Глава 9. Работать собой

   Когда я была студенткой факультета психологии я никак не могла  понять эту фразу :"Психолог работает собой!" Как это? Что это значит?

 Однажды,  на очередной своей съемной квартире,   я захотела прибить полочки и картины. Вызвала дяденьку. Приходит он  с чемоданом -перфоратор, шурупуверт, отвертки, сверла, шурупы и прочие  инструменты. Схлопнулось! У психотерапевта нет внешних инструментов. У него  есть только он сам, "сваренные" в его душе и теле-образование, опыт, видение, таланты, мировоззрение и прочие высокодуховные невидимые глазу вещи. Я поняла! Загрустила. Надолго.
    
Прошло еще приличное количество лет, когда я прочувствовала  на  своей шкуре, чтобы хорошо работать психотерапевтом, надо уметь хорошо  восстанавливаться! Качество работы напрямую зависит от личного благополучия и баланса.
 
 Моя героиня, Наташа, 39 лет. Коллега. Ведет психотерапевтические группы, индивидуальные  консультации. Она  рукодельница с большой буквы Р. Делает много чего одновременно -шитье, вязание, декупаж, украшения, рисование, вышивка и другое.  Она может сделать почти все из ничего.   Я назвала ее  феномен " "Полимастерица,   или  Человек-оркестр".
 
 Вот чем она поделилась со мной:" Год назад я купила себе оверлог, совершенно не зная, что меня ждет.  Это 4 нитки, одна педаль,  и нож, который выравнивает край. Кайф полный!  Я увлеклась лоскутным шитьем! Собираю кусочки  разноцветных тканей,  сшиваю на оверлоге, хотя можно и на обычной машинке, изнанку никто никогда не увидит, потому что она садится на подклад.  А я хочу на оверлоге! Почему? ". Мы разговаривали, я задавала вопросы.

-А что происходит с тобой, когда ты садишься за него?
-Я когда шью на нем, извини, потею. У меня такой прилив энергии, подъем  необъяснимый! Ни одну свою машинку я так не любила как его. Знаешь, как я его назвала?  Только не смейся! Хотя смейся, конечно. Трактор!

И такая радость детская,  до дрожи. И рукодельный прорыв случился. Нет важнее дела, потребности. Как будто шлюзы открылись,  и хлынуло оттуда. Нет важнее встречи, чем эта,  сама с собой. Хочу исшить все запасы, чтобы пришли новые такни, новые расцветки и новые идеи. Исшить, в смысле- использовать, применить, пустить в дело.  Шью как я хочу, как мне  самой интересно.   Родные смеются, мол,  опять за свой трактор села.  А он так приятно тарахтит.  Внутри ощущение простора какого-то,  поля широкого. Это какой-то летающий трактор! И берусь я за него  трепетом , как будто за штурвал. Весь год наблюдала за собой. Может мне кажется? Неа! Точно,  меня прет. Вот что со мной? И  сказать некому о своей тайной радости. Не поймут ведь, назовут сумасшедшей. Ну,  я так-то знаю, что я и есть сумасшедшая, но зачем акцентировать? Принято от еды, от любви, от покупок-поездок испытывать такое, ... а я от оверлога!   

-А откуда такое название сельскохозяйственное?

- Это ж мои гены, а их, как известно, не пропьешь! (Смеется).   Мой дед всю жизнь проработал на тракторе. Другой дед-ветеринар, тоже всю жизнь в колхозе трудился. Мой отец и родной брат отца -доросли до  директоров совхозов. Они садили и убирали пшеницу, рожь, овес, кукурузу. Сеяли и убирали. Переживали из-за погоды: то из-за дождей,  то из-за засухи. Это мое детство. Я помню это попытки успеть убрать, успеть посадить,  добыть ресурсы-семена, солярку, бензин, запчасти, деньги.   Все мероприятия, дела и решения  было завязаны на  посевную и уборочную.  Даже свадьбы планировали с их учетом! Я же  из деревни, это мои корни. Это моя кровь.( Плачет). Неважно где я живу, где я оказываюсь. Мне надо  это делать-сшивать, соединять, трансформировать. Колосок всегда из семени. То же самое с  тканью. Ткань-это как  семя. Из нее можно что-то "вырастить", создать и сделать,  и я берусь за это, рискуя, ясное дело.  Так вот я, берусь. Ведь и мои брались! Рисковали, но делали и жили. И помню года, когда хороший богатый урожай,   премии и все выдыхают  с благодарностью Космосу, Богу, Природе-погоде. 
 
