Семья Егора Тихонова

При подготовке к поездке на мою вторую и обожаемую малую Родину – Вербилки – мной было подготовлено краткое жизнеописание семейства Егора и Екатерины Тихоновых из рода Манковых–Тихоновых, потомственных работников фарфорового завода Ф.Я.Гарднера

В начале XIX века трудился на заводе Ф.Я.Гарднера (далее – заводе) талантливый самородок, живописец Тихон Манков. Было у него три сына – Егор, Константин и Василий. 
Вот что пишет о них Ю.А.Арбат в своей книге «Фарфоровый городок», выпущенной в издательстве «московский рабочий» в 1957 году:
«Всех их Елизавета Николаевна Гарднер послала учиться в Москву: Егора и Василия – в техническое училище, Константина – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на живописное отделение. Гарднеры часто посылали в ученье сначала своих крестьян, а потом рабочих, но обычно забирали их из учебного заведения перед самым получением диплома. Они считали, что дипломированный специалист постарается уйти после того, как отработает положенный срок на заводе.
Василий скоро заболел и умер. Егор всю жизнь работал в точильном и горновом отделениях. Константину удалось окончить училище живописи с дипломом. Пять лет (1885–1890 гг.) он отработал на Вербилковском заводе, а затем вернулся в Москву и стал преподавателем в училище живописи, а позже в Строгановском художественно-промышленном училище, где преподавал акварель и заведовал керамической мастерской, работая в фарфоре. Константин Тихонович не порывал связи с Вербилками, иногда приезжал сюда, привозил свои рисунки. Это были очень тщательно вырисованные композиции с обилием мелких деталей.
Два брата – Егор и Константин более известны как Тихоновы, а третий – Василий – как Манков».
Нас в данном случае интересует ветвь этого рода, относящаяся к Егору (Манкову) Тихонову, мещанину города Калязина Тверской губернии.
Его жена Екатерина Ивановна (в девичестве Барсова) долгие годы работала живопиской на фабрике А.Г.Попова в селе Горбуново, которое находилось в том же Дмитровском уезде.
В семье было пятеро детей. Дочери – Екатерина и Клавдия, сыновья – Сергей, Константин и Николай. По стародавней родовой традиции дочери носили фамилию Манковых, а сыновья – Тихоновых.
Итак, все три сына бывшего крепостного крестьянина Егора (Манкова) Тихонова получили высшее художественное образование, что само по себе является чрезвычайно редким явлением, особенно в условиях царской России. Значит, все трое обладали недюжинными способностями и сильными характерами.
Просто удивительно, что должно было произойти в Природе, какие неизъяснимые
и неведомые силы должны были быть задействованы, чтобы три родных брата из простой крестьянской семьи получили в разное время высшее профессиональное образование в лучших учебных заведениях Российской империи и стали достойнейшими представителями художественного и педагогического сообщества!
Остановимся кратко на жизнеописании каждого из детей Егора и Екатерины Тихоновых.

Старший ребенок – Екатерина (к сожалению, пока точные данные о годах ее жизни отсутствуют – Авт.) – вышла замуж за крестьянина из соседней деревни Харитонова Матвея Осиповича, родив ему двух сыновей – Бориса и Сергея. Оба долгое время работали живописцами на заводе.
Борис после окончания школы стал профессиональным военным. Участник Великой Отечественной войны, разведчик.
Сергей после окончания школы всю жизнь проработал бухгалтером на Заводе. Участник Великой Отечественной войны и обороны блокадного Ленинграда, краснофлотец.

Дочь Клавдия (1887-1977) окончила гимназию и всю жизнь проработала учительницей начальных классов в деревне Ясенево. Она вышла замуж за Чернышова Петра Григорьевича, родив ему в 1922 году дочь Нину, которая окончила Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) и всю жизнь проработала по своей специальности в городе Ногинске.

