Завтра Пасха

Завтра Пасха! Каждый раз встреча этого светлого дня напоминает мне о многом. Вспоминаются Золотая гора, суровое военное время, босоногое детство.
Мы, ребятишки, ждем Пасху с нетерпением. О том, что праздник совсем уже близко, говорит многое: побеленная и чисто прибранная изба, бочонок за печкой, в котором шумит брага, с полсотни припасенных яиц, которые после длительного зимнего отдыха успели нанести куры. Но самая верная примета грядущего праздника – молитвы деда, которые с каждым днем становятся все длиннее:
-Христос воскреси из
мертвых,
Смертью смерть поправ
И сущим во гробах живот
даровав.
Голос у деда грубый, но приятный. Поет он всегда лежа на постели, отдыхая после дневных трудов: его руки скрещены, серебром блестит седая борода.
Сегодня суббота, а завтра Пасха. Весь день проходит в приготовлениях и предпраздничных хлопотах. Мать стряпает, печет куличи, ватрушки, булочки, красит яйца чернилами и отваром из луковой чешуи, а мы, ребятишки, с удовольствием ей помогаем.
Вечер. Окончены последние приготовления. Спать ложимся рано, чтобы встать пораньше – разговляться после Великого поста, хотя в то военное лихолетье пост, по правде говоря, был постоянным, круглогодичным.
Всю ночь у иконы, что в переднем углу избы, горит зажженная с вечера матерью лампадка. Её свет всегда приводит меня в неописуемое радостное настроение. Комната, тускло озаренная отблесками её света, делается сказочной.
Ночью спится плохо: боишься проспать праздник. И все же просыпаешь. Как всегда, первым, еще затемно встает дед.
-Пасха! Пасха, пресвятая!
Пасха, праведная! –
поет он, стоя перед иконой, посылая Богу земные поклоны и часто крестясь. Теперь в избе, скупо озаренной светом лампадки, он кажется мне святым. Отец с матерью тоже на ногах. Трещит затопленная печь – сегодня готовится только вкусное.
Но вот и закончил дед пение молитвы. Он подходит к отцу и торжественно произносит: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - отвечает тот. Они обнимаются и целуются. Дед подает отцу крашеное яйцо. Затем дед подходит к матери и все повторяется. Потом подходит черед нам христосоваться с дедом, а затем кого-нибудь из ребятишек посылают за тетей и бабушкой, которые живут рядом.
Когда они приходят, начинается разговение.
Наш бедный и скудный в течение всего года стол в этот день преображается и ломится от яств. Чего здесь только нет: крашеные яйца, картошка, тушеная с мясом, холодец, куличи, белые пышные булочки, пирожки. А в кружки уже налита брага, по глоточку которой достается и нам.
Настроение у всех приподнятое, веселое. В этот день никто не ссорится. Забываются все обиды и печали. За столом только друзья.
Но вот трапеза окончена. Мы, ребятишки, бежим по селу – христосоваться. Прежде всего бегу к Дарьиным – дедушке с бабушкой: знаю, что одарят они меня не только яйцом, но и напоят вкусным козьим молоком. Ну, а дальше: Беловы, Изюмовы, Захаровы, Летягины…. К полудню, как и у большинства поселковых ребятишек, набирается с десяток крашеных пасхальных яиц и у меня.
У взрослых своя компания. Они гуляют, веселятся. Если случалась хорошая погода, играли в лапту, городки. Всем в этот день было хорошо и весело…
Все это в прошлом. Но светлый этот праздник забыть нельзя – с ним так много связано.
Завтра Пасха!


Рецензии
Очень хорошо! Светло на душе от Вашего рассказа! Успешного творчества Вам! С уважением и благодарностью за рецензии!

Людмила Фокина   06.06.2017 14:29     Заявить о нарушении
Чудесное, светлое и радостное предпасхальное!

Ирина Бибаева   19.06.2017 20:43   Заявить о нарушении