А помню осунувшиеся от отчаянья лицо отца, ничего не смогли спасти. Сено гнило от дождей, а значит кормить скот нечем, пшеница не поднялась, сдавать государству нечего, план не сделали, платить людям нечего.  Значит опять -трудное время, потери и тревоги.   Я чувствую эту свою  потребность- использовать,  применить те ресурсы, которые у меня есть- ткани, кружева, все запасы, которые есть. Применить их, трансформировать, сделать новое, подарить вторую жизнь. Оказывается, как нам  важна родная земля, которая нас вырастила.  Получается,  вот она связь! Я делаю ровные полоски-бороны, я отмечаю кусочки ткани-участки земли. Это в миниатюре абсолютно тоже самое. Афигеть!  Только мне теперь на погоду все равно, у  меня всегда хорошая погода в доме, потому что я от нее не завишу,  села и поехала. Вот это да!

Улыбается. Лицо, как будто омытое дождем. Светлое, детское.

- Расскажи еще о себе, о своих родных. Что одобрялось в твоей семье? Как вы жили, когда ты была маленькой? Какие разговоры были в доме?  Чему  взрослые радовались, отчего были  озабочены ?

  Знаешь,  в детстве  мои "рукоделки-поделки"  считались ерундой. Я именно поэтому и в школе искусств не училась. По мнению родителей, это неважные занятия. Для них существовали  более насущные,  важные, сермяжные дела. Критерий простой-польза! А искусство,  это уж  так, от нечего делать, для баловства.  А в деревне всегда много работы.  И переделать ее всю невозможно по определению. Одну только сделал, закончил,  другая подоспела. И так круглый год. А  искусства там мало. И рисование у нас преподавала учительница математики. В общем, ценность понятна,  нулевая . Неважно это тогда было. Не считалось даже приличным. С горечью и грустью, понимаю это так.  Вот я сейчас и наверстываю . Разложим с дочкой  на полу: она свои игрушки , а я свои  тканешки. Так и говорю, у тебя свои игрушки,  а у меня свои. Она смеется,  ведь так и есть. Не прощает наша душа голодовки. И правильно делает! Пока жива, просит красоты и радости. Как все- таки хорошо и правильно, что я сейчас себе это разрешаю и позволяю делать.  Ведь для меня это просто необходимая вещь, я же с людьми работаю, сама знаешь, у нас  энергозатратная работа. Колодец необходимо наполнять, невозможно только черпать. Для меня рукоделие- подзарядка батареек, дозаправка. А как же иначе? У  психотерапевтов обязательно должно быть свое золотое восстановительное средство внутреннего баланса и равновесия. Вот я нашла свое, подходящее. Опять же дополнительные плюсы: продление молодости, забота о здоровье, профилактика Альцгеймера и маразма. ( Смеется).

- Согласна с тобой. Творчество во взрослом состоянии позволяет  прожить и "додать"  внутреннему ребенку то, чего был дефицит тогда. Да,  стать родителем самому себе, наконец. Воспользоваться своей взрослостью, автономией и свободой. Сделать, организовать себе то, в чем нуждался и  удовлетвориться, наконец.  Да, прошлое изменить невозможно, но в  своем настоящем возможно накормить своего голодающего  ребенка безусловной любовью, одобрением, разрешением на рост, развитие, изменения, на движение вперед. С благословением и теплом.   Это так именно и выглядит, мы погружаемся в этот процесс и питаем его. 

  Вот почему творческие  любимые  занятия для взрослого человека жизненно необходимы,  полезны и важны. Мы исцеляемся, становимся более целостными и собранными "в кучку", в центр.  Мы верим в себя. И мы становимся более ответственны и счастливы. Мы доращиваем себя сами , то есть восполняем свои детские инфантильные части,  тем,  что  уделяем им  время, внимание, любопытство и интерес. Мы восполняем дефициты и пробелы в своей личной карте , личной истории развития.  И как следствие этой доброй заботы о себе- улучшение состояния, повышение ресурса, прибавление естественной силы и энергии.

 -Знаешь,  это одна из задач в работе психотерапевта- научиться выносить чужую боль. Ведь понятно же, что мы контактируем с болью. Не люблю я этот термин эмоциональное выгорание, но смысл ясен. Чтобы продолжать работать честно  и красиво, необходимо научиться утилизировать  эмоциональные экскременты, другими словами,  трансформировать боль, грусть, горечь, злость и другие негативные  эмоции, переплавлять их, менять качество.  Делаю так, чтобы  вязли  они,  как капли дождя в земле и шли  на пользу, в дело, кормили собой новые семена.  Каждый находит свой вариант перекодировать боль в любовь и красоту и силу. Мой вариант-творчество.

-Да, я заметила, чем больше разрешаю себе творить, экспериментировать,  тем я плодотворнее,  как терапевт. Силу свою чувствую, понимаешь?
-Ага.  Еще как понимаю!

Продолжение следует.


Рецензии
Хорошо раздвоение получилось)))

Максим Лисин   10.06.2017 06:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Макс. Думаю, увлекаться не стоит.

Юлия Лобес   08.07.2017 06:30   Заявить о нарушении