Длинная дорога возврата долга

Какое  лицо  имеет  Ваша  душа? Вот  исходя  из  мыслей  и  деяний  постарайтесь составить  физический  портрет,  который  будет  соответствовать  внутреннему  содержанию. Пусть  это  лицо  кому – то  принадлежащие  много  лет  назад,  но  Вам  свойственные  сегодня,-  ведь  лицо  души  не  может  иметь  возраста,  оно  может  иметь  лишь  степень  развития ,  в  соответствии   интеллектуальному  росту. Старый  и  глупый;  наивный  и  смешной ; утонувший  в  гордыне ; хитрый  и  нечестный; верная,  любящая ,  но  не  ценимая,   -  всё  это  варианты  маски  лица, слепок  которой  не  соответствует    фактическому  состоянию  природой  наделённый. У  Вас  другое  лицо,  не  то,  что  видите  в  зеркале.  Я  начал  с  себя,  а  потом  наделил  лицами  близких  мне  людей,  затратив  невероятно  количество  времени  и  ахнул,  от  понимания  того,  в  каком  кругу  я  нахожусь  и  кто  враг  мне,  а  кто  друг; а  кто  и  ни  враг,  и  не  друг,  а  осторожный  доброжелатель,  легко  становящийся  нейтральным. Читатель,  постарайтесь  сложить  из  пазлов  мыслей  и  деяний  своё  лицо,- это  поможет  Вам  понять  лица  близких  и  то,  что  угодно их  истинной  сути. И  Фрейд  здесь  ни  при  чём,  как не  при  чём  одна  ошибочная буква    в  фамилии,  меняющая  смысл  поиска. Я  вам  так  скажу :
Болезнь Альцгеймера,- это  болезнь  политиков,  обещающих  на  выборах  одно,  а  после  полностью  забывая  обещанное,  превращаясь  из  он  и  она  в  управляемое  оно. Был  такой  глазной врач  Константин Львович Адельгейм (1857—1919),  основавший  основы  глазной  терапии  и  хирургии,  москвич. Нет,  памятника  ему  нет,  зато  есть  памятники  иным -  прочим,-  такое  время.  Да – с,-  такое  время. Это  отдельное,  выделенное  лицо.
Семья ,но  не  каждая, - это  та  почва,  что  даёт  ростки: некто Никаноровна  Пылаева,  враг  советской  власти,  осуждена  и  арестована  после  Великой  Победы  в 1946 году,  потом  милостью  Божьей  сослана в посёлок Актау Казахской ССР; реабилитирована в 1962 году,-  имела  сына - Павла Анато;льевича   Адельге;йма -   церковного  публициста,  глубоко  верующего  человека. Его  лицо  рисуется  совсем  иными  трафаретами. Как  и  тех,  кто  осуждали  и  приводили  приговор  в  исполнение. Лица,  рожи,  маски,-  иные  характеристики  лика,-  это  вывод,  суммирующий  итог  мыслей  и  поведения  им  вызванного.
И  лица  эти -  лица  одних  схожих  фамилий  ,  но  разные  по  сути :
Братья Ро;берт Льво;вич Адельге;йм (1860, Москва — 19 декабря 1934, Москва) и Рафаи;л Льво;вич Адельге;йм (1861, Москва — 17 августа 1938, Москва) — русские драматические актёры.
Родились в семье московского врача, которому как врачу, несмотря на общее запрещение лицам еврейской национальности проживать в столицах, было дозволено жить в Москве, на Кузнецком мосту
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем,-  Вы  помните  за  то ? Лики,  в  лица  претворённые  суетой  житейской  Вам  памятны? И  так  до  песчинки  последней  в  напрасном  усилии  на  одесском  пляже  пересчитываемой.
