Почему все сказки... взрослые?
Главными признаками «детской» литературы остаются уважение к ребенку, как будто он уже давно не дитё и сюжеты, которые взяты из «реальности». И вот пойди-ка, поспорь! Будешь назван чёрствым, не понимающим вопросов воспитания, или вредным, который не хочет позаботиться о том, чтобы дети успешно готовились к условиям суровой жизни. Да уж…
А стоило бы знать поклонникам «успешной подготовки», что давным-давно такое «авральное» отношение к малышам отвергнуто психологами, что тот период жизни, когда дети могут развить своё воображение, чувство, фантазию, пролетает для них в удушье «взрослости», напрочь лишенной обаяния свободы, что досрочный переход к штампу «ты уже не мальчик» напрочь отнимает радость видеть мир своими глазами, а не через трафарет закостенелой рациональности.
Вот тут, для примера, можно вспомнить первую сказку. Она в определенном смысле, и правда, может считаться первой. Хотя бы потому, что авторство приписывается императрице Екатерине. Это нравоучительная «Сказка о царевиче Хлоре» 1781 года.
Цель истории – воспитание царского наследника, внука Александра. Он был, очевидно, и единственным читателем. Ни самого жанра сказки, ни соответствующих книг в то время еще не было. А упомянутый эксклюзив стал некой «выжимкой» из немецкого фольклора, слегка «притороченной» к русским реалиям.
Царский сын Хлор с младенчества был отмечен красотой, умом и хорошими дарованиями. Пока родители царевича (царь с царицею) ездили охранять границы, прознал какой-то «хан киргизский» про мальчика и давай его нянек уговаривать поехать к нему в гости в степь. Много отказов получил хан, но был на удивление настойчив и своего добился – украл малыша и привез в степную кибитку. Там решил проверить ум да сообразительность мальчика и задал ему задачку: в три дня найти «цветок розу без шипов, что не колется». Царевич отправился искать. По дороге встретил ханскую дочь Фелицу (замужнюю, кстати, даму), которая «возлюбила малыша всем сердцем» и дала ему совет: плохих людей не слушать.
Встретил малыш и других приятелей: Рассудок, Честность, Правду, смело преодолел все трудности да искушения и «в столь молодых летах», а добрался до горы, где нашел «цветок розу без шипов, что не колется». Тут истории конец.
Так и повелось: какую сказку ни возьми с тех пор, а сюжет, что луна в небе, никакой другой стороной к нам не поворачивается, не меняется и всегда один и тот же. Вот тебе и раз. Все, как с формулы Проппа, один в один списано.
Образ царевича много раз менялся на Емелю-дурака, купеческого сына, сына крестьянского, принца, королевича, слугу, Балду и т.д. А смысл один и тот же. Чего не знаю пойди добудь, препятствия преодолей и станет тебе радость да почести. А главное достоинство – ум не по годам, силушка не по росту, да хитрость (или прочее чего) не по возрасту.
И нет, как я говорил выше, ни игры, ни воображения, ни фантазии. Малыш, словно оловянный солдатик, покорный одной единственной страсти-мотивации – все сделать правильно, по норме и согласно чужому наставлению (не сам герой, не по своей воле и надобности действует!) выполняет полученное задание и возвращается с победой. Ать-два!
Может потому и ценим приключения простодушного, но очень самостоятельного Винни-Пуха, рассудительного Маленького Принца и любопытной Алисы, что во всех смыслах «особенными жемчужинами» сияют на нашем сказочном небосклоне? Как думаете?
Свидетельство о публикации №217060501239