Тридесятое царство. Как родились сказка

          Кто бы из нас, друзья, не желал попасть в тридесятое царство?
Ну, конечно, чтоб в полной сохранности, без лишений и тревог, а с бесплатным билетом туда и обратно, полным комфортом, личным гидом, экскурсией и трёхразовым питанием. Все согласны? Почему бы нет?! Проще простого. Открывайте любую современную сказку – и вы там.
          А забавно, что с тех пор, как мифы и легенды тему инициации и походов в загробный мир (так себе было местечко: совсем без уюта, водных аттракционов и мороженого) постепенно превратили в это сказочное «тридесятое» царство, желающих там побывать просто отбою нет. А уж детишек, тех за уши не оттащишь!
Не сразу, разумеется, дальние края (оно же «тридевятое» королевство) стали таким «курортом», каким мы знаем их сегодня.
          Поначалу-то – ужас что! И отделено оно было непроходимыми болотами, и дремучими лесами, и глубокими морями, и огненными реками, да охранялось змеями (как правило, горрынычами!) и прочими страстями-напастями. Там, само собою, всегда скрывали (для большей привлекательности) всякие чудеса и диковины, вроде молодильных яблочек, живой воды или прекрасных девушек, но уж больно дорого было удовольствие. Никто, кроме Ивана (чаще всего, дурака) туда не совался и успеха не имел. Короче, сказочный турбизнес хирел и прогорал.
          Но так не длилось вечно. Намучились! Думается, последняя капля переполнила читательскую чашу терпения в тот исторический момент, когда аборигены съели Кука! – наконец родилась новая концепция тридесятого царства (да и сказочной истории в целом).
          Сразу оговорюсь, что до нынешних времён было ещё очень далеко! Много-много времени спустя Льюис Кэрролл, например, обустроил это «царство» в лучшем виде, красиво и весело, оборудовал вход с зеркальной дверкой и сделал настолько безопасным, что туда стало возможным отпускать детей на прогулку. С. Льюис добавил приключений (чтоб детишки не скучали!) и пустил их туда через старый платяной шкаф...
          Но это позже. Я же хочу, памятуя об оживлённой дискуссии, что развернулась вчера по поводу того, чья сказка лучше (наша или ихняя), что такое Голливуд и кто вообще придумал волка с зайцем, рассказать о двух «изобретателях прототипов» волшебного царства, которые сделали свои открытия задолго до самого Кэрролла! Сказка «Алиса в стране чудес» появилась в 1865 году.
          А еще в году 1834-м русский писатель Владимир Одоевский написал сказку «Городок в Табакерке», где главный герой Миша становится во сне (!) малюсеньким (!) и, даже не отведав ни одного волшебного пирожка (!), оказывается внутри отцовской музыкальной табакерки. А там… гуляет по волшебному городу в сопровождении мальчика-колокольчика…
          А пятью годами ранее был Антоний Погорельский (он же Алексей Алексеевич Перовский), который в 1829 году написал повесть «Чёрная курица, или Подземные жители» о путешествии в волшебный мир. Мальчик Алёша спасает курицу Чернушку, которая оказывается (не больше не меньше!) как министром короля подземного царства, куда и попадает наш герой. А там… изумруды-бриллианты, чудеса-приключения… Сказка, безусловно, относится к разряду «нравоучительных», как и принято было в то время, но «открытие» для ребёнка «мира чудес», который находится буквально «за стенкой» и куда может попасть сам малыш – это, я считаю, совершенно новое слово в жанре сказки, которое после превратилось в многочисленные рассказы, а к концу XX века стало основой всего жанра фэнтези.
          …не стану, справедливости ради, отрицать, что главная героиня истории Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» – дочь советника медицины Штальбаума Мэри – побывала в волшебной стране примерно в 1816 году, но… Ну, не знаю, что «но».
          Ладно. Главное – все эти авторы не только создали, по сути, авторскую сказку, не только проторили детям дорожку прямиком в удивительные волшебные страны, изрядно разбавив нравоучительность чувством прекрасного, но и откликнулись на естественный детский порыв к фантазии и воображению! Волшебство оказалось рядом с малышами, – прямо тут, прямо здесь, в их комнате! – впервые они получили возможность не "топать прямиком" во взрослую жизнь, а побыть в родном, детском мире. Вот что случилось тогда, в самом начале позапрошлого века.
          Умница Ветринский как-то сказал: «Давно и справедливо жалуются у нас на то, что мы не умеем ценить своих замечательных людей. Недостаток культурности – важнейшая тому причина: мы до сих пор не прониклись простою истиной, что в общественной мысли дорог всякий человек, дорого всякое усилие. Забывая труды предшественников, незнакомые с историей прошлого, мы, как Сизиф, должны начинать все сначала и сначала одну и ту же работу».


Рецензии
Вы совершенно правы! И Одоевский и Погорельский наше национальное достояние... Другое дело, что их творчесво возникло не на пустом месте: тут и Андерсен и Гофман... А уже в 20-м веке эстафету "подхватил" Шварц...
с уважением

Игорь Сахно   11.12.2022 20:26     Заявить о нарушении