Нужда или зов сердца

В тяжелые, послевоенные годы, когда простому человеку в стране жилось тяжко и туго, лучшим временем после детства для детей и их родителей было определиться с дальнейшей учебой Любимых чад. На большой необъятной территории некогда великой и нерушимой Страны Советов, в больших и малых городах, поселках и селах, стоящих вдоль Великих и не очень, быстрых и не совсем, рек, строились, а кое-где уже были построены предшественниками большевиков, мечтающими сделать свою Державу первой в освоении мирового водного пространства, речные училища для мальчишек, болтающихся по улицам и дорогам. Были эти заведения с полным пансионом, то есть полным государственным обеспечением поступившего в него ребенка от пятнадцати лет. Там их кормили и одевали, предоставляли бесплатное жилье и преподавали навыки речного ремесла, впоследствии обеспечивая хорошей романтической профессией – речник.

Мальчишки шли туда с удовольствием, больше из-за, все того же, социального минимума, предоставленного им, пацанам, страной, и конечно же, в этом юном возрасте не понимая своего светлого и интересного завтра. Но и будущей романтики хлебнуть хотелось. Как им хотелось впоследствии стать капитанами больших, по тем меркам, судов, идущих вверх и вниз теми же Великими реками России: Волга и Ока, Нева и Дон, Днепр и Днестр, Кама и Печера, Енисей и Обь, Лена и Алдан. Стояли они берегами и мечтали, мечтали и шли поступать в эти самые «речнухи», как их тогда называли, да и сейчас, порой, называют…

Вот и его, Валерку, когда-то отец привез из маленького городка на Оке в большой город Горький поступать в речное училище на капитана…

А теперь он за штурвалом самого крупнотоннажного речного сухогруза второй половины шестидесятых годов прошлого столетия, в командной должности, ведет свое судно из Череповца на Астрахань с грузом какого-то желтого песка. Везет да и везет, идет вниз да идет, чадят двигатели и чадят помаленьку. Ладно, скоро профилактика, встанут где-нибудь в Казани и переберут их, бедных. Стоит на вахте, хорошо идет, гордость распирает от величины судна, а тут по радиостанции кто-то запрашивает обгон. И кто только осмелился обогнать такую махину. Ну, да ладно, иди себе, ответил, а самому любопытно, кто такой нахал, что на величину начхал. Бах, а мимо, как ракета, проскочил какой-то белый пароходик, да весь над водой парит, как чайка – быстро, красиво, только из-под винта столб водяной. Вот это штуковина! Молод был еще Валерка, а для кого-то в экипаже Валерий Павлович, да и для Любимой супруги, кстати работающей здесь же коком, Валерочка, не знал, что по реке уже пустили суда на подводных крыльях типа «Ракета» для перевозки пассажиров. Увидел и обомлел, страх, как ему захотелось управлять такой «белой птицей», применяя свою реакцию на крутых поворотах, включая свое логическое мышление при быстрых обгонах и подходах к пристаням. Ух, как захотелось ему ответственности за сидящих в мягких салонах пассажиров, он же капитан!

При первой же возможности в родном порту узнал, как и где обучают на капитанов таких судов – «скоростников». Узнал и подал документы на дополнительное обучение и дипломирование. Годы были молодые, стажа было уже достаточно, группа позволяла…

Навигация закончилась, и семейство поехало на отдых, на родину жены капитана, в белорусский город Гомель. Гуляет как-то днем дружное семейство по днепровской набережной, а мимо проходит мужчина и любуется красотами того самого Днепра, который не всякая птица до середины долетит. И вдруг Валерка узнает в нем своего давнего друга по речному училищу – Кольку. А теперь этот Колька такой же статный, как сам он, Валерий Павлович. Только огонек задорный курсантский из глаз никуда не улетучился. Встретились, поговорили, а Колька, точнее Николай Петрович, приехал из далекого сибирского города Якутска на гомельский судостроительный завод получать для Великой северо-восточной реки Лены скоростной теплоход на подводных крыльях нового поколения «Полесье». Приехал, как главный механик Ленского пароходства, да еще в придачу хотел в европейской части необъятной Родины поискать среди своих однокашников курсантов парочку-троечку скоростников для бурно развивающихся пассажирских перевозок восточной Сибири.

