Супервизия Кельвина. Гл. 1. Божественный ребенок

(по мотивам повести Станислава Лема «Солярис»)

Персонажи:
Крис Кельвин - психолог, вернувшийся на Землю после миссии на орбитальную научную станцию возле планеты "Солярис". Миссия подробно описана в одноименной  повести Станислава Лема.
Док - супервизор (супервизия - это процедура диагностики и реабилитации  психологов, имевших длительные напряженные контакты в стрессовой обстановке).
Океан - разумный океан Соляриса.
Фехнер - пилот космического челнока на Солярисе.
Ребёнок - предположительно душа пилота Фехнера, материализованная Океаном.


- Проходите, располагайтесь поудобнее - прилягте вот на эту кушетку. Наверное Вы уже знаете, дорогой Крис, что порядки изменились и теперь каждый практикующий психолог, такой же как Вы, должен периодически проходить сеансы психоанализа – супервизию. Меня немного смущает эта миссия, ведь передо мной Звёздный Странник, как никак. Но исключений ни для кого не делается, независимо от статуса. Мы на Земле пришли к выводу, что психоаналитику периодически обязательно нужен взгляд со стороны коллеги по профессии. Не обязательно коллега должен  более развитым или продвинутым, чем Вы. Тем более в отношении Вас, столько повидавшего. Просто-напросто без этого неизбежны ошибки и неумышленный вред Вашим будущим пациентам. Вы же планируете в дальнейшем работать по специальности, не правда ли? Кроме того, профессиональное сообщество считает, что осталась некая недоговоренность, недосказанность в Вашем докладе. Возможно, что Вы сами и не можете облечь в слова полученные знания на Солярисе.  Это распространенное затруднение, связанное с вытеснением в бессознательное шокирующих фактов.
-В Вашем голосе, док, я чувствую теплоту и искренность, поэтому уверен, что вреда мне Вы не причините. Я готов к супервизии.
- Тогда приступим, дорогой Крис. Но предварительно я все же кое-что поясню. В наших сессиях за счет эффектов переноса и контрпереноса, возможно нам совместно удастся разгадать, оставшееся за пределами внимания. Я почувствую, Крис, я все почувствую и уловлю малейшие нюансы, а потом мы их совместно проинтерпретируем. Бывают неприятные и даже пугающие моменты при вскрытии бессознательного во время психоанализа. Нечто подобное проделал с Вами разумный Океан  на Солярисе, материализовав объекты бессознательного. Это весьма необычно, но тем не менее, мы просто побеседуем об этом, не более того, обещаю Вам…
Я знаю про Вас, Крис Кельвин, что Вы профессиональный психолог. Вы посетили межпланетную станцию «Солярис» с миссией, имеющей цель  разобраться и принять решение в отношении целесообразности дальнейшего пребывания там нашей  экспедиции,  поскольку ее члены испытали на себе феноменальные проявления внеземного могущественного разума. 
Он прошел к кушетке, устроился поудобней, головой в мою сторону, так что видна была его лысеющая макушка, а я пропал из поля его зрения, и слегка печально произнес:
-Вы, знаете, док, когда я припарковал автомобиль возле Вашего офиса, и намеревался идти к крыльцу, то в мою сторону шаткой походкой направился явно нетрезвый господин. Желая разминуться с ним, я обошел машину сзади и устремился в другой проход, но он подловил меня все же и там, дурашливо погрозил пальцем и сказал: «Лечится - лечись, но душу береги!». И ушел, Вы знаете…
-Вас это беспокоит, Крис?
-Отнюдь. Меня волнует другое. Вы и Ваши коллеги с помощью этих неофрейдистских  штучек препарируете сознание и подсознание, как ментальные физиологические отправления организма, забыв о божественном начале. Боюсь, что «вместе с водой вы выплескиваете и ребенка». Доподлинно известно ведь, что даже после самого глубинного психоанализа всегда остается нечто. Недоступный анализу остаток. Все об этом знают, но мало кто говорит. Что это, док? Можете мне об этом сказать? Почему-то все уходят в сторону, когда заходит разговор? Беспомощности своей стыдятся?
- Кстати, о ребенке, Крис.  О гигантском четырехметровом ребенке в Океане Соляриса, увиденном пилотом Бертоном. Помните, он рассказывал? Бертону еще тогда, до Вашей поездки на Солярис, никто не поверил. (Супервизор плавно перевел разговор от абстрактных понятий в более конкретное русло).
- Да, Бертон сказал, что ребенок очень был похож на сына погибшего на Солярисе пилота Фехнера.
- Ну, так вот, Крис, гигантский ребенок необязательно должен был быть копией сына Фехнера.
-Как же так, док? Ведь я сам слышал об этом от очевидца - от самого пилота Бертона!
- Я отвечу, дорогой Крис, следующее. Упомянутый Вами "неанализируемый остаток", как раз относится к данной теме. О нем у психологов всёже появилось определенное мнение. Ведь кроме Фрейда, есть еще те, кто внутреннюю нашу жизнь сводят не только лишь к физиологии и инстинктам. Например, Карл Густав Юнг с его учением об архетипах, о коллективном бессознательном. Некоторые селф-психологи называют этот остаток душой, божественным ребенком. Суфии называют его Птичкой, теологи Святым духом, провидец Сведенборг - ангелом. Он живет в каждом из нас, независимо от возраста. Он неразделим с Богом, Вселенной, Сущим. Это лишь мы на определенной стадии развития в 1,5-3 года выделяем собственное Я, а божественный ребенок - нет. Он сам является частью нас, нашей самости, и в то же время он един с Богом. Мы часто забываем об этом...

