улыбка сползает с лица. Она смотрит на Дмитрия Ивановича немигающим взглядом.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(смеясь)
Что? Вином облился старый дурак?

В доме звонит зарядившийся телефон. Даша вскакивает с места и убегает в дом, хлопнув дверью.

Дмитрий Иванович осматривает свою грудь, в поисках капель вина.
Из дома слышатся обрывки разговора Даши.

ДАША (ЗК)
Да, мама. Нет мама. Хорошо, мама. Ладно, пока.

Наступает тишина. Дмитрий Иванович блаженно улыбается и оглядывается на дверь, ожидая, что Даша вот-вот выйдет, но она не выходит. Он прислушивается к звукам из дома, но ничего не слышит. Он встает и направляется к входной двери.

ИНТ. ДОМ. СУМЕРКИ

Дмитрий Иванович осторожно заходит в дом.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Даша...

В ответ ни звука, только собака вышла к нему, виляя хвостом. Он двигается дальше по коридору в направлении гостиной.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(громче)
Да-а-аш...

Вдруг из-за угла появляется Даша и резко бьет Дмитрия Ивановича планшетом по голове. Дмитрий Иванович валится на рядом стоящий диван.

ИНТ. ДОМ. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ.

В комнате горит свет. Даша сидит за столом с ноутбуком и что-то строчит. На диване напротив завалившись немного набок сидит Дмитрий Иванович.
Он выходит из обморока и немного постанывает. Пытается двинуть рукой, но у него не получается, руки примотаны к телу скотчем.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Что? Что...
(видит Дашу)
Ты с ума сошла? Что ты наделала.
(оглядывает себя)
Развяжи меня сейчас же.

ДАША
(не поднимая головы от компьютера)
Ага, разрешите бегом.

Дмитрий Иванович пытается вызволить руки, закрывает глаза, кричит.

ДАША
Можете не стараться, здесь все равно вас никто не услышит.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ты сумасшедшая? Что на тебя нашло?

Даша встает из-за стола, придвигает свой стул к Дмитрию Ивановичу, разворачивает его спинкой вперед и усаживается.

ДАША
(нарочито спокойно)
Рисунок спящей говорите...

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
И что? Что тебя взбесило-то?

ДАША
А то, что вы не могли его видеть. Насколько я знаю из результатов так ничем и не закончившегося расследования, вы отца в тот день не видели и на месте преступления вас не было.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(замявшись)
Ну так значит раньше видел...

Даша резко подается вперед всем телом.

ДАША
(громко)
Нет! Не мог ты его видеть, портрет был нарисован днем. А вечером папа был уже убит и если ты его не встречал в тот день, то и рисунка видеть не мог.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(восклицая)
Да какая разница, может я другой рисунок видел, напутал. Я пить хочу, во рту пересохло.

Даша встает и обходит Дмитрия Ивановича со спины. Приближает губы к его ушам.

ДАША
(почти шепотом)
Реснички говоришь подрагивали, это тот рисунок, то-от.

Даша отходит к кухонному столу и наливает воды в стакан.

ДАША
Рисунок в блокноте был, а блокнот папа как всегда с собой взял, ибо в отличие от тебя – бездаря, он всегда рисовал. В любом состоянии, даже пьяный. Это не просто талант, это ежедневный труд.

Даша подносит стакан с водой к самым губам Дмитрия Ивановича, чтобы тот попил.

ДАША
Я тогда притворялась, что спала и отец это понял. Поэтому и ощущение на рисунке, что ресницы дрожат. Но он сначала дорисовал, а потом уже разоблачил меня. Я каждый штрих этого рисунка помню.

Даша медленно наклоняет стакан, чтобы Дмитрий Иванович успевал глотать.

ДАША
(злорадно)
Тебе такое мастерство и не снилось. Я помню иллюстрации, который ты доделывал после его смерти, так испортить папины эскизы – это конечно надо было постараться!

Даша увеличивает наклон стакана, пока Дмитрий Иванович не начинает давиться, вода течет ему за ворот. Даша со всей злостью выплескивает остатки воды ему в лицо.

