Мамочка, прощай! часть восьмая

                ГОРОД ЛЫСЬВА

 

    Пишу про маму, про её жизнь. Хочется, чтобы осталась о ней память и у меня, и у моих детей, и у будущих внуков. И если перед этим писала от третьего лица, как бы со стороны, больше по маминым рассказам (сама-то  мала была!), то теперь всё же буду писать от себя: то, что помню.

-------------------------------------

   В Лысьве, на маминой и моей родине, наконец-то сбылась мечта моих родителей: они купили маленький деревянный домик. Одна комната, проходная кухня и закуток за русской печкой, где стояла моя кровать с периной, которую каждый вечер мама сбивала. Два окна с весёлыми голубыми узорчатыми наличниками смотрели в палисадник, где цвели сирень и черёмуха. Любимое мной и моими друзьями деревянное крылечко, на котором так уютно было сидеть и слушать сказки, которые нам читала старшеклассница Зоя. Маленький коридорчик, ведущий сразу в большой сарай, в котором можно было бы при желании и корову держать, и сено запасти. В коридорчике стоял небольшой бочонок: в него зимой мама складывала замороженные пельмени, которые мы вечерами стряпали всей семьёй, а иногда на это "мероприятие" приходили и соседи тётя Надя с дядей Колей и моей подружкой Нелькой. А я очень гордилась, что быстрее всех могла раскатывать скалкой маленькие кусочки теста, превращая их в ровные кружочки, на которые клали мясо. У Нельки кружочки выходили неровные, и ей эта работа быстро надоедала. Пельмени у неё тоже получались некрасивые, и поэтому она просто сидела и наблюдала. Меня же разбирал спортивный азарт - успеть разоскать столько кружочков, чтобы успеть за всеми стряпающими пельмени. Взрослые меня подхваливали, особенно тётя Надя:

   - Ох и девка, у тебя, Лида, растёт! Вот кому-то хорошая жена будет!

   Там же, в крытом сарае, туалет - конечно же, холодный и обычный в таких домах, но зато всегда чистый и даже с вязаным ковриком на полу. За домом небольшой огород, где сажали картошку, морковь, репу, помидоры. Но помидоры до холодов не вызревали, их снимали зелёными, складывали в валенки и укладывали на печку. Мне очень нравилось, когда мама звала меня вместе вырвать репку или морковку. Я выбирала ту, которая была покрупнее. Раз! - и жёлтая репка с хвостиком, на котором прилипли кусочки земли, у меня в руках! Дома её мыли, чистили - и какая же вкусная она была!

   Папа не стал устраиваться в мартеновский цех, где раньше работал, а пошёл на курсы сварщиков. И оказалось, что это призвание всей его жизни! Он так полюбил свою работу, что всю жизнь потом говорил:

   - Я даже во сне варю!

  Мама устроилась в магазин недалеко от дома продавцом. Сколько я её помню в то время, она всегда работала! Работа ей тоже травилась, она легко находила общий язык с покупателями.

   В Лысьве я пошла в школу. Школа была далековато, надо было идти через глубокий лог. Зимой мы весело скатывались с крутой горы на портфелях. Туда порой забивался снег, а чернильницы-невыливайки почему-то разливали чернила, пачкая тетради и учебники... Но что эти мелочи по сравнению с восторгом от быстрой езды! А чтобы подняться в гору, надо было попыхтеть! Валенки скользили по раскатанной портфелями дорожке, и мы, порой упав, с хохотом съезжали на животе вниз!

   В первом классе учились мы во вторую смену, и перед школой я шла к маме на работу, чтобы она заплела мне косички. Потом научилась заплетать сама.

   Мои родители всегда устраивали для меня праздник на день рождения и на Новый год. О-о, что это были за праздники! Мы все втроём наряжали ёлочку - она была большая, до самого потолка! Особенно любили сами изготавливать разные игрушки и гирлянды из цветной бумаги, картона, ваты. Папа тогда научил меня делать поделки из папье-маше. А много лет спустя я учила этому своих детей.

   В нашем крохотном, но таком уютном домике собирались мои друзья с улицы и дети наших родственников. Мама всегда готовила традиционные на Урале рыбный пирог и пельмени (их мы стряпали все вместе), покупала яблоки, мандарины, конфеты. Но самое главное было не угощение. Мама с папой придумывали разные конкурсы и соревнования, в которых разыгрывались нехитрые призы: конфетки, открытки, надувные шарики, ёлочные игрушки. Вместе с детьми так же азартно пытались срезать с завязанными глазами подвешенные на ниточки безделушки и взрослые. Я вспоминаю, как мы хохотали, когда тщательно завязывали папе глаза, потом кружили его, чтобы он не запомнил, где что висит, а потом он шёл вперёд, широко раскрыв ножницы, чтобы наверняка захватить желанную игрушку и... промахивался!
   И ещё папа умел показывать простенькие фокусы. Но мы, неизбалованные телевидением и интернетом, смотрели на это, раскрыв рты от изумления. Сейчас я недоумеваю: где мои родители могли всему этому научиться?!! Как вообще догадались они всё это организовывать? Ведь их детство и юность пришлись на тяжёлое военное и послевоенное время. А отец ещё и простой колхозник с образованием в семь классов... Да и у мамы никогда ничего подобного в семье не было. Бабушке было не до детей. Выжить бы!

   Я не помню, чтобы и у кого-то из наших знакомых детям устраивали такие весёлые праздники! После них я долго не могла уснуть. Лежала на своей перине с котом Барсиком, который когда мама не видела, забирался ко мне под одеяло, положив голову на подушку, и думала: "Вот бы мне всегда остаться такой, как сейчас! И мама с папой пусть бы не старели, а такими же остались!" Я почему-то не спешила взрослеть. Мне было хорошо в том возрасте. И детство было счастливым.

