Комсомольский билет...

«… прием в члены ВЛКСМ в то время не был формальностью… Билет берегли, потеря его расценивалась как серьезный проступок и могла повлечь за собой исключение из рядов организации…»    (из интернета)

… самое неприятное дело для комсомольца 80-х – это потерять свой комсомольский билет. И не то, чтобы неприятное, а как-то вот так, что --  «…не было печали…». Вдруг обнаруживаешь (да ещё с больной головой), что среди прочих документов, лежащих на краешке твоего письменного стола, нет этой помятой краснокожей книжицы, к которой ты как бы уже привык за предыдущие, почти десять лет твоей жизни. А самая противная мысль, которая свербит в это время твой больной мозг, – «…ну и как же жить дальше?...»…

                *    *    *

… вообще, отношения с общественными организациями при развитом социализме, у Серсаныча как-то с детства не очень складывались. Ещё когда он учился в первом классе, учительница Елена Семёновна собрала со всех учеников по пять копеек. Раздала им маленькие зелёные книжечки, с красивой маркой внутри и загадочными буквами «ВООП»:
  -- А теперь, ребята, -- сказала она,-- вы стали членами «Всероссийского Общества Охраны Природы». И с этого момента должны оберегать нашу родную природу: тушить костры, не засорять водоёмы, бумажки и мусор выбрасывать в урны, -- ну и т.д., на все сорок минут оставшегося времени,--
--… а если вы увидите, что кто нибудь ломает веточки на дереве, нужно подойти и сказать: «…ребята, так делать нельзя…»…

… Серсаныч в детстве был довольно послушным мальчиком. Сразу после школы, гордо и бережно сунув в карман свой первый в жизни документ, пошёл гулять. На берегу речки-Срачки, на дикорастущей вишне весело раскачивались «стахановские» пацаны, с которыми он вчера ещё лазил за яблоками в соседские сады и огороды. Серсаныч подошёл поближе и, густо покраснев, громко сказал,
 -- «…ребята, так делать нельзя…»… Немая сцена, -- оглушительный хохот, -- и какое-то незнакомое, но почему-то обидное слово,--«…мичуринец…». Так, на последующие 2-3года, Серсаныч стал «мичуринцем»…

...и этот, как казалось бы незначительный эпизод из жизни Серсаныча, стал первой, но очень важной вехой в становлении его мировоззрения. Когда некое несоответствие, абсолютно правильных слов с окружающей действительностью, постепенно превратило очкастого «ботаника-одуванчика» во вполне себе убеждённого «пофигиста». А уж от «пофигиста», до циника-мизантропа – путь не так уж и долог, как это могло бы показаться…)


                …ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ…

… 1 – 2 классы…  Первый звонок – гладиолусы. Белые бантики, воротнички, фартучки. Коричневые платьица, серые костюмчики – на вырост. Чёрно-коричневые парты, с откидной крышкой, «чернильница-непроливайка». Портфель -- букварь, пенал, карандаши, точилка, счётные палочки, ручка, перья. «…Мы писали, мы писали – наши пальчики устали…». Тетрадочки в клетку, косую линейку – каракули. «…Мама мыла раму…». Торжественная линейка – звёздочка, «звёздочки» («…звёздочки, звёздочки, косточки в ряд – трамвай переехал отряд октябрят…»), красивая пионервожатая из 5 «а», «…мы -- весёлые ребята, наше имя – октябрята…». Потёртая книжка «Детство» (1914г.) Л. Н. Толстого --  в куче сданной макулатуры. Дневник – первая двойка, первая тройка по поведению. Журнал «Мурзилка». Двухчасовая очередь на «Неуловимых мстителей»…

… разборки в туалете – синяк, сбор по 5 копеек для старшеклассника (… который «держит шишку»…) . Подсолнух с чужого огорода, брикетик сухого кофе с витрины соседнего магазина – «...атас, шухер…». Катанье с горки на портфеле – поиск портфеля. «Фантики», «классики», «ножички», «чиж», «лапта». «Пристенок», «трясучка по-копеечке». Карты с «голыми тётками» --  «очко», «бура». Лук из рябины, рогатка с «авиационной резинкой», самострел с алюминиевыми пульками…

… конец учебного года. Список книг для внеклассного чтения. Оценки за год. «…переведён в третий класс…». Лагерь – пилотка с кисточкой…