Дмитрий Иванович сжимает губы и закрывает глаза. Вода капает с его большого носа.
Даша встает напротив, сложив руки на груди.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(еле слышно)
Я видел его в тот вечер.

Даша торжественно разводит руки в стороны.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Можно мне в туалет?

ДАША
Нет, сначала признание.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Какое признание? Я только его видел, мы пили вместе, я перебрал, дальше ничего не помню.

ДАША
Ну конечно. И заказы на все иллюстрации в вашем издательстве потом ни тебе достались? Говори правду!

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(в отчаянии)
Я правду говорю. Пожалуйста Даша, дай мне сходить в уборную. Не унижай меня!

Даша смягчается. Подходит и помогает Дмитрию Ивановичу подняться. Доводит его до дверей туалета.

ИНТ. ДАШИН ДОМ КОРИДОР НОЧЬ

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(указывая на скотч)
И как я?

Даша стоит в задумчивости, не зная как ей поступить.
 
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Даша, пожалуйста. Куда я старый денусь.

Даша берет ножницы со стола, заходит за его спину и разрезает скотч снизу вверх, пока не освобождает ему руки. Дмитрий Иванович идет в туалет и пытается закрыть дверь. Даша придерживает дверь ногой, не давая ее захлопнуть. Дверь остается приоткрытой. Даша стоит отвернувшись от двери и ждет.

ДАША
Вы скоро?

Дмитрий Иванович молчит. Даша стучит в дверь. Дверь резко распахивается, Дмитрий Иванович хоть и стар, но вполне еще крепок. Дверь ударяет Дашу в плечо, но она ловко отскакивает к стене и хватает приготовленное ружье. Дмитрий Иванович останавливается, увидев оружие.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Откуда у тебя это?

Даша показывает ему дулом на диван.

ДАША
Собака охотничья, не заметили? Да и лес тут кругом, не лишняя вещь.

ИНТ. ДОМ. ГОСТИНАЯ. НОЧЬ.

Дмитрий Иванович покорно садится на диван. Даша садится на удалении, поставив ружье рядом с собой, дулом вверх.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Как тебя занесло в такую глушь после столиц?

ДАША
А это вам спасибо. Детская травма от потери отца. Не получается у меня людей любить, вот и спряталась от них.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Да я тут при чем? Не убивал я Андрея.
 
Взгляд Дмитрия Ивановича замирает, он смотрит в одну точку.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Мы тогда вдвоем были. Сидели в соседнем дворе, выпивали, отмечали его гонорар за книжку. Потом я отключился. А когда проснулся, увидел рядом Андрея, голова пробита, много крови. Но я клянусь, что я его и пальцем не тронул.
 
ДАША
Откуда тебе знать, если ты ничего не помнишь? И что, сбежал? Даже не попытался помочь?

Даша приходит в ярость, по щекам текут слезы.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(кричит сквозь слезы)
Он уже был мертв. Я не мог ему помочь.

ДАША
Опять врешь! Блокнот тоже не ты взял? Деньги не тронуты остались, а блокнот исчез. Зачем кому-то его убивать, если не из-за денег? Его все любили.

Даша хватает ружье, вскакивает и целясь Дмитрию Ивановичу в голову, медленно подходит к нему, пока дуло не упирается тому в лоб.

ДАША
Если не скажешь правды, то тут и останешься.

Дмитрий Иванович вжимается в диван.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Не я это, не я. Блокнот я взял, не мог не взять. Понимал, что каждый его набросок на вес золота, стоит больше любых денег.

Даша убирает ружье от лба Дмитрия Ивановича и начинает ходить по комнате взад-вперед.

ДАША
Блокнот, заказы после его смерти... Но тебе и этого было мало! Сразу после поминок  решил и к маме моей подкатить?

Даша снова вскидывает ружье.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(с облегчением)
Хорошо, что рассказал, легче стало.

Дмитрий Иванович начинает заваливаться на бок. Беззвучно шевелит губами.

Даша убирает ружье в сторону и подходит к нему.

ДАША
Что, не слышу?

Дмитрий Иванович закатывает глаза.

ДАША
(озабоченно)
Вам плохо?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Хоро...