- Эх, Валерка, видел бы ты эти необъятные просторы да таежные леса, бескрайние зеленые поля и массивы прямолинейных стволов и быстрые течения сибирских рек! Эх, красотища неописуемая! Пока сам не видишь – не поймешь и не проникнешься шириной и глубиной красоты дальнего края! – трещал с восторгом друг и с улыбочкой косился на семейство Валерки. – Приезжайте, ребята, не пожалеете, там и жилье дают, и заработки другие, и люди чистые и радушные. Думайте скорее!..

И задумался тогда наш герой, «а чем черт не шутит, когда Бог спит». Да так сладко друг рассказывал о развитии дальнего края, о великом его будущем, да и заработки показались Палычу космическими по нынешним меркам. С думай о том, а чем же они хуже других, воскликнул однажды жене:
- Все, собирай жена чемоданы, едем покорять Якутию. Едем и все тут!…

Прошло еще какое-то время и Великие реки Якутии – Лена и Алдан, Витим и Вилюй, покорились нашему герою. Насмотрелся он на таежные красоты, быстрые извилистые и каменистые пороги, красные и серые скалы Ленских Столбов и Олекминских Щек. Да, это вам не спокойные русла Оки и Волги с их песчаными пляжами и песочными перекатами, практически не изменяющимися в навигацию руслами и уровнями воды в них. Другая жизнь, другая природа, все другое! Да, судьба, какие еще выкрутасы ты можешь устроить? И, ведь, устроила же…

Нехватка квалифицированных умных и опытных думающих капитанских и инженерных кадров всегда тормозила развитие северо-востока России, да и сейчас до сих пор в тормозах, в заезжих «гастарбайтерах» от речного дела всех мастей. Пришло время Валерию Павловичу становиться на новую ступень своего бытия сибирского. Предложили ему должность Государственного судоходного инспектора – надзирателями над всеми капитанами бассейна…

Но, как неумолимо катится к закату, так и годы катятся на речных волнах к своей пенсии. А на севере это происходит гораздо быстрее, чем везде и гораздо раньше, чем хочется. Вроде бы, еще «есть порох в пороховницах, песок еще не сыпется», а ты уже человек с гордым и горьким званием – пенсионер. И больно расставаться с полюбившимся холодным краем Вселенной, его теплыми приемами на всех пристанях и полустанках, его наслегами и городами, людьми разных судеб и национальностей. Хороший и приветливый край северо-восточной Сибири! И семья, как только девочки подросли, уехавшая назад, в Горьковскую область, с каждой новой навигацией больнее и больнее принимая отъезд своего романтика на север, «на заработки».

Да какие там заработки, хватит, на покой пора! Так нет же, романтическая душа все жаждет и жаждет пройти по умопомрачительному перекату «Стремительный» на Алдане, под Великими Ленскими Столбами. Ах, как не хочется уезжать, понимая, что время твое осталось вчера, капитанские погоны не привлекают молоденьких девушек. А удостоверение инспектора никого не пугает. Было и прошло! Пенсионер! Четверть века промчалось Якутскими реками, как один белый день и две белых ночи коротких беспокойных северных навигаций. Время вынесло все быстротечные воды в спокойное русло домашнего человека в тряпочных тапочках, в теплом пледе у камина с книгой воспоминаний о своей бурной молодости.

До встречи, Валерий Павлович, даст Бог – свидимся!

26 марта 2017 года


Рецензии
Приветствую Вас, Станислав!
Да просто слов нет как захватила меня Ваша миниатюра. На первый взгляд с грустинкой, но такая жизнеутверждающая и бодрящая любовью, не равнодушием к выбранному делу.
Перед глазами открылись широта и красота далёкого края, перекаты великих рек!

С уважением и пожеланиями всего доброго в наступившем году -

Владимир Цвиркун   17.01.2018 11:33     Заявить о нарушении
Да, вроде и нужда, а сами воспоминания приятны, когда очевидец или даже скорее главное действующее лицо рассказывает об этом со слезами на глазах... спасибо, что прочитали...

Станислав Климов   01.03.2018 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.