Вернёмся  к  теме, заявленной  в  названии : курсором  поднимитесь  и  прочтёте. Пытаюсь  рисовать  лики ,  в  том  числе  свой  лик  в  суете  житейской:
Я  сижу  на  своём  балконе  в  разгар  июня ,  когда  наш  виноград  не  выгорел,  а  полон  сил  и  грозди  наливаются  соком. Балкон – это  фактически  наблюдательная  площадка,  если  хотите   форпост  . но  передовой  рубеж  защиты  крепости,  и  не  торговый пост, место, где происходил обмен товаров,  что  было  раньше,    а  информационный  форпост. Я  знаю  за  всё  происходящее во дворе,  в  нашем  подъезде  и  в  подъезде  дома   напротив. Вы  можете  поинтересоваться  жизнью  нашего  муравейника  и  я  смогу  охарактеризовать   каждую  квартирную  ячейку  в  вертикальном   подъездном   коридоре. Не  верите? А  напрасно.  Вот  вынос  мусора в  контейнера,- это  фактически  демонстрационное   восхождение  на  смотровой    подиум. Вот  не  замужняя  деваха,  прогуливаясь  к  контейнеру ,разодета  так,  как волнистый  попугайчик ,  которого  нельзя  не  заметить,  даже  если  он  молчит. Дядя  Вася,  в спортивных  брюках  на  подтяжках,  так  как  резинка  даже  теоретически  не  сдержит  его  живот и  в  рубашке  с  отцветшими  цветами,  погубленные  солнцем  и  стиральной  машиной  несёт мусор  в  эмалированной  ведре  в  одной   руке  и  бидончик  для  молока  в  другой. Выбросил  мусор  ,  отошёл  к  забору,  вынул  из  заднего  кармана  спортивного  трико  велосипедный  замок  и  «породнил» ведро  с  забором и  дальше - пошёл  за  молоком. Обстоятельный  и  продуманный  мужик. И  то  правда -  кому  можно  верить ? В  пластмассовом  ведре  отстегнут   ручку  и  украдут  ведро,  а  вот с  эмалированным  такое  не  пройдёт. Вышла  сгорбленная  старушка – Захаровна,  создавая  оптический  обман болезненной   бедной  старости. Вытурив  мужа  и  двух  дочерей  из  квартиры , уже  не  один  год,  пытается  сдать  комнату  квартирантам,  но  в  ней  сочетается  мятежная  душа  с громким  голосом  и командирскими  манерами.  Обычно, не  пытаясь  забрать  аванс,  через  пару  дней,  квартирант улепётывает  прочь. Захаровна  следит  за  подъездом,  за  участком  впереди  её  квартиры  на   первом  этаже  и  около  мусорки  кормит  голубей  остатками  хлеба  вымоченного  в  молоке. Её  весь  подъезд  боится  , ибо  если  она  откроет  рот,  чтобы  поведать  миру  о  страшном  преступлении  соседей  с    седьмой  квартиры,   то  даже  голуби  разлетятся. Каждый  входящий  и  выходящий  в  подъезд  будет  оповещён  о недопустимом  поведении  вандалов  из   ошибочно  проживающих  среди  порядочных  людей.
Сегодня  у  меня  гость, его  препроводили  ко  мне  на  балкон,  он  сел   на  маленький  стульчик,  на  который  обычно  служит  опорой  моим  ногам и  начался  диалог. Тенёк  и  ветерок   компенсируют     отрицательный   фон  общения. Сижу ,  общаясь  с   практически  дальним  родственником,  неудачным  племянником    мужа     сестры  моей  жены,  который  поначалу  произвёл  хорошее  впечатление,  а  потом  взял  в  долг,  а  я  шлимазл  дал,  и  теперь    он    периодически  приходит  пить   мой   чай  и  отмечаться,  рассказывая  страшные  истории  почему  возврат  опять  не  состоялся. Раньше  слушал  я,  теперь  пусть  послушает  он,-  так  я  себе  решил  и  начал . Нет, не  подумайте  что   сразу , тактика  и  благородство  на  моей  стороне: я  дал  ему делать  вступление  и  заготовленный заранее пар  выпустить.  Пусть  успокоится  и  наивно  подумает,  что  миновало.   Выждав  межволновую  паузу  решительно  начал  не  дав  ему  понять  куда  клоню : 
