Помазание духом - что это такое?

Автор:"Галилеянка".

Церковь разработала целую кучу теологических доктрин, связанных с "помазанием духом", и, при этом, каждая конфессия понимает данный термин по-своему. Представители различных христианских деноминаций спорят друг с другом о "помазании", сотрясая воздух в попытках развенчать "помазание" одних, и утвердить "помазание" других. Забавно, конечно, наблюдать за этим, но давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Что вообще такое - "помазание духом"?

1Ин. 2:20 "Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все".
1Ин. 2:27 "Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте".

О каком таком "помазании" здесь речь? Хотя, сперва следует разобраться с первоначальным смыслом термина "помазание". У нас на форуме есть краткое определение термина "мешиха" - "помазание".

Кроме того, в журнале "Мир Торы" написано: "Помазанник Всевышнего. Следует отметить, что термин «машиах» — «помазанник» в Торе в первую очередь относится к священникам, то есть к Аарону и его сыновьям, служившим в Храме. Их посвящали в коэны через помазание маслом, специально предназначенным для этих целей. «… и вот имена сыновей Аарона: первенец Наддав, и Авиу, Эльазар и Итамар. Это имена сыновей Аарона, коэнов помазанных, которых он уполномочил служить» (Чис, 3:3) Все первосвященники также подверглись специальному помазанию в знак повышения уровня их функций. С этого момента понятие «имя а-коэн — а-машиах» — «священник-помазанник» применяется к первосвященнику. (Лев, 4:3). Цари Израиля также посвящались через помазание маслом, которое было знаком Б-жественного избрания. Например, Давид называет Саула «машиах а-Шем» (1Цар, 23:6), а его самого таким же именем нарек Авишай бен Церуя (2Цар, 19:22). Пророки тоже называются «помазанники», хотя у нас есть только малейший намек, указывающий на их помазание: «…не посягайте на моих помазанников…» (Пс, 105:15). И только после эпохи Танаха слово «машиах» становится специальным термином, предназначенным для обозначения еврейского царя, потомка Давида".

Следовательно, кто имеет право называться "помазанным"?

- Еврейский священник из колена Леви, прошедший процедуру помазания;
- Царь Израиля, прошедший процедуру помазания;
- Еврейский Мессия, Машиах, прошедший процедуру помазания;
- Еврейский пророк (?)

Мы видим, что термин "помазание" означает конкретную процедуру, которую проводят для инициации священников и царей в Израиле, в соответствии с заповедью Торы: Исх. 28:40,41 "сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне".

Каким же образом христианам, в их извечной попытке перевести все буквальные действия, заповеданные Всевышним, в некие "духовные сферы", удалось настолько извратить этот обряд, что он стал у них означать "наделение рядового христианина силой духа святого", даже если тот никогда не проходил, да и не имеет права проходить обряд помазания елеем?

На самом деле, в каноническом Новом завете очень мало оснований для подобной теологии. Возможно, изначальной предпосылкой к ней может служить упоминание "помазания Иисуса" - такого же эфемерного, нереального действа. В реальности, человек Иисус не прошел обряда помазания елеем по Торе, поскольку не был ни священником-левитом, ни царем Израиля.

Отсылка к "исполнению Иисусом пророчества" из 61 главы Исайи - не прокатывает. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы…" - даже если применять это пророчество к Машиаху, то речь все равно идет о буквальном помазании, ведь Машиах будет царем Израиля, т.е. помазанным реально, а не эфемерно. На него не "голубь спустится", а прольется елей на голову.

Известная в христианских кругах американская проповедница Джойс Майер объясняет, что же такое "помазание духом". Давайте-ка полюбопытствуем: "Ваша задача состоит ещё в том, чтобы осознать, что вы помазаны. Каждый на что-то помазан, то есть к чему-то призван. В 1Иоан. 2:20 говорится: «Вы были помазаны [вы получили святое назначение, вы получили елей] от Святого…» (из Расширенного перевода Библии). Поверьте этому! Посмотрите на своё отражение в зеркале и скажите: «Я помазан!» Очень важно всегда помнить о том, что вы помазаны Святым Духом. Вы уже праведны благодаря силе Христа, поэтому пытаться что-либо делать для того, чтобы стать праведником, — это всё равно что пытаться сесть на стул, на котором вы и так уже сидите. Не попадитесь в эту ловушку: не пытайтесь заслужить то, чем вы уже обладаете. Вы уже помазаны. Безоговорочное послушание Святому Духу — вот верный способ высвободить помазание и дать ему возможность действовать в вашей жизни. Развивайте в себе восприимчивость к Святому Духу и учитесь пользоваться дарованным вам помазанием. Помазание находится в вашем распоряжении, составляете ли вы подробный отчёт для начальства, готовите ли проповедь для воскресного служения, делаете ли для детей бутерброды, — вы помазаны в каждый момент своей жизни. Нет никакой нужды беспокоиться о том, когда же вы получите помазание, потому что оно уже в вас, прямо сейчас" Источник.