Даша
Что?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(еле слышно)
Хорошо

ДАША
(с досадой)
У-у-у чертов старик! Лекарство есть?

Дмитрий Иванович показывает на карман пиджака. Даша шарит по карманам и достает пузырек с лекарством. Дрожащими руками запихивает таблетку ему в рот, но таблетка выпадает. Даша запрокидывает голову Дмитрию Ивановичу и наконец заталкивает таблетку.

ДАША
(испуганно)
Может кому-нибудь позвонить? Скорую?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Некому звонить и скорую не надо, сейчас отпустит, мне поспать нужно.

Дмитрий Иванович начинает дышать ровнее.

Даша отходит от него и как будто со стороны смотрит на всю эту безумную ситуацию. Ее колотит. Она прячет ружье в сейф и бросается из дома.

НАТ. ЛЕС. НОЧЬ.

Даша бежит по лесу и ревет в голос.

Она добегает до своего большого дерева и кинувшись к нему обнимает его, будто человека.

ДАША
(всхлипывая)
Папа... Прости меня, я такая дрянь.

Дерево медленно качает ветками, подчиняясь порывам ветра. Начинает светать.
Даша стоит и неразборчиво что-то шепчет, упершись лбом в грубую кору. Затем она разворачивается и сползает спиной по стволу. Задирает голову в светлеющее небо.

ДАША
Ну как же так? Почему тебя нет, а другие живут, передачки снимают...

Она вытирает ладонями глаза и сопли. Опускает голову и замечает, что выбежала из дома в тапочках.

ДАША
(улыбаясь глядя на тапочки)
Ну вот! Хорошо, что ты не видишь какая я дурная, уже состарилась почти, а мозг так и не включился. Ладно пап, все в порядке.

Даша поднимается с земли, отряхивается и двигается к дому.

ИНТ. ДОМ. УТРО.

Даша стоит возле дивана, где спит Дмитрий Иванович, заботливо накрытый пледом.

ДАША
(трогая за плечо)
Эй...

Дмитрий Иванович не отвечает. Даша трясет его за плечо сильнее.

ДАША
Живы?

Дмитрий Иванович открывает глаза.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(приходя в себя и оглядываясь и понимая где находится)
Даша, прости меня.

Даша отходит к плите, ставит варить кофе.

Дмитрий Иванович окончательно просыпается и пытается поправить одежду, протирает глаза.

ДАША
Чай, кофе, каша?

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Нет, спасибо. Можно я лучше пойду?

ДАША
Я отвезу вас на станцию.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Я пройдусь. Помоги мне встать пожалуйста.

Даша помогает ему встать, подает ему портфель.

ИНТ. ДОМ. КОРИДОР. УТРО.

Даша помогает Дмитрию Ивановичу надеть плащ и шляпу. Дмитрий Иванович раскланивается в дверях, все еще не веря, что может просто уйти, что-то хочет сказать, но не решается.

ДАША
(подталкивая его к выходу)
Про работы помню, пришлю.

Дмитрий Иванович выходит. Но разворачивается в дверях.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Я любил его и работы его любил, и маму твою. Прости. Не мог я его убить, всю жизнь это мучило. Прости.

Дмитрий Иванович снова выходит. Даша закрывает за ним дверь, идет в гостиную.

ИНТ. ДОМ. ГОСТИНАЯ. УТРО.

Даша подходит к плите и следит за кофе, успевает выключить его до закипания.
Через окно она смотрит, как Дмитрий Иванович ковыляет к калитке и выходит в нее. Калитка, не закрытая на щеколду болтается и стучит на ветру.

Даша наливает себе кофе, подходит с кружкой к мольберту.
Вдруг раздается резкий звук бензопилы. В окно, выходящем на старый разрушенный дом, Даша видит, рабочих, которые затаскивают во двор доски, кирпичи и строительные материалы. Даша улыбается. Ставит кружку рядом с мольбертом. Берет со стола наушники и телефон. 

Даша включает музыку. Привычным движением вытирает пыль с белого листа бумаги, придвигает стул, садится. Берет один карандаш, закалывает им волосы, берет другой карандаш и начинает рисовать.

Собака мирно спит на диване.


Рецензии