Я:
-  Вы  слышали  как  поёт  степной  жаворонок  на  Украине ?  Нет,  вы  скажите -  слышали  или  слушали ? Не  морочьте  мне  голову,  а  ответьте  или  да   или  нет. Когда - то  Коблевский  лиман  не  был  облеплен  дачами,  как    я  теперь  болячками ,   а  блистал  в  обрамлении  солончаков,-  это  такие  поля,  где  растёт « верблюжья  колючка» .Не  думаю,  что  вы  видели,  так  поверьте  на  слово. Сельхозполя  отделяла  от  солончаков  широкая  просёлочная  дорога,  которую  начали  утрамбовывать  ещё  турки  до  Ясского  мира . Так  вот полевые  жаворонки  заливались  в  исступлении  практически  по  границе  дороги настолько  красочно  красиво,  что  я  боясь  их  спугнуть  замирал,  слушая ,  а  потом  обходил  дорогу  по  солончакам  по  той  же  причине. Это  не  пение,  это  форма  раскрытия  души -  я  полагаю,  того  я  и  спрашиваю-   слышали  ли  вы  за  такое ?  Может  не  на Тилигуле,  а  у  себя,  в каком - то  другом  месте ?  Как  я  слышал , у  Вас селе, под  Раздельной ,   есть   не  только шпалы  в  креозоте,  но  есть  и  поля  и  лужайки. Бывали  ли  вы  там  и  слушали  то,  о  чём  я  гутарю?   Именно  слушали   восхищаясь ,  а  не  слышали  проходя  мимо,  как  вы  всем  внушили  -  якобы  на  работу.  Слышать  и  слушать  -  две  разницы  и  не  малые. Как  моя    правнучка   красавица  Маечка и  внучка  этого  громилы  из   шестой,  угловой  квартиры  второго  этажа,  что  жена  ко  всем  с  претензиями  пристаёт. Кто ?  Господи,  да  те,  что  виноград  усох,  а  они  его  не  срезают! Наконец - то  поняли  о  ком  речь.
Так  я  продолжу  за  жаворонков,  а  то  вы  меня  своим  непониманием  отвлекли.
-  Сбита  с  пути и  пошла  по  наклонной ,  - как   говорили  о  проститутке Кларе,  приохотившей  к  этому  делу  свою  двоеродную  сестру. Не  знали  за  такое ?  Вы  с  соседями  мало  общаетесь,  потому  и  не  знаете. Так я  за  жаворонков.
Как  они  поют!  Не горланят  как  соловьи,  а  нежно,  да  с  коленцами,  да  с  переливами,  да  с  тональностью  разной. На  земле  и  в  полёте!  Просто  чудо  несусветное.
А  что  я ?  То  же  решил  иметь  хоть  какую  то  личную  радость  в  этой  жизни,  где  я  от  рождения  и  по  сию  пору  всем  что  то  должен. Так  они  все  решили  и  внушили  мне. Такой  вот  крест  по  жизни. И  на  этой  жизненной  моей   голгофе  должен  же  быть  островок  радости,-  я  вас  спрашиваю. Думаете  да,-  если  не  в  ущерб  должникам -  и  боитесь  за  то  мне  сказать ? Не  бойтесь,  а  то  я  по  вашему  лицу  не  понял ! Это  так  же  читаемо,  как  то,  что  вы  сейчас   убедительно   объясните   почему  не  принесли  долг  на  сей  раз.  Не  надо   нервничать. Не  надо ! Это  я  должен  нервничать  в  моём  возрасте  и  при  вашем  мне  долге. Не  испортите  мне  радость,  за  которую  я  пытаюсь  вам  рассказать,  а  вы  мне  сбиваете  прицел,  как  говорил  один  подполковник,  вышедший  из  школы  младших  командиров.
Я  таки  нашёл  свою  жаворонковую   трель. Пусть  и  короткую – но  мою. Я  парю  ноги. Да,  чтоб  вы  знали. Ритуал  практически. Что ?  Ничего  удивительного ?  У  вас  просто  нет  тяги  к  прекрасному -  не  то  что  отбили,  а  скорее  не  привили. Попытаюсь  в  вас  пробудить  то,  что   если  и  есть, то  под  таким  слоем  разного,  что  представить  трудно  как  мне  будет  не  легко.  Ничего,  я  привык  пахать  за  других  и  для  других. Карма! Впрочем,  я  повторяюсь, хотя  и  не  уверен,  что  вы  запомнили.