-То есть Вы хотите сказать, док, что Океан, показал Бертону душу пилота Фехнера, а не утраченного им сына?
-Да, Крис, что-то в этом роде… Только поэтому гигантский ребенок был похож на самого Фехнера. Но это не сам Фихнер во младенчестве, а его собственная душа.
-Слишком много слов, док… Слишком много. Это выше моего понимания. События на Солярисе и так с огромным трудом уложились в моей бедной голове, втиснулись в мою схему восприятия, а Вы сейчас ее рушите.
-Я не стремлюсь к этому, Крис, но Вы ведь сами посетовали на игнорирование  божественного при психоанализе. Вот и ответ…
Бог очень молчалив. Он предпочитает разговаривать с нами не словами, а языком обстоятельств. И Вы сами в этом убедились на Солярисе. Бог часто молчит, потому что каждое Его слово грому подобно и может вызвать необратимые изменения в мире. На мой взгляд, Он за все время существования мира  сказал всего лишь одно слово, послужившее Началом всего, после чего произошел Большой Взрыв и появилась наша Вселенная.
Это пророки земные переводят откровения Бога в человеческие слова. Есть еще и шаманы, бодхисатвы, теософы, оккультисты, мистики, но им гораздо сложнее. 
-Интересная теория, док. Надеюсь, что в мое долгое отсутствие, земляне действительно приблизились к пониманию.
-Наша душа - это божественный ребенок, она посредник между земным и божественным, между материальным и духовным, между телом и сознанием. Она живет на границе между ними.
Когда человек попадает в стрессовые ситуации ребенок пугается и прячется в бессознательном.  А там очень своеобразный амбивалентный мир, где противоположности сходятся, а обычная земная логика и причинно-следственные связи отсутствуют.  Ребенок бывает капризен и игрив.
Чтобы ребенок-душа опять показалась из зазеркалья подсознательного, она должна окрепнуть. Человек может помочь ей в этом собственным духовным ростом...
На этом, Крис, мы закончим наш первый сеанс. Приходите еще, мы продолжим.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/11/23/633

 
Адрес оригинала картинки: http://www.shkaff.net/pics/567-plavanie-dlya-malyshej.html


Рецензии
Божественный ребенок, посредник, он все понимает, все знает о людях, может даже изучает.

Алёна Кор   05.06.2017 09:51     Заявить о нарушении
Конечно всё знает, потому что он един со всеми, с миром и с Богом.
Он так устроен и таковы маленькие дети. Спасибо, Алена.

Геннадий Федотов   05.06.2017 14:48   Заявить о нарушении