… 3 – 4 классы… Собрание – встреча, выдача учебников. 6-00:-- радио, -- гимн,--подъём. Торжественная линейка. Поднятие флага -- горн, барабан. «… как повяжешь галстук – береги его…», --  «… к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза…», -- «… всегда готов…». Сборы, дружины, советы отрядов. Пионерская комната, ленинский уголок. Сбор металлолома – первое место. Спёртый дорожный знак,  первое место аннулировано – выговор. Природоведение – календарь погоды, гербарий. День рождения пионерской организации. Поход в Дом культуры школьников, фильм -- «… Тимур и его команда…» -- звёзды на домах. Журнал «Пионер». Школьный лагерь. Первая тайная любовь…

… велосипеды. Поездка на авиационную свалку за магнием -- на трамвайной колбасе. Пивные крышки и капсули от патронов – на трамвайных рельсах. Тайный «бункер» в заброшенном сарае у «финских домиков». Настольный теннис на самодельном столе, самодельными ракетками и помятым шариком. Костёр на пустыре – печёная картошка, шифер. «Дымовушки» из фотоплёнки. Спёртый со стройки карбид -- в луже. В гололёд – езда на портфеле, прицепившись к автобусу. Мороз -30, --  радио: «…разрешается не отправлять детей в школу с 1 по 4 класс…» -- ура, коньки, каток, самодельные клюшки из новогодней ёлки. «Пшикалки» и велосипедные спицы, заряженные серой от спичек. «… Мне нужен труп я выбрал вас, до скорой встречи, Фантомас…» и «…Лысый – п _ рас…»,-- надписи на стене школы…

… 5 – 8 классы… Дежурные у входа – сменки нет, мятый галстук в кармане. Одноклассницы, вполне себе оформившиеся; – пацаны, полюбившие, вдруг,  урок физкультуры. Разные аудитории. Новые учителя. Классная руководительница, русичка – мымра («… хоть плюй в газа – всё божия роса…»). Молодая биологичка; – «блатная галёрка» занимает первые парты, с зеркальцем в ногах. Громкий шёпот («…ножки, как у моей покойной кошки…»). Истерика («…вон из класса,  дебилы). Новая биологичка, предпенсионного возраста.  Певичка – «…врагу не сдаётся наш гордый Варяг…». Пианино – заплёвано жёваной бумагой из трубочек. Записочки. Интеллигентный директор-математик, ласково – очками в роговой оправе по темечку,
 -- «…сколько раз можно тебе повторять…» -- Пифагоровы штаны. Физрук Марьяша -- непререкаемый авторитет. Англичанка – «… Ху из он дьюти тудей…». Географичка,
 – «…покажи мне Париж (…я бы -- с удовольствием, но…), садись – два, идиот...». Шестицветная шариковая ручка – чудо. Чертёжник-художник – доска натёртая воском (…ацетон – не помог…). Физик Кабан, – «…цирк зажигает огни, арбуз – на верхнюю полку…». Химичка-завуч – кумир;  жёлтые пальцы – азотная кислота, смесь водорода и кислорода – взрыв.  Журнал «Химия и жизнь». Трудовик в стиле «классика жанра», слесарная мастерская – изготовление «поджигов». Любовь – поздравительные записочки c 8 марта (всем троим). «Кадрить» -- новое слово в лексиконе. Мечта -- брюки-клёш, 32 сантиметра внизу, цвета «морской волны» (как у «Костра» или «Чебурахи»). Школьные вечера. «Твист» и «шейк» -- в женском туалете, под электрофон «Юность». «…люди встречаются, люди влюбляются – женятся…». «Битлы – это такие волосатые музыканты с гитарами, где-то в Америке»...

... музыкальная школа (втихаря,  ибо – «западло»). Сольфеджио, муз. литература. Воскресенье – оркестр баянистов ДК ГАЗ. «Цыганские напевы» Сарасате. «Танец с саблями» Хачатуряна (любимое произведение С. Дали). 5-я симфония Бетховена…--
 (… тук-тук-тук – ту-у-ук; -- как бы стучится судьба,
… кто-кто-кто – та-а-ам;   -- как бы сурово вопрошает Людвиг Иванович,
                -- ну и понеслось…
… стучите громче – я совсем не слышу вас,--
… слегка повыше – пока разум не погас,--
… ну иль хотя-я-я  бы,  чуть-чуть поча-а-аще…)…

  Подготовительные курсы по рисунку (гипс), для поступления в строительный техникум.
  Знакомство с Борисычем…

… «…если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими…». Заявление – в компании последней партии «авторитетов» (чтоб красную тряпку не носить). Устав. Райком – значок – билет – взнос 2 коп.,-- «…план райкома комсомола по вовлечению в Союз – перевыполнен досрочно !…»

