Числа и идентичность. Глава 29

1. В конце прошлой главы я задал вопрос о том, как правосторонние смысловые парадигмы идентичности, входящие в состав морфономной CBD и одономной САВ контекстных групп, помогают понять позицию защитников южного рабовладения. Кроме того ответ на этот вопрос позволит нам также оценить, насколько сама матрица в целом способна достоверно отображать содержание общественного дискурса.

2. Но прежде чем перейти к матричному анализу южных политических идеологий нам необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с реальностью южного рабства как социального явления в том виде, в котором оно существовало в 1850х годах, накануне Гражданской войны.

3. Это уточнение не случайно, поскольку южное рабство сильно изменилось именно в последние 10-15 предвоенных лет под влиянием взлета спроса и цен на южный хлопок в индустриальных странах Европы, прежде всего в тогдашней "мастерской мира" Англии, где происходило бурное развитие механизированной текстильной промышленности, продукты которой широко продавались по всему миру.

4. Вместо с подъемом цен на хлопок выросли в несколько раз цены на рабов и рабство, постепенная отмена которого всерьез обсуждалась в нескольких южных штатах после кровопролитного восстания Ната Тернера (1831), получило второе дыхание. В 1850х годах связанная с рыночной глобализацией южная плантаторская аристократия сильно разбогатела и стала всерьез подумывать о распространении рабства на запад и на север США, о легализации запрещенной в 1808 г. трансатлантической работорговли и создании новой рабовладельческой империи, включающей Кубу, центральную и часть южной Америки и, если повезет, Мексику, и так уже потерявшую значительную часть своей территории в пользу могущественного северного соседа (и прежде всего южных рабовладельцев, установивших на большей части захваченных земель запрещенное в Мексике рабство)в результате недавней войны.

5.Эта аристократия пользовалась значительным влиянием на правительственную политику в Вашингтоне, имела хорошие связи с британскими финансовыми кругами и стремилась к отмене защищавших северную промышленность высоких протекционистских тарифов, после чего в Штаты мог хлынуть поток дешевых английских промышленных товаров, превратив страну в сырьевой придаток к мощной британской экономике.

6. Хлопковый бум означал для многих рабов серьезное ухудшение их положения.Хлопковые плантации постоянно испытывали нехватку рабочих рук и любой черный невольник, чем либо провинившийся, вызвавший недовольство хозяина или просто дорого стоивший хороший работник мог теперь быть легко продан на глубокий Юг, в "хлопковое царство" Алабамы, Джорджии или Техаса. Условия труда на этих плантациях глубокого Юга были гораздо более тяжелыми, чем на севере или северо-западе южных штатов, надсмотрщики и управляющие более жестокими и нередко стремившимися выжать максимум труда из бесправной рабочей силы. Перспектива быть проданным на глубокий Юг (порой отдельно от семьи, родителей или детей, жен или мужей) вызывала страх у рабов и сочувствие части белых в маленьком мирке захолустных городков и плантаций Виргинии или Кентукки, где черные и белые росли друг с другом и хорошо друг друга знали.

7. До хлопкового бума уважающий себя рабовладелец должен был строго придерживаться неписаного кодекса поведения, который осуждал такие продажи и предписывал хозяевам брать на себя ответственность за здоровье рабов и их благополучие. Характерно, что когда в романе Марка Твена белые мальчики Гек и Том узнают о том, что их друга Джима собираются продать на глубокий Юг (без всякой внятной причины, не в виде наказания, а просто так, ради денег) и решают помочь ему никто из взрослых их всерьез за это не осуждает. В маленьком местном мирке рабы это все таки прежде всего конкретные личности, а не безличная собственность.

8. В терминах матричного анализа социограммы (матрицы идентичности)этот локальный и патриархальный уклад жизни, с его многочисленными вертикальными и горизонтальными связями, неписанными, но строгими правилами поведения, иерархией статусов и ролей, взаимной лояльностью и резким разделением на "своих" (G)и "чужих" (Е) соответствует проксимономике (от латинского слова proximus ближайший)ВСН, правосторонней парадигме идентичности, входящей в морфономную контекстную группу BDH смысловых парадигм идентичности.

9. Проксимономика ВСН задана прежде всего имманентной (идиографической)правой боковой вертикалью ВС, соединяющей "совершенные" традиционные жизненные формы (верхнее правое контекстное поле жизненных форм В)с вписанной в них и ориентирующейся на них личностью С (нижнее правое контекстное поле личности С)через среднее правое контекстное поле "своих" (G)т.е. местной общности, соединенной отношениями взаимной лояльности (внутри частично входящей в проксимономику правой половинки IG центральной коммуникативной горизонтали EG).

10. Существующая внутри проксимономного местного мирка жесткая иерархия социальных статусов, различий и ролей отображается второй составляющей проксимономики, а именно дифференциальной, полувертикальной диагональю ВН, соединяющей "совершенные" жизненные формы и роли верхов общества (верхнее правое контекстное поле жизненных форм В)с несовершенными и потому менее ценными и уважаемыми ролями и статусами, расположенными в нисходящем порядке по дифференциальной лестнице вплоть до нижнего центрального контекстного поля объектов/ценностей Н, в котором находятся проксимономные рабы.

11. Их приниженное положение здесь до известной степени компенсируется определенными гарантиями, ограничивающими произвол хозяев и других вышестоящих индивидов рамками и требованиями проксимономной ролевой системы, которая включает определенные обязательства и минимум добросовестности и взаимной ответственности со стороны привилегированной верхушки, чье поведение жестко регламентировано традицией и опирающимся на нее местным общественным мнением.

12. Купив раба на рынке (левое нижнее контекстное поле мира/рынка D) хозяин (правое нижнее контекстное поле личности С) по нижней репрезентационной горизонтали DC переводит его внутрь проксимономной парадигмы ВСН в контекстное поле Н. Раб тем самым становится уникальной "своей" ценностью (ценностное отношение СН) и неотъемлемой частью связанного узами взаимной лояльности местного и домашнего мирка. До тех пор пока он не совершил ничего противоречащего правилам этого мирка он "свой" и продать его за пределы этого мирка (тем более отдельно от собственной семьи и родных) равносильно предательству и составляет серьезное нарушение этики лояльности, которое неизбежно вызывает осуждение проксимономного общества и тем самым наносит ущерб репутации самого хозяина.

В следующей главе мы на основании свидетельств современников познакомимся с тем, как рыночная глобализация в виде хлопкового бума разрушала основы южного проксимономного рабовладельческого уклада жизни, который идеологи рабовладения (Калхун, Хаммонд и др.) в то же самое время преподносили как альтернативу бездушному и бесчеловечному северному капитализму и как идеал общественного устройства.


Рецензии