Начну,  благословясь,  с  описания  утвари.
Прежде  всего  -  кресло. Кресло  в  парикмахерской – это  одно,  кресло  стоматолога – это  другое,  кресло  гинеколога – это  третье.  Совсем  третье. В  нашем  случае – это  отдельный  музыкальный  инструмент, который  каждый  музыкант  выбирает  лично  под  себя ,  если  он  чего -  то  стоит  как  творец  музыки. Я  кресло  искал  год , а  за  своей  Лиличкой  ухаживал,  добиваясь -  два,-  это  я  для  сравнения,  шоб  вы  поняли соотношение. И  то  и  другое -  очень  удачно  выбрал, - это  я  вам  доверительно,  как  для  себя  говорю. К  креслу  нужен  маленький  стульчик ,-   на  котором  вы  разместились,-  меньшая  задача,  но  тоже  не  то  чтобы  простая.
Теперь  два  маленьких  или  один  большой  журнальный  столик,- эта  задача  даже  вам  по  силам,  нужно  просто  поверить  в  себя  и  ухаживать  за  красавицей  и  умницей   Раей ,  а  не  за  этой  толстой  и    наглой   крикливой   Ларой . Нет,  я  не  влажу  в  вашу  личную  жизнь,  хотя  мне  и  интересно  когда  и  с  каких  денег  вы  мне  вернёте  то,  что  брали  на  месяц  в  позапрошлом  году. Как  хотите,  так  и  живите,  только  верните  долг,  а  за  Раю  -  так  я  для   сравнения, шоб  вы  поверили  в  себя. И  это  не  при  чём!  Не  причём -  я  вам  говорю!  Ну  и  что ,  что  Раечка   моя  дальняя  родственница ? Даже  наоборот -  зачем  нам  в  семье  тот,  кто  отдалживает  и  не  отдаёт -  я  вас  спрашиваю ?  Сами  задели -  теперь  терпите,  я  же  от  своей  Лилички  терплю,  если  самостоятельно  слово  вставлю  в  её  монолог. И  вы  не  такая   цаца,  шоб  исключение.  То - то  же.
Нам  нужно  три  полотенца   из  них  одно  для  лица. Да,  специальное.  А  вы  что,  тем  что  ноги  и  лицо  вытираете ?  Вам  проще  в  таком  случае.  С  детства  научены  и  удивлены ?   Бедный    мальчик!  И  кому  я  деньги  отдолжил ?  Ладно.  Продолжим.
Вы  видели  какие  бёдра  у  нашего  участкового  врача  Генриетты  Львовны ?  Как горшок,  в  котором  не  растёт,   а  мучается  засыхающий  фикус. Как  тумба ,  надёжная  устойчивая  тумба,  на  которой  стоит  небольшой  телевизор.  Понимаете  за  что  я ?   Вот  таким  надёжным  должен  быть  тазик  для  воды.  На  его  края  вы  должны  уверенно  ставить  свои  ноги,  которые,  как  я  понял  ,  вы  вытираете  тем  же,  чем  и   своё   лицо.  У  меня  немножко  по - другому  с  этим  делом.  Это  может  быть  и  не  тазик , а   миска -  не  вопрос. Теперь  трапочка,  чтоб не  поцарапать  пол,  ведро  и  маленькая  каструлка. Всё,  кроме  электрочайника,  заварника,   и  чашки -  мы  укомплектовались.
Вы  видели -  как  сиял  Александр  Маркович  когда  пристроил  в  приличную  семью  своего  бедного  и  непутёвого  Осика,  женив  его   на  Танечке   дочке  Эммануила,  не  Канта.   Вы   помните  за  то ? Как  он  парил ! Орёл!  Шо,  напомнить ?  Хорошо!  Это  было  ровно  за  год  до  того,  как  я  вам  отдолжил  по - глупости  деньги. Теперь,  надеюсь ,  вспомнили ? Вот!  И  я  за  то.  Маркович  как  будто  перестал  ощущать  свой  вес  в  полторы  сотни  килограмм,  на   маленьких,  тонких  и  скривившихся  под  таким  весом  ножках.  Вот  с  чувством  такого  же  облегчения  вы  должны  расположиться  в  кресле,  предварительно  всё  приготовив. Да!  Чуть  не  забыл!  Нет,  не  надейтесь,  сумму  я  помню  до  копейки,  я  за  другое.  В  квартире  никого  не  должно  быть,  а  телефон  отключите -  иначе  скандал  и  расправа!