… два болта с гайкой, начинённой серой от спичек. Ножи – «раскладушки» или «выкидушки», свинчатки или кастеты, отлитые из старых аккумуляторов. Армейские ремни с «напайкой». Разборки с «пролетарскими». «Поджиги» -- с запалом на двух спичках (подробная инструкция по изготовлению – см. фильм «Брат-2»), или модернизированные – «курковые». «Бомбочки» из магниевых опилок с «марганцовкой». Переход -- с «бычков», собираемых на автобусных остановках, на «Беломор» или «Памир»;  с пива, слитого у ларька со дна пивных кружек, на «Волжское крепкое» или «Вермут красный»;  c велосипедов – на  мопеды «макаки»...
... к 14 годам «стахановские» пацаны в «бункере» колют на руках новые кликухи – «Шрам», «Пират», «Шут», «БесПалый», «Глухарь»…

… подготовка к выпускным экзаменам – «шпоры». Экзамены. Последний звонок. Выпускной вечер, разогнанный директором школы…

… спустя некоторое время «восьмилетнюю школу N142» --  переименовали в «Специальную коррекционную общеобразовательную школу N142 для детей с умственной отсталостью»…
… на качественном составе учащихся (судя по Серсанычу) – это переименование мало чем отразилось…) 

                *    *    *

…тот день Серсаныч помнил плохо. С утра они с дядей-Вадиком ходили в ГИСИ -- смотреть списки поступивших на архитектурный факультет. Нашли свои фамилии. Потом отправились в «Гражданпроект», где они служили техниками-архитекторами – Серсаныч в ОКП-4, дядя-Вадик в ОКП-7.  Получив в отделе кадров обходные листы, бегали по кабинетам с кипой различных документов, собирая автографы знакомых и малознакомых им людей.
  После обеда Серсаныч получили расчёт, деньги в кассе и ещё один документ – трудовую книжку с записью в графе «Сведения о работе»,
--  «…уволен по собственному желанию в связи с зачислением в высшее учебное заведение -- ст. 31 КЗоТ РСФСР. -- Пр.N 94-к от 25.08.80г…».
  Зашёл к архитекторам из ОКП-7 за дядей-Вадиком, дабы как-то вместе отметить это знаменательное событие. Там – дым коромыслом. День рождения у сотрудника отдела, доброго и рыжебородого Вити Молева (а может быть -- и не у него вовсе; да какая, собственно, разница),  в свободное от рутинной работы время -- самодеятельного художника-сюрреалиста, страстного поклонника Сальвадора Дали. Праздники решили объединить и продолжить где-нибудь на «хате».
  Самой ближайшей свободной «хатой», оказалась квартира Ирочки А. . Отец Ирины, кандидат архитектурных наук, допоздна трудился профессором в том же учебном заведении, в которое поступили новоиспечённые студенты.
  Деревянный двухэтажный домик. Уютный яблоневый сад. Квартира на первом этаже. Старинная мебель. Резные кресла с изящными мордами львов на подлокотниках. Рояль. Над дверью в спальню – фрагмент уникальной «глухой» городецкой резьбы. Клетка с белой крысой и выводком серых крысят.
  Сначала – застолье с обилием салатов и напитков. Потом танцы под «Scorpions» и «Машину времени». Просмотр слайдов под «Pink Floyd» и «Аквариум». Возвращение хозяина квартиры, который тихо поздоровавшись, куда-то вышел...

... последнее что помнил Серсаныч, очнувшись на крышке рояля, это малоподвижное тело дяди-Вадика и бегающую по нему белую крысу...
... такси. Мелькание ночных фонарей перед глазами. Поиск денег за проезд. Объёмная пачка документов в кармане…

…«…ну и как же жить дальше?...», -- мысль свербит больной мозг. Выходит, что из-за какой-то маленькой, потрёпанной книжицы, Серсаныч вполне может быть отчислен из института. Даже не начав в нём учиться…               
     …А как хорошо всё начиналось…)

               










      ...фото.  Мы -- жили при социализме...               
               


Рецензии
Хороший стиль, насыщенный достоверным содержанием, читается легко.. Возможно, автор из той самой эпохи: как будто ведет дневник, и в то же время - не навязывает свои оценки..
Мне понравилось... Спасибо!
С уважением

Валдис Хефт   23.09.2017 12:52     Заявить о нарушении
...спасибо Вам...)

Поль Иванов   23.09.2017 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.