Числа и идентичность. Глава 28

1. В прошлой главе я начал матричный анализ взглядов американского аболициониста Джона Брауна, отряд которого в октябре 1859 г. совершил дерзкое нападение на арсенал армии США в виргинском городке Харперс Ферри и собирался начать массовое освобождение рабов, тем самым бросив вызов всей системе южного рабовладения.

2. Суд над Брауном и его сторонниками окончательно разделил страну и по сути дела явился прологом к начавшейся весной 1861 г. Гражданской войне между Севером и Югом. Массовая поддержка Джона Брауна и его дела значительной частью северного населения, где многие (в том числе влиятельные философы трансценденталисты, такие как Эмерсон и Торо) считали Брауна героем и мучеником за святое дело, сравнивая его с Иисусом, окончательно убедила большую часть южан в том, что подлинная цель Севера заключается не в том, чтобы положить предел распространению рабства и ограничить его южными штатами, что соответствовало политической программе новой республиканской партии и официальной позиции ее кандидата в президенты Авраама Линкольна, отмежевавшегося от рейда Брауна, как незаконного и насильственного, а в том чтобы уничтожить само рабство и тем самым разрушить южное рабовладельческое общество.

3. Это новое убеждение в том, что северяне, включая и часть тех, кто на словах осудили рейд Брауна, на самом деле планируют упразднение рабства на Юге, привело южных политиков и поддерживавшее их подавляющее большинство белого населения Юга к выводу о том, что южным штатам нельзя дальше оставаться в составе федеративного государства. После избрания Линкольна на пост президента в следующем 1860 г. южные штаты начали процесс отделения, завершившийся созданием южной Конфедерации и гражданской войной.

4. Ни действия Брауна, ни его позицию нельзя по настоящему понять вне этого более широкого исторического контекста. Хотя многие южане и некоторые северяне считали Брауна фанатиком, и те и другие отдавали себе отчет в том, что его действия и мнения хорошо вписывались в общественную и культурную динамику этого исторического момента и поэтому получили широкий общественный резонанс.

5. В этой главе и в нескольких следующих главах мы попробуем хотя бы в самых общих чертах обрисовать этот более широкий социальный, политический и культурный контекст. Но это значит, что от матричного анализа высказываний Джона Брауна мы должны будем перейти к анализу всего политического дискурса этой эпохи на тему рабства, а для того, чтобы понять этот дискурс нам надо будет поближе познакомиться и с самим южным рабовладением, как социальным явлением.

6. Во втором (незаконченном) томе моей книги Время смыслов разбор этой темы (с привлечением широкого круга исторических источников ) занимает несколько десятков глав. Здесь я постараюсь воспроизвести его основные моменты в самой сжатой форме. После этого нам надо будет ненадолго вернуться к Джону Брауну, чтобы выяснить другие аспекты его позиции и прежде всего его отношение к белому населению Юга. Все это даст нам материал для сравнительно-исторических размышлений, когда мы вернемся к теме революционного кризиса в России начала 20 века.

7. И Французская революция и Гражданская война в США и революции и Гражданская война в России и Первая мировая война и приход к власти нацистов в Германии и Вторая мировая война были различными моментами седьмого по счету (в истории ближневосточных и европейских цивилизаций, при этом я не учитываю огромный кризис восточносредиземноморских обществ конца Бронзового века, включая страшный конец Микенской Греции, поскольку этот кризис документирован главным образом археологически и письменные свидетельства о нем слишком отрывочны) экзистенциального общественного кризиса. Сейчас мы находимся в начале следующей, восьмой по счету кризисной волны.

8. Будущее покажет сумеет ли человечество успешно выплыть из нее. Это отчасти зависит и от того, чтобы уроки прежних кризисов были должным образом учтены и осмыслены.

9. По моему мнению использование социограммы (матрицы идентичности) может сыграть существенную роль в таком осмыслении. Разработка типологии смысловых парадигм социокультурной идентичности и их взаимодействия внутри конкретных исторических ситуаций позволяет лучше понять весь спектр различных факторов, определяющих развитие и смену таких парадигм.

10. В прошлой главе мы видели, что Джон Браун использовал для обоснования своей позиции фундаментальные центральные (интеграномика ABCD), а также горизонтальные  смысловые парадигмы, такие как ориентированная вдоль центральной коммуникативной оси GE (свои/чужие)этономика СЕВ с ее принципом эквивалентности "своих" и "чужих" (Золотое правило).

11. Помимо этого мы отметили использование смысловых парадигм идентичности, относящихся к левосторонним контекстным группам: альтерономной CAD (прежде всего харитономика CED, а также знакомая нам по анализу повести Вересаева Два Конца коннектономика CIE и прециономика CED имеющие общую полугоризонтальную ассоциативную диагональ СЕ сочувствия к "чужим" Е, в данном случае к "цветным" рабам и солидарности с ними)и энергономной DAB ( парадигмы возмездия мерономика DIA и экзономика DFA, парадигма насилия в т. ч. и революционного насилия параномика DFB, и наконец сама парадигма освобождения, исцеления и интеграции энергономика DAB).

12. Остается вопрос о правосторонних контекстных группах: морфономной DBC и одономной САВ и входящих в эти группы смысловых парадигмах идентичности. Могут ли эти группы и парадигмы помочь нам понять позицию южных защитников рабовладения и этики лояльности? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей 29 главе.


Рецензии