Четыре поучения Воина с Севера

Однажды утром ко мне в комнату вошел Учитель. Он был облачен в походную одежду и держал в руках трость.
- Пойдем, потолкуем, - сказал он мне.
Мы вышли во двор. Воин с Севера пристально посмотрел мне в глаза.
«Он совсем старик», - промелькнуло у меня в голове. Седые волосы Учителя колыхались на ветру.
- Я должен открыть тебе четыре поучения. Затем мы навсегда расстанемся.
- Но мастер... -  внутри у меня все будто оборвалось.
- Помолчи, не возражай, а лучше послушай, что я тебе скажу! - прервал он мой порыв.
- Мое первое поучение — начал он. 
В древности про того, кто овладел боевым искусством говорили — он «мастер способный отобрать копье противника». Так говорили потому, что в древности считалось, что искусство нужно только в тех случаях когда противник заведомо тебя превосходит. Он может быть моложе, сильнее, быстрее, ловчее. Но улучшать свои физические кондиции сложно. Еще тяжелее вырабатывать боевые навыки. Проще всего вооружится. С самых ранних времен существования людей захватчики, разбойники и убийцы так и поступали — они покупали или изготавливали себе оружие, которым можно было колоть, резать, или рубить и нападали на мирные деревни, где жили земледельцы и скотоводы. Они убивали сильных мужчин, затем их неокрепших сыновей, а женщин и дочерей присваивали себе. Таков путь смерти, насилия и разграбления. Тогда возникла необходимость в защите. Часть мужчин из земледельцев так же изготовила себе оружие. Но проблема в том, что в отличие от разбойников и захватчиков, эти мужчины редко пользовались им. К тому же они были трусливы. Тогда старейшины стали отбирать самых смелых и отправлять их в лес за шкурой тигра или медведя. И если те возвращались с добычей живыми, тогда они становились бойцами копьем. Но и среди них были выдающиеся люди. Такие люди могли быстро подскочить к бойцу и отобрать его копье, сами при этом будучи совершенно безоружными. Таких людей стали называть мастерами «способными отобрать копье». Ты должен всегда помнить об этом. Если ты победил противника заведомо более слабого или равного себе — ты просто боец. Если же ты победил того, кто заведомо превосходит тебя — ты мастер, владеющий искусством. Боевое искусство, как следует из сказанного выше — искусство защиты жизни, а не метод ее отбора. Такое искусство не выпячивает себя, не гордится собой. Мастер знает, что его искусство не гарантирует ему жизнь, а только дает шанс выжить в схватке с противником, превосходящим его в силе, численности или оружии. Потому он скромен в словах, не заносчив в суждениях и прост в быту. Помни об этом.
Мое второе поучение касается боя.
В древности  все носили с собой оружие. Это могло быть что угодно — заточенный стержень или кусок металла, рукоятка, нож... Всего и не перечислишь. Однако, как я сказал выше, мастер никогда не нападал. Это противно сущности боевого искусства. Нападали на него. Но напасть решались только чувствуя свое превосходство. Чаще всего такое чувство превосходства дает оружие. Потому противники мастеров древности всегда были вооружены. Но если оружие было острым, то любое соприкосновение с ним грозило мастеру травмой, а возможно и смертью. Потому нельзя было допустить такого развития событий. Для этого мастер должен был тренировать свое внимание и наблюдательность, реакцию и способность к мгновенной упреждающей атаке. Все это выходит за пределы представлений о боевых искусствах как о борьбе на празднике урожая, где два здоровяка пытаются прижать друг друга к земле. Однако не было ни одного случая, чтобы мастер вышел из боя невредимым. Бой - всегда территория смерти. И, после ожесточенных схваток, если мастер оставался в живых, то он, чаще всего, был тяжело ранен. Такое мало вяжется с легендами о мастерах, которые можно услышать в ярмарочный день. Но это так. Потому мастера всегда стремились избегать боя и никогда не лезли на рожон. Мастера древности были подобны призракам — так они умели исчезать из под носа противников. Но, когда это не удавалось, они стремились не дать своим противникам возможности атаковать себя, атакуя их прежде. Не попадай под власть фантазий. Будь реалистом. Всегда будь начеку.
Мое третье поучение касается обучения.
Запомни — обучение всегда есть тяжкий труд и нежеланная работа. Если это не так — ты не учишься, а развлекаешься. Ничто не принесет тебе плода в искусстве боя — ни просветление, ни беседы с мастерами, ни чтение древних книг, ни медитации, и никакая прочая чушь! Только напряженный ежедневный труд. Каждый день ты должен наносить тысячу ударов по дереву тяжелой тростью, каждый день должен вращать копье по нескольку часов. Со своим учителем, со своим учеником или же в полном одиночестве — ты Воин на тропе Смерти. У тебя нет права пребывать в праздном состоянии духа. Цель твоих тренировок контроль четырех углов. Первый угол — угол твоего «Я». Ты должен держать под контролем свое тело, эмоции и разум. Второй угол — угол времени. Ты должен быть своевременным, чувствовать ритм, опережать, предугадывать, пресекать. Третий угол — угол места. Ты должен знать и помнить расположение предметов окружающей обстановки, быть наблюдательным, использовать их. Четвертый угол — это угол «Я» твоего противника. Ты должен контролировать его тело, эмоции, разум. Только при условии контроля четырех углов ты можешь победить превосходящего тебя противника. Искусство требует от тебя полной самоотдачи. Трудись радостно.   
И, наконец, мое последнее поучение.
Если я попрошу тебя сходить к водопаду и набрать воды, то когда ты мне принесешь ее в кувшине, она будет прозрачна как горный хрусталь и свежа как снег на вершине священной горы О-Яма. Но затем, представь, я перелью эту воду в другой кувшин, за ним в миску, за ней в другую, затем в кадку, затем вновь в миску, а мотом в твою чашку... Никогда не увлекайся учителями и не раболепствуй перед ними, как бы к этому не призывали нормы морали, бытующие в обществе. Не забывай о том, что учителями первых великих учителей были духи гор и драконы вод. Если хочешь познать подлинный вкус родниковой воды — пей из источника. Помни, что даже самая красивая и старинная чашка покрыта патиной и не сможет передать тебе вкус воды горного водопада. Существуют тысячи школ и сотни тысяч мастеров, однако все они посланы тебе только для того, чтобы ты обрел свой собственный путь. Это мое последнее наставление тебе.
С этими словами Воин с Севера отвернулся от меня, и решительной походкой ушел прочь, по дороге, ведущей к горному перевалу. Больше я никогда его не видел.   


Рецензии