О счастье

О счастье...
В один из приездов в город, я сидел на открытой веранде кафе и пил темное пиво. Спешить мне было некуда, по магазинам ходить мне не нравится. Я сидел и рассеянно осматривал мужчин за соседними столиками. Мой стол был крайним и все происходящее было как на ладони. Разные люди, по разному одеты, с разными целями пришедшие сюда. Пока ничего интересного...
Кафе это я облюбовал уже давно. Недалеко от автостанции, с небольшим залом и верандой, оно прекрасно подходило в любое время года, для того, чтобы скрасить ожидание автобуса. Мне не было скучно. Легкое волнение от предстоящей поездки... надежда встретить что-либо необычное - вот что занимало меня.
Говорят, что мысли материальны. Я смеюсь над этим обычно, но... видимо, я сильно желал интересного, потому что увидал знакомого, направляющегося внутрь кафе.
Возбуждение охватило меня и я, чуть дождавшись его появления с бокалом пива из кафе, замахал руками, призывая его за свой столик. Он улыбнулся и направился ко мне...
Мы не часто встречались, но я хорошо знал, что он с женой живут недалеко от нас. На своем хуторе. Знал, что он пишет рассказы. Мы, жители ближайшей деревни так и называли его в шутку, но с долей уважения: писатель.
- Мне начинает казаться, что мысли и вправду материальны, - сказал я, улыбаясь и приподнимаясь поприветствовать его, - ведь я сидел тут в одиночестве и надеялся на интересное!
- Если бы это было так, - он присел за столик, - мне всегда было бы 45!!! Все были бы здоровы, все были бы богаты и тюрьмы превратились бы в пансионаты. Не нужны были бы армии, ведь зачем войска, если все желают мира на Земле?
Мы чокнулись и закурили.
- Как же хорошо, что есть вот такие веранды, где нас, курящих, не третируют, - я глубоко затянулся.
- И пиво в пакеты прятать не нужно! - он тоже отпил глоток, - Как бы, в скором времени, нас не загнали в резервации. Они активны, а мы пассивны, так что... Люди уже сейчас толпятся вокруг какой-то бочки, которую поставил садист-некурильщик, еще и напротив своего окна, небось.
- Я надеюсь, что к нам, по хуторам, не пойдут наводить порядок.
Мы немного помолчали. Я огляделся. Недалеко от нас сидела компания. Навеселе. Они что-то горячо обсуждали, смеясь. Мой собеседник, проследив за моим взглядом, усмехнулся:
- Вот, наверное, по настоящему счастливые люди, - он кивнул головой в сторону веселой компании, - Они обсуждают предстоящую гулянку сегодня вечером, хотя и не знают, чем все закончится. А что ты, лично, думаешь о счастье? - неожиданно спросил он меня.
- Я? - наверное, выглядел я слегка ошарашенным, потому что он засмеялся тихим смехом, - Я? О счастье? Кабы я знал, что это такое! Радость, удовольствие, наслаждение и... потом уже счастье, так мне всегда казалось. И только стоило мне подумать, что вот оно... как случалась какая-нибудь неприятность и все летело к чертям. Нет, я не знаю, что это за штука. А ты???
- Я? - теперь уже он в свою очередь переспросил, - Почему ты меня решил об этом спрашивать?
- Мы не так часто встречаемся, - ответил я, подумав, - иногда ты бываешь в деревне, участвуешь в наших, хмм, посиделках. Я ни разу не видел тебя мрачным! Ты со всеми доброжелателен, я читал некоторые из твоих рассказов. Об измене, о любви, о церкви... наверное и о счастье написал, правда я такого не читал. Потому и спросил.
Некоторое время мой собеседник разглядывал на свет свой бокал пива. Иногда переводил взгляд на меня, как бы обдумывая, стоит ли отвечать. Но, когда это было нужно, я умел делать очень внимательное лицо да мне и правда было интересно!
- Счастье, - наконец он заговорил, - счастье. Один умный человек сказал, что счастливее всех неродившийся. Наверное он хорошо изучил жизнь и понял, что мир устроен не совсем правильно и справедливо. В момент полного счастья, человеку на голову с крыши падает сосулька... на одного, более-менее, счастливого человека найдется сразу десяток подонков с бейсбольными битами... у счастливой семьи негодяи украдут ребенка. Вроде, только что было оно, счастье, ррраз... и нет его!
- Нельзя быть полностью счастливым, да?
- Можно. Если ты полный идиот. Лежишь в психбольнице на полном государственном обеспечении. Завтрак, обед, ужин, сон. Чуть на твоей физиономии заметят признаки неудовольствия - тебе тут же дадут таблетку счастья.
- А дети??? Разве дети это не счастье???
- Хммм, - после паузы отозвался он, - Посмотри вокруг: тюрьмы полны чьих то детей; приюты и детские дома полны чьих-то детей; во всем мире ежесекундно гибнут чьи-то дети. А могут ли быть счастливыми родители, дети которых погибли?
- Не могут!
- Что такое сердце, я в общем знаю. Такой моторчик, который качает кровь по организму. Что такое душа, я не знаю. Где хранится несчастье или счастье у человека? Может ли несчастье сделать человека счастливым?
- Не может? Я совсем растерялся! Или ... может? Я знаю историю только одного человека, которому несчастье не помешало быть счастливым. Теперь мне кажется это совместимым.
- В человеке, мне представляется, есть два помещения. Или это в душе, не важно где. Одно помещение - архив. Там хранятся приятные воспоминания. Есть там малюсенькая каморка, в ней неприятные. Другое помещение - действующий склад. Туда поступает все... приятности, удовольствия, беды. Сортируются и марш каждая в свою каморку. Теперь, в зависимости от настроения, я вхожу или в одно или в другое помещение. Содержимое этих помещений всегда раздельно и горе из одного никак не может повлиять на счастье из другого!!!! А счастье не может ослабить горе!!!
Он замолчал, а я терпеливо ждал продолжения.
- Большое удовольствие понять себя! Не меньшее удовольствие понять других. Когда это пришло ко мне, я стал счастливым! Сидеть в своем дворе рано утром с кофе и сигаретой - счастье. Видеться с детьми в скайпе - счастье. Ждать приезда детей в гости - счастье. Даже провожать их в обратный путь тоже счастье.
Знать, что, хотя и с опозданием, пришло понимание: я никогда не стану руководить детьми - огромное удовольствие!
Если я их воспитал правильно, руководить ими не нужно. Если же неправильно - бесполезно! А историю того мужика я тоже знаю. Он был счастлив, несмотря на самую стервозную жену на всем белом свете... он был счастлив, несмотря на трех оболтусов сыновей... Счастлив был даже умирая! Он был очень умный дядька!!!
Он знал, что избежав смерти, можно оказаться несчастливым, а смерть принять счастливым!
Мне кажется, что ПОЛНОЕ СЧАСТЬЕ можно испытать только на смертном одре, выполнив обещанное!!!
Все остальное - промежуточное счастье. Составные счастья.
Мне пора на автобус. Домой. Дорога домой - тоже составное моего счастья!!! -
Мы пожали друг другу руки и он ушел. Я думал о том, что при следующей встрече, скажу свое мнение, мне нужно было подумать....


Рецензии