   Почти счастливым... "Почти" - потому что как я обожала праздники, устраиваемые моими родителями для детей, так я ненавидела все взрослые праздники! Особенно, когда мы ходили в гости к нашей многочисленной родне. Мой папа очень любил маму. И так же сильно её ревновал! Как говорят, "к каждому столбу"! Однажды к нам в гости приехал друг его юности. Они выпили за встречу. А потом друг сказал какой-то комплимент маме и... был изгнан из дома со скандалом! И ещё папа не умел пить... А  в гостях всегда на столах было вдоволь спиртных напитков! Взрослые пили, ели, потом начинали петь какие-то тягучие песни... Было жарко и скучно... Нам, детям, уже хотелось спать, а взрослые всё веселились...

   Наконец мы шли домой. И вот тут папа начинал "задираться":

   - А ты что это Петьке улыбалась? Что у тебя с ним?!!

   - Да ты что! - возмущалась мама. - Это же муж моей троюродной сестры!

   - А с Мишкой танцевала! - не успокаивался отец.

   - А что мне делать? Ты не танцуешь, а он меня пригласил. Мне же хочется потанцевать!

   И так всю дорогу. И дома он все никак не успокаивался. Бить маму не бил, но руками размахивал... А я всегда за неё очень боялась. Иногда мама, устав от его придирок, говорила мне:

   - Пойди, попроси папу лечь спать. Ради тебя!

   И я послушно шла, и дрожа от страха, просила:

   - Папочка, ради меня, ложись пожалуйста спать!

   Он меня очень любил, и иногда это срабатывало. Пьяно поцеловав меня в щёку, он говорил:

   -  Ну, конечно, ради тебя я сейчас лягу!

   Но иногда ещё и после этого всё цеплялся и цеплялся к маме... Я не спала и мечтала, чтобы никаких праздников никогда не было!

----------------

   У мамы всё чаще и чаще стала болеть печень. Говорили, что это от жёсткой воды. Иногда маму даже с работы увозили на "скорой помощи" в больницу с печёночной коликой. А потом в правом боку стало болеть и у меня. Я даже в больнице лежала почти месяц. И маме стали советовать:

    - Вам надо сменить климат. Ехать туда, где много винограда.

   Может быть, если бы и у меня не начались проблемы с печенью, родители и не решились бы на переезд. Но тут они стали задумываться, а куда бы и правда переехать? Тогда была одна страна - Советский Союз, и они не учитывали, что республики разные, со своей спецификой, со своим языком. Ни у кого и в мыслях не было, что огромная страна может развалиться на отдельные осколки, что русские там могут вдруг стать людьми второго сорта... А то и врагами... Но это случится ещё через много лет... А пока родители ездили и в Казахстан, и в разные города Украины - всё искали для себя город, который им понравится. Всё пока было не то.

   И вот однажды моя учительница музыки (да-да, я ещё начала учиться в музыкальной школе!) сказала маме, что у неё есть знакомые в Молдавском городе Бендеры. Что там отличный климат, и виноград растёт, и город уютный. Мама с папой поехали туда в апреле. У нас ещё лежали сугробы, и родители были в зимней одежде. Рано утром, когда ещё только начинало светать, они вышли из поезда на привокзальную площадь и обомлели: весь город был в цветущих абрикосах! Ещё горели фонари, и от этого нереальность и сказочность города была такой, что мама и папа сразу решили: вот здесь мы будем жить! Они влюбились в этот город навсегда!

   Дождавшись конца учебного года, мои родители продали наш любимый домик, собрали мебель и нехитрые пожитки в контейнер, и мы отправились в неизвестность. Мне и хотелось поехать в этот прекрасный сказочный, по рассказам родителей, город, и было очень жаль расставаться с многочисленными друзьями на улице, с которыми мы так славно играли в разные игры и устраивали концерты для родителей. Было жаль наш дружный класс, который в том учебном году занял первое место в Пермской области и получил путёвку на всех в Кунгурскую ледяную пещеру. О том, что я не побывала с классом в этой чудесной пещере я жалею всю свою жизнь...


Рецензии
Вы дорожите светлой памятью о Ваших родителях, бережно пишите о семье. И щедро делитесь воспоминаниями. Заглянула - и свое детство вспомнила, и папу с мамой.
Это очень хорошо, что пишите о своих, и нам своих забывать не даете.
Вы дополняете воспоминания рассказами о городах, о природе тех мест, где судьба распорядилась вам проживать. Читается с большим интересом.
Политика может изменить границы государства, может разделить народы и семьи. Память отнять не сможет. Писать Вам надо обязательно, чтобы память сохранить и передать следующим поколениям, и не только Вашей семьи. А самое главное в Ваших воспоминаниях - все можно пережить и не потерять себя, сохранить человеческое достоинство, надежду на будущее.
Светлая память Вашим маме и папе! А Вам творческих успехов!

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   18.01.2020 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена Владимировна! От таких слов становится тепло на сердце. Надеюсь, что продолжу писать. Просто тогда, 2,5 года назад, внезапная смерть старшего сына оказалась слишком неожиданной. Ждала, что скоро приедет домой, а получила... урночку с прахом. Мне даже ехать на Украину попрощаться с ним было нельзя... Ничего, я сильная. Надо жить дальше. А Вы меня своими словами очень здорово поддержали! Низкий Вам поклон!

Светлана Красавцева   18.01.2020 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.