Старший брат – Сергей (1873-1940-е) – в возрасте 13 лет поступает как вольный посетитель в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а оканчивает его уже в качестве полноправного ученика в 1898 году.
В 1918-19 году он основывает в Вербилках 4-летнюю профтехшколу, которая сыграла решающую роль в подготовке высококвалифицированных скульпторов, модельщиков, художников, исполнителей и других специалистов для завода до середины 1950-х годов.
Был женат на дочери польского вельможи, которая родила ему дочь Лидию в 1911 году.
Отменный фарфорист, график и живописец.

Средний брат – Константин (1885-1956) – в 1896 году поступает в Строгановское центральное училище технического рисования (СЦУТР) и становится дипломированным художником в 1906 году.
Вместе с выпускником Училища, будущим знаменитым театральным художником Ф.Ф.Федоровским исполнял в 1910-х годах роспись походной церкви по заказу Великой Княгини Елизаветы Федоровны, покровительницы СЦУТР.
В 1920-х годах был близко дружен с В.В.Маяковским и С.В.Образцовым, будущим знаменитым кукольником.
Уезжает по направлению СЦУТР в Белоруссию, где преподает рисование и другие дисциплины в различных художественных учебных заведениях Минска, работает художником в местном драматическом театре до 1932 года.
С 1933 года К.Г.Тихонов работает в Вербилках в средней школе и ремесленном  художественном училище (РХУ) № 39 преподавателем рисования и композиции, старшим мастером.
В 1939-43 году плодотворно работает в Художественной лаборатории завода ее художественным руководителем. Один из наставников знаменитых художников Е.П.Смирнова, А.А.Чекулиной и Ю.Б.Ганрио.
С 1951 года работает в Художественной лаборатории в качестве художника и консультанта.
Был женат на польской графине В.Н.Стефановской, которая родила ему сына Виктора в 1937 году.
К.Г.Тихонов создает ряд уникальных произведений из фарфора:
- ваза «Дворец Советов», 1939 (автор эскиза, роспись Е.П.Смирнова и Д.В.Корчагина; собрание ГМК);
- сервиз чайный «Искусство народов СССР», 1939 (авторы и роспись К.Г.Тихонова и Е.П.Смирнова; собрание ГМК);
- ваза – подарок И.В.Сталину от рабочих ДФЗ, 1946 (авторы росписи и формы К.Г.Тихонов и А.А.Чекулина; собрание ГЦМСИР);
- ваза – подарок И.В.Сталину к 800-летию Москвы от ДФЗ, 1946 (авторы К.Г.Тихонов и А.А.Чекулина; собрание ГЦМСИР);
- сервиз чайный к 800-летию образования Москвы – подарок И.В.Сталину от коллектива ДФЗ, 1946 (авторы росписи и формы К.Г.Тихонов и А.А.Чекулина; собрание ГЦМСИР);
- сервиз чайный «30 лет Советской власти», 1947 (собрание ГМК);
- комплект «Папоротник», 1951 (собрание ГМК).
Автор многочисленных пейзажей, цветочных и бытовых натюрмортов, портретов современников. Создатель иконы «Господь Вседержитель», находящейся в Храме Александра Невского в Вербилках.
Участник отечественных и международных художественно-промышленных выставок.

