Трещёва Евгения Александровна

              Возвратившись из Армии в декабре 1976 года, я начал думать, куда пойти учиться. «За спиной» у меня "находилась" только средняя школа. На работу поступил туда, где начинал работать до службы: на Волжский автомобильный завод. Профессию правда поменял: со слесаря механо-сборочных работ на станочника. Трудиться на главном конвейере как робот после армейской двухгодичной службы не хотелось. Станок можно в любое время выключить и пойти куда надо. Чего не скажешь о режиме работы на конвейере, тем более, автомобильном.

            Друг, пришедший давно из армии и работавший инженером по организации и  нормированию труда уговорил меня поступить в  Куйбышевский плановый институт, который он сам закончил. Но как другу отказать? Пошёл поступать, хотя там предстояло сдавать среди вступительных экзаменов и математику, мной нелюбимую. Ничего из этого, разумеется, не получилось. Не считая того, что я год потерял.

          Попав первый раз на дежурство Добровольной народной дружины в подшефном квартале я познакомился с участковым инспектором милиции  Кистановым. Иван Иванович, сам обучающийся заочно в школе милиции, советовал и мне поступить туда. Милиция, как известно, в переводе с латинского языка означает «военная служба». А с неё я только вернулся. Совету не последовал. Но прислушался к совету другого участкового инспектора Лелюкина. Григорий Иванович предложил поступить во Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ) с филиалом в Куйбышеве (нынче –Самара). Съездил я туда, посмотрел и уже хотел было документы сдать, как встретил одного бывшего студента ВЮЗИ (стояли вместе на остановке, дожидаясь трамвая). Оказалось, что он, проучившись год, перевёлся или по-новому поступил (я  его совсем не понял) на юридический факультет университета. Мне этого показалось достаточно, и я помчался сдавать документы в КГУ.

             Тот студент сказал правду, что в ВЮЗИ сдать экзамены легко, а в госуниверситете – надо тщательно готовиться. Одним словом, с первого раза я не поступил. «Подвёл» меня на третьем экзамене ( сочинение и историю я сдал успешно) Фёдор Достоевский со своим «Преступлением и наказанием». Однако на следующий год (1979-й) я стал студентом заочного обучения юридического факультета университета. О чём до сих пор не жалею. И вот почему.

             В университете у нас было две группы студентов-юристов. Речь о заочниках. Но когда на втором курсе к нам присоединили (закрыв куйбышевский филиал и перебросив его в соседний Ульяновск) ВЮЗИ, то групп стало трудно «сосчитать». Сравнивая  преподавателей, хочу сказать, что сравнение оказалось не в пользу преподавательского состава института. Когда к нам в аудиторию на последующих курсах заходил новый преподаватель, я научился безошибочно определять: наш он, университетский, или не наш, институтский. Что интересно: ни разу не ошибся.

           А теперь о главном. Да простит меня Евгения Александровна за длинное «лирическое» вступление. Героиня моих настоящих мемуаров она.

           До четвёртого курса о доценте кафедры гражданского права и процесса Трещёвой Е.А.  я не слышал, ибо преподаваемые ею дисциплины мы начали изучать на старших курсах.

           Первой такой дисциплиной значился  по расписанию «Гражданский процесс». Любая новая дисциплина начиналась с вводных лекций. Их читали для всех групп сразу в актовом зале. Вот зашла в зал женщина, представилась и начала читать лекцию. На этот раз слово «читать» явно оказалось лишним: к нам она пришла с «пустыми руками». В отличие от некоторых других преподавателей Евгения Александровна никогда не пользовалась «шпаргалкой» в виде собственноручно написанных конспектов. Лекцию «читала» из головы. Её рейтинг в наших глазах вырос мгновенно.

          После «процесса» мы, затаив дыхание слушали лекции Трещёвой по «Арбитражу», но на этот раз уже не все, а только студенты, избравшие «хозяйственно-правовую специализацию».  Приятно было сдавать ей экзамен по «процессу» и зачёт по «арбитражу», как и присутствовать на её семинарах. Ни разу она ни на кого не повысила голос, не упрекнула, что вы ничего не знаете, к студентам относилась так, как и должен относиться вообще-то любой преподаватель высшего учебного заведения.

