Статья о творчестве Екомицу Риити
Екомицу Риити (1898 – 1947) – японский писатель, представитель неосенсуализма (разновидность модернизма).
Модернизм его произведений характеризуется чертами вытеснения реального мира субъективными впечатлениями, смешение временных пластов, разрушение характера, поток сознания – как расщепление чувств, преобладание мелочей и деталей, переход от изображения типического в сторону единичного. Екомицу Риити – сложный, противоречивый художник, в его творчестве модернистский импрессионизм соединяется с элементами реализма. Главным элементом его замечательных книг является кинематограф личных воспоминаний. Туманный, коллоидальный, сладостный и ароматный стиль писателя заставляет заново переживать читателя свою собственную жизнь.
Екомицу Риити – родился в префектуре Фукусима 17 марта 1898 года (деревня Хигасияма), в семье железнодорожного инженера. В 1904 году поступил в начальную школу в Оцу, которую окончил в 1911году. В 1916 году поступил в университет Васеда в Токио. В эти года он начал печататься как литератор в некоммерческих журналах «Улица» и «Башня». В конце 10-х начале 20-х годов в Японии началась эпоха бурного знакомства с культурой Запада. В это время Риити Якомицу стоял во главе писателей нового поколения, и даже считался «королем современного романа». В журнале «Бунгэй дзидай» («Век искусства») им был опубликован рассказ «Голова, а также живот», поразивший читателей новым литературным приемом: взгляд безличного повествователя устроен наподобие кинокамеры, движущейся вместе с избранным персонажами, видящей лишь то, что попадает в поле его зрения. В 1923 году его рассказы, «Механизм», «Муха» произвели на читателей большое впечатление. Они были чем-то похожи на сценарии, иногда напоминали запись фильма по кадрам.
Рассказ «Муха» - весьма короткое и ироничное описание одного события. В нем рассказывается о конном экипаже, который едет по горам. Кучер, любитель вкусно поесть и поспать. Его повозка срывается со скалы во время сладкого сна. Все пассажиры погибают; единственное существо, которое выживает – муха, присосавшаяся к трупу лошади и созерцающая картину всеобщей смерти.
Типичное для писателя выражение идеи фатальной обусловленности всего происходящего в мире было показано в рассказе «Механизм». В произведении постоянно всплывает образ некоего механизма, и рассказчик, от имени которого ведется повествование, задается вопросом: «Что окружающие думают об этом самом механизме?» Вот его рассуждения: «Когда я сам не мог просчитать все жизненные ситуации, нечто могло это сделать за нас, что сидело внутри человека. Это был некий механизм, который мы не могли видеть, механизм, который непрерывно калькулировал нас и который затем направлял наши действия согласно произведенным вычислениям…» В рассказе этот механизм предстает вершителем судеб всех людей.
В 1937 году появился его роман «Печаль путешественника», в котором он показал свое неудовлетворение поездками на Запад. В нем читатели увидели новый настрой самого писателя. Ранний неосенсуализм Екомицу, в духе модных западных теорий, теперь заменяется на концепцию о том, что японцы духовно богаче европейцев. После написания этого романа писатель отчасти утратил свой былой художественный пафос. Екомицу окончательно отказывается от экспериментов со стилем, что было характерно для его ранних произведений. Он переходит к реализму и встает на националистические позиции, все больше подвергая критике западную культуру.
После поражения Японии в войне из-за своих взглядов подвергся обструкции и уголовному преследованию; его называли «военным преступником от литературы»; писать, несмотря на это, продолжал до конца жизни. Скончался в Токио в декабре 1947 года.
К числу его наиболее известных произведений относятся эссе «О неосенсуализме» (1925), роман «Шанхай» (1928), рассказы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Екомицу Риити. Рассказы. М., 2005.
2. Япония от А до Я. Энциклопедия. 2009.
Свидетельство о публикации №217060501310