Ой-вэй...

Ну-ка, посмотрите в зеркало, вы видите там свое "помазание"? (да? наверное из параллельной реальности...) Вы наркоман? прелюбодей? вор? завистник? не уважающий родителей? _____ (нужное вписать) - возрадуйтесь, вы праведник! Даже более того, Вы - помазанник! Идите, открывайте церковь и проповедуйте "спасение"! И не вздумайте исполнить хотя бы одну заповедь Б-жью, не попадитесь в эту коварную ловушку! Вперед и с песней! Гип-гип ура!

А разве нет? В НЗ два раза дублируется следующий лозунг: "Всё мне позволительно, но не все полезно" (1кор. 6:12; 10:23). Страшно жить в обществе людей, которые уверены, что им ВСЁ позволительно!..

Да, именно этому учит церковь касательно "помазания". Хотя, на самом деле, христианское "помазание" - это самовнушенное самопомазание для самоутверждения в христианской вере.

Даже при том, что весьма трудно, или вообще невозможно представить, что такое "помазание духом" (будто дух - это некая субстанция, которой мажут человека), христиане пошли дальше. У них появляются не только "помазанные люди", но также: "помазанное служение", "помазанная церковь", "помазанное прославление (песни-пляски)", "помазанное поклонение", "помазанная проповедь", "помазанное время, проведенное в церкви", etc.

Думаете, это предел? Нет! Есть еще и "исцеляющая" помазанная вода со "служения"! Во как!

Кто, когда и каким образом всё это "помазал"? Где критерии такого "помазания"?! И что значит "помазанный словом"?

На каком основании каждый рядовой (и не рядовой) христианин может заявлять: "я имею помазание от Святаго и знаю всё"? Как "помазание" может чему-то учить человека? Что это за извращенная персонификация и редефиниция? С какой целью христиане так коварно подменяют подлинное значение заповеди о помазании из Торы, придавая ей абсолютно неестественное, противоречащее здравому смыслу определение? Вот уж точно, как сказал некий пастор А. Шевченко: "бесполезно искать здравый смысл там, где правит вера".

Христиане даже не задумываются над тем, во что верят, и где истоки их веры. Наверное, все таки не зря в народе говорят: "простота хуже воровства". И особенно, если эта "простота во Христе" обесценивает высшие ценности Торы, и так далеко уводит от истины Всевышнего.

Дополнение.

Павел пишет: 2кор. 1:21 "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас – Бог" - смелое заявление, вынужденно необходимое для христианской религии, претендующей на превосходство над иудаизмом. У Павла вообще всё напрямую "от Б-га" - и избрание, и помазание...

Но есть ли в Писании прецеденты, чтобы Б-г самолично проводил над людьми обряд помазания, да еще и в массовом порядке?

Пс. 44:8 "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.".

Лишь неверный синодальный перевод этого стиха позволяет христианам экстраполировать его на Иисуса, хотя, на самом деле, в этом Псалме сыны Кореевы воспевают царя Давида!

"Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Б-г, Б-г твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)".

Давид прошел обряд помазания по благоволению Всевышнего, поэтому, в отношении него действительно можно образно сказать, что его "помазал Сам Б-г". Он был помазан на определенную должность - быть царем Израиля, служить Творцу, заложить фундамент для строительства Храма Всевышнего и стать прародителем Машиаха.

Этот же смысл дублируется во 2Цар. 12:7 "Так говорит Господь Б-г Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула…"; в Пс. 2:6 "Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею…"

О том же сказано и в Псалме 88(89) "Нашел Я Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его, (22) Того, с кем пребудет рука Моя и кого укрепит мышца Моя. (23) Не притеснит его враг, и злодей не будет мучить его." - и это, кстати, никаким образом не может относиться к Иисусу, которого замучили и распяли враги-римляне.

Всё это не имеет ни малейшего отношения к христианскому "помазанию духом". Христиане, по сути, узурпировали обряд помазания, наделив его абсолютно иным смыслом. Утверждая, что "помазание духом" доступно каждому (христианину), церковь обесценивает суть реального обряда, превращая заповеданное Всевышним священнодействие в фарс и "дешевую благодать".


Рецензии