            Написав слово «преподаватель», я подумал, а не обидел ли я её? Она действительно преподавала нам свои дисциплины, но будучи уже доцентом и кандидатом юридических наук.

           Во время моей учёбы кафедру гражданского права и процесса, созданную в 1973 году, возглавлял профессор Николай Иванович Коняев, с которым мне не приходилось встречаться, но слышать добрые слова о нём приходилось. Евгения Александра являлась одной из его студенток, после получения диплома оставленных на  кафедре. Здесь же она и защитила кандидатскую диссертацию.

         Оказалась Трещёва не только прекрасным преподавателем, но и замечательным руководителем дипломных работ студентов. Когда я услышал, что мне предстоит писать дипломную работу под её руководством, то сначала в «такое счастье» не поверил. У меня имелись знакомые, защищавшие дипломы до меня. Одним, как и мне, повезло, другим, увы, не очень. Последние жаловались на то, что им навязывали тему дипломных работ и мало потом помогали в написании.  Этого, честно говоря, боялся и я. Но когда нас, пятерых дипломников, собрала на кафедре Евгения Александровна, то все мои сомнения развеялись как «утренний туман».

               Она дала нам общий список рекомендуемых тем и сказала: «Выбирайте сами, кто какую хочет, но чтобы они у вас не совпали». Мы выбрали. С третьего курса я периодически заседал в народном суде в качестве народного заседателя. Посоветовавшись с судьёй, выбрал тему дипломной работы «Решение суда – акт социалистического правосудия». Евгения Александровна её утвердила, добавив при этом: «Хорошая тема, она даёт возможность привлечь большой практический материал». После этого я «подружился» в суде с копировальной бумагой. На радость судье Гусеву Василию Фёдоровичу. Как народный заседатель писал по итогам судебного заседания решение суда. В начале по образцам, потом – напрямую.

             Защитил я дипломную работу, как и остальные мои однокурсники, на «отлично». В этом, разумеется, большая заслуга нашего руководителя дипломной работы. О том, что Трещёва пользовалась огромным авторитетом и уважением не только у студентов, я узнал как раз во время написания дипломной работы. Рецензентом мне назначили одного из судей областного суда. К сожалению, фамилию не помню. Когда я забирал у неё с рецензии свою работу и спросил: «Каковы у меня шансы на защите?», она только сказала: «Вам повезло с Вашим руководителем». Больше ничего у неё я спрашивать не стал.

         Двадцать девятого июня 1985 года я получил долгожданный диплом юриста, что давало возможность мне переходить на работу в кадры предприятия. Хотя председатель нашего Автозаводского районного нарсуда Корепин Александр Михайлович не «давал мне прохода» в суде во время исполнения моих обязанностей народного заседателя, предлагал должность народного судьи. Тогда как раз намечались их выборы, впоследствии заменённые назначением. Я отказался. Уж больно много бумажной работы предстояло, компьютеров тогда  не было. Плюс «принципиальность» некоторых народных заседателей, которые судили не по закону, а, как они выражались, по совести. Не учитывая того, что все эти «совестливые» решения областной суд спокойно отменял, «вешая» минус в работе судье. Я избрал  народное хозяйство. Из всех изученных в университете кодексов для меня настольным стал отныне сначала Кодекс законов о труде, потом – Трудовой кодекс.

        Накануне первого сентября 1985 года в знак благодарности я направил в университет на кафедру Коняева поздравительную открытку с Днём знаний. Поздравив Евгению Александровну,  от всей души желал ей дальнейших успехов в её нелёгкой, но такой необходимой многим педагогической деятельности. Не знаю, сохранила ли она ту мою открытку, но только мои пожелания сбылись. В 1989 году Трещёву назначили  заведующей кафедрой. "Учитель" передал её в надёжные руки одной из своих бывших студенток. В 2009 года она стала доктором юридических наук. И сегодня профессор Трещёва успешно возглавляет свою кафедру, но только с другим названием. Это радует меня, но огорчает то, что нет больше нашего  любимого Куйбышевского (Самарского) государственного университета. Его объединили с другим самарским университетом. Правильно ли это сделали – покажет время.

04.06.2017 г.


Рецензии