Есть законы размера...

Странное для меня обстоятельство: сначала я всегда уверен, что напишу очень мало, потом оказывается, что написал много. Первая моя книга по договору должна была равняться шести печатным листам, а написал двадцать. Но теперь, когда я хочу написать короткую вещь, я знаю, как это делается. Я пишу её в маленьком блокноте. Нет большого листа без линий, похожего на ледяной каток, по которому ты можешь шататься справа налево и как угодно, – есть узкоколейка блокнота. Так мне удалось написать небольшой рассказ. Юрий Тынянов. // Владимир Даль одно время страдал настоятельной потребностью писать крошечные народные рассказы или «повестушки», как он их прозывал. Выпекал как блины, задавшись целью, чтобы каждый рассказ непременно уместился в конце на четвёртой странице листа. Как ухитрялся, не понимаю, но действительно в конце четвёртой страницы листа всегда оставалось ровно столько места, чтоб уместить последнюю строчку рассказа. Дмитрий Григорович. // …жёсткие рамки «ста слов» как в газетных объявлениях о знакомстве. Начиная с первого сборника «Простые рассказы с гор», Редьярд Киплинг соблюдал жёсткое условие – создавал рассказ объёмом не более 1200 слов. // Без ограничений нет искусства. Сергей Эйзенштейн. // Средний масштаб всегда меня раздражал. Поэтично только большое и малое, а среднее – ни туда, ни сюда. Эрнст Неизвестный. // За этот год что мог – я сделал, дотянул. В неполноте пусть меня не винят: конца дополнениям здесь нет, и каждый, чуть-чуть касавшийся или размышлявший, всегда добавит – и даже нечто жемчужное. Но есть законы размера. Размер уже на пределе, и ещё толику этих зернинок сюда втолкать – развалится вся скала. Александр Солженицын, в послесловии к «Архипелагу ГУЛАГ». 1968. // Тут, на Западе, я имел несравненные с прежним возможности использовать печатную литературу, новые иллюстрации. Но книга отказывается принять в себя ещё и всё это. Созданная во тьме СССР толчками и огнём зэческих памятей, она должна остаться на том, на чём выросла. Александр Солженицын, в послесловии к «Архипелагу ГУЛАГ». 1979.


Рецензии