Младший брат – Николай (1892-1988) - поступает в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище (ИСЦХПУ) и блестяще оканчивает его с золотой медалью и дипломом I степени в 1916 году.
В 1915 году начинает преподавать рисунок и композицию на подготовительном отделении Училища.
В 1917 году ввиду окончания отсрочки мобилизуется на военную службу, оканчивает ускоренный курс Александровского военного пехотного училища и в звании прапорщика воюет в составе царской армии на Западном фронте в Галиции.
В 1919 году призывается в РККА в Высшую школу военной маскировки (ВШВМ), одновременно работая в составе бригады художников «ИзоАгит» по созданию агитационно-инструкторских поездов и пароходов до 1922 года.
Один из основателей и бессменных преподавателей Московского художественно-промышленного училища (МХПУ) им. М.И.Калинина. Преподает рисунок и композицию в народных школах I-ой и II-ой ступеней, в училище Памяти 1905 года, Московском институте инженеров коммунального хозяйства (МИИКС), Центральном художественно-промышленном училище (ЦХПУ).
В 1919-82 году активно участвует в отечественных художественных и международных художественно-промышленных выставках. В 1925 году на Международной выставке в Париже получает золотую и бронзовую медали.
В 1921-27 году работает по совместительству в Кустарном музее и создает образцы изделий кустарной промышленности с новой советской символикой.
В 1936-71 году разрабатывает и внедряет в учебный процесс многочисленные программы и циклы лекций по преподаванию композиции и смежных дисциплин.
В 1941 году добровольцем призывается в Красную Армию, оканчивает Курсы усовершенствования командного состава (КУКС) и в звании капитана-инженера преподает военную топографию до конца 1944 года.
В 1944-71 году преподает композицию и смежные дисциплины в МХПУ им. М.И.Калинина, Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ) и Московском технологическом институте (МТИ).
В 1945 году становится членом Московского союза советских художников (МССХ), членом Союза художников СССР, членом Художественных фондов СССР и РСФСР.
В 1945-82 году активно работает в Московском отделении союза художников (МОСХ) по Секции декоративно-прикладного искусства. 
В 1947 году становится доцентом, а в 1952 году – постоянным членом Художественного и Ученого советов НИИ художественной промышленности (НИИХП).
В 1958-60 году является председателем Художественного совета Комбината прикладного искусства Художественного фонда РСФСР.
В 1919-75 году был женат Л.Г.Лгаловой, которая родила ему двух дочерей – Валентину (1919-2004) и Татьяну (1925-2010). Валентина окончила МИИКС и всю жизнь проработала инженером-проектировщиком промышленных сооружений. Татьяна окончила МХПУ им. М.И.Калинина и всю жизнь преподавала там композицию. Отменный портретист и пейзажист.
Н.Г.Тихонов создает ряд уникальных произведений из луба, дерева, металла и фарфора:
- туес с изображением играющего на гармони красноармейца и двумя танцующими девушками, 1920-е (автор росписи, местонахождение неизвестно – Авт.);
- ковш-скобкарь «Кто не работает, тот не ест», 1920-е  (автор росписи; собрание ВМДПНИ);
- поднос металлический «Розы и георгины», 1925 (автор росписи, исполнитель А.И.Лёзнов; собрание ВМДПНИ);
- поднос металлический «Дыня, фрукты и цветы», 1931 (автор росписи, исполнитель А.И.Лёзнов; собрание ВМДПНИ);
- люстра фарфоровая «Урожай», 1940-е (автор формы и росписи; частная коллекция);
- тарелка «Слава столице Советской державы», 1947 (автор росписи; частная коллекция);
- ваза «Венок Мира», 1956 (автор формы и росписи, исполнитель Клетова А.А.; собрание ВМДПНИ);
- ваза серебряная «Москва», 1958 (автор формы и раскладки, финифтяные вставки Н.Купелиной, артель «Московский ювелир»; собрание ВМДПНИ);
- ваза серебряная «Ленинград», 1958 (автор формы и раскладки, финифтяные вставки Н.Купелиной, артель «Московский ювелир»; собрание ВМДПНИ);
- сервиз чайный «Цветы», 1960-е гг. (автор формы и росписи; частная коллекция).

Сокращения:
ВМДПНИ – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства;
ГМК – Государственный музей керамики;
ГЦМСИР – Государственный центральный музей современной истории России.

 Источники:
- фонды РГАЛИ и РГВА;
- данные ВМДПНИ, ГМК и ГЦМСИР;
- литературные источники.

Произведение создано 04.06.17 в 08:38 по местному времени.


Рецензии