Аннотация на band-мюзикл Дон Жуан Александра Гилев

Легенда о Дон Жуане, воплотившаяся в маленькую трагедию А.С.Пушкина ,,Каменный гость,,, стала для московского композитора Александра Гилева поводом к созданию мюзикла на вечную тему Любви.

Композитор называет мюзикл band. Этим он подчеркивает главную, театрализующую и объединяющую, роль оркестра. Здесь играет концертный оркестр духовых инструментов.

4 сцены трагедии Пушкина лишь канва, материал, из которого композитор кроит нужные части. Встреча Дон Жуана и Донны Анны, Ужин у Лауры, Дон Жуан и Донна Анна, Шаги Командора - так называются сцены мюзикла.
Глубочайшие и ярчайшие мысли о разных сторонах Любви вплетаются в эту канву:
И обмануть медлительное время, всегда лобзая новые уста…(Дон Жуан)

Я из рук выпускаю беспричинную нежность…
Нежность мою кто приютит? (Донна Анна)

По скорбным орбитам твоей вселенной
Мечты мои кружат неутомимо. (Лаура)

Я в жизни лучшие деньки провел среди девчонок (Дон Карлос)

Смерть и время царят на земле.
Ты владыками их не зови.
Все кружась исчезает во мгле.
Неподвижно лишь солнце любви. (Лаура)

Светлее солнца будет день,
Когда полюбишь ты меня. (Дон Жуан)

Только тебя не хватает мне,
Счастье мне только с тобой. (Дон Жуан и Донна Анна)

Это цитаты из стихов о любви выдающихся поэтов разных стран: Николая Гумилева (Песенка Дон Жуана ,,Моя мечта,, №2), Альфонсины Сторни (Ария Донны Анны ,,Я из рук выпускаю беспричинную нежность,, №5), Иоганна Гете (Баллада Лауры ,,Фульский король,,), Сесилии Мейрелис (Ария Лауры ,,Любви моей собственной мне довольно,, №8), Роберта Бернса (Ария Дон Карлоса ,,Растет камыш среди реки,, №9), Владимира Соловьева (Романс Лауры ,,Милый друг,,№10 ,в первоисточнике ,,Бедный друг,,), Игоря Северянина (танго ,,Это было у моря,, №13), Осипа Мандельштама (Баллада Дон Жуана ,,Медлительнее снежный улей,,№15), Амадо Нерво (Ария Дон Жуана ,,Когда полюбишь ты,, №16), Ирины Дьяковой и Юлии Шишиной (Дуэт Дон Жуана и Донны Анны ,,Ветка жасмина,, №19).

Данная поэзия, переложенная Александром Гилевым на музыку, требует от всех исполнителей глубокого проникновения в образ, большой артистичности в исполнении, а также безупречной дикции и интонирования.

Вводя в пушкинскую канву стихи других авторов, давая стихам и событиям трагедии музыкальное выражение, композитор «дорисовывает» портреты персонажей, едва намеченные у Пушкина. У Дон Жуана, кроме характерных для него черт повесы и вечного странника (,,Моя мечта надменна и проста,,№2), бесстрашного кавалера (Сцена дуэли №12, «Шаги Командора» №№3, 17, 20), появляются линии Дон Жуана – романтика: «Медлительнее снежный улей» №15, «Когда полюбишь ты» №16, «Ветка жасмина» №19, Дон Жуана – трагического героя: «Шаги Командора» №№3, 17, 20, «Реквием» №21.

Портрет Дон Карлоса – богатея, гуляки и бесстрашного кавалера раскрывается в его Арии «Растет камыш среди реки» №9 и в Сцене дуэли №12.

Лирические черты Донны Анны, которые были только намечены Пушкиным, выходят на первый план: Молитва Донны Анны №4, Ария Донны Анны «Я из рук выпускаю беспричинную нежность» № 5, Дуэт Дон Жуана и Донны Анны «Ветка жасмина» №19.

Актриса Лаура, одна из женщин Дон Жуана, показана как обладающая профессиональным певческим мастерством: Баллада Лауры «Фульский король» №7, Ария Лауры «Любви моей собственной мне довольно» №8, как тонко чувствующая натура: Монолог Лауры «Как небо тихо».

Все это разнообразие стихов воплотилось в разные музыкальные жанры. В мюзикле есть «музыка из кинофильма» (Песенка Дон Жуана «Моя мечта надменная и проста»), романс (Ария Лауры «Любви моей собственной мне довольно», Романс Лауры «Милый друг», Баллада Дон Жуана «Медлительнее снежный улей»), застольная песня (Баллада Лауры «Фульский король»), эстрадная песня (Ария Дон Карлоса «Растет камыш среди реки», Ария Дон Жуана «Когда полюбишь ты меня»), «музыка из оперетты» (Дуэт Дон Жуана и Донны Анны «Ветка жасмина»), танго для духового оркестра («Это было у моря»).

Большую роль в мюзикле играют не только вокальные, но и чисто оркестровые эпизоды.
Сразу оговоримся, что мюзикл является уникальным произведением в современной музыке, он написан для духового оркестра, как нельзя больше отвечающего композиторскому замыслу.

Средневековая легенда «потребовала» от композитора отразить атмосферу старины. Модальность, игра красок в сопоставлении далеких созвучий, параллелизм созвучий, опора на «пустые» квинты и кварты, тембры медных инструментов в №1 (Вступление, Церемониальный марш), в №14 (Вступление к третьей сцене, Рокко-Барокко) как раз и погружают слушателей в те далекие времена.

Испанский колорит в мюзикле не имеет чисто испанских музыкальных черт. Но атмосфера знойной, жаркой страны, струящегося раскаленного воздуха очень удачно обрисована в «Молитве Донны Анны» №4 - оркестровый эпизод с соло на саксофоне, в Монологе Лауры «Как небо тихо» №11. Эти 2 оркестровых эпизода по жанру являются ноктюрнами, нарисованными пряными и терпкими музыкальными красками.

Сцена дуэли №12 и вступление к 4 сцене №18 имеют жанр «музыка из кинофильма».

Оригинален и необычен образ Каменного гостя, сверхъестественной двигающейся и разговаривающей статуи. Композитор дает 3 вариации «Шагов Командора»: №3, №17 и №20.

В последней редакции в Мюзикл вошел «Реквием», последний №21. Это номер для сопрано-соло в сопровождении оркестра на слова католической заупокойной молитвы «Kyrie eleison».

В музыкальном языке мюзикла сливается несколько стилевых направлений: импрессионизм, неоромантизм, авангард.

https://www.youtube.com/watch?v=KmxJ2ZU1YzA


Рецензии