Ноги  погрузите  в  тёплую,  а  не  горячую  воду,  чтобы  насладиться  теплом,  а  не  обжиганием,  вы  не  садист,  я  надеюсь?! Тепло,  медленной ,  но  неуклонной  волной  должно  пройти  через  всё  тело  и  закончить  путь  в  виде  испарины  на  лбу,  даже  если  он  и  узкий  ,  как  к  у  вас,  к  примеру. Это  не  имеет  значения  в  данном   процессе. Насладитесь   волной  тепла  чувственно  проследив  весь  её  путь.  Извлеките   ноги  из  воды, разместив  их  по  краям  таза  и  влейте  чуть - чуть  кипятка  из  электрочайника  на  первом  столике,  если  их  два.  Медленно,  наслаждаясь,  погрузите  ноги  в  таз,  откинувшись  в  кресле  и  прикрыв  глаза ,  практически  потонув  в  наслаждении.  Тело  благодарно   и  доверчиво  расслабилось, голова  очистилась  от  дурных  мыслей / я  не  о  долге,  вы  понимаете/  и  для  вас  уже  приоткрыта  дверь  в  четвёртое  измерение. Это  переломный  момент  и  сильно  расслабляться  нельзя -  всё  испортите. Вытрите  лицо  и  шею  полотенцем   ,  налейте  себе  ароматного  янтарного   цвета  вкуснейшего  чая  и  насладитесь  вкусом  божественного  напитка. В  этом  случае  острота    вкуса   чая  необыкновенно  обострена  и  оттого  наслаждение   то  же     особое. Это   я  о  хорошем  чае  и  о  правильном  заваривание -  разумеется.  Нужно  выпить  только  одну  чашку  чая – потому  как  можно  дольше  растягивайте  удовольствие.  Цель -  две  тёплые  волны  снизу  вверх  и  сверху  вниз   должны  в  вас   встретиться   и  равномерно  раствориться  во  всём   теле. Благодать!  Блаженство! Рай! Нет,  я  не  о  племяннице,-  просто  рай  как  состояние.
Знаете  что  такое   ад  и  надругательство ? Это  если  вы  пензой   или  тёрочкой   будете  теперь  тереть  ноги.
Замрите и  наслаждайтесь,  пока  не  почувствуете,  что  вода  остывает. Увы  - это  не  так  долго,  как  хочется. Увы.  Вытрите  ноги  другим /  простите/   полотенцем  и  расположите  их  на  маленьком  стульчике закутав  в  сухое.  Я  в  это  время  люблю   романсы  слушать  или  Вивальди,  это  под  настроение. Когда  был  кенар  Кеша  он  под  музыку  так  возбуждался  пением ,  что  затрагивались  особо  чувствительные  струны  души,  если  вы  понимаете,  о  чём  я. Хороший  коньяк  и хорошая  сигара ! Что,  не  поняли ? После  дождя  сумасшедший  аромат  цветущей  сирени  и  её  сияющие  радостью  глаза  в  которых   бездна  любви? То  же  нет  ?  Поцелуи  на  шестнадцатой  у  монастыря ,  где  со  скалы  открывается  вид  на  бескрайнее  одесское  море,  которое  непосвящённые  называют  Чёрным.  Нет ? О  времена!   Ну  ладно,  Классно,  короче. Поняли?  Слава   Богу!
 
Остыли  немножко ?  Теперь  за  дело!  Вылейте  воду  из  тазика  в  ведро,  налейте   свежей  тёплой  и  насыпьте  пол  пачки  соли  экстра.  Приготовьте  чай  и  полотенца ,  погрузите  ноги  в  таз  и  теперь  наслаждайтесь  теплом,  которым  уже  не  нагреваетесь  вы,  а    излучаете,  как  самовар. Пейте  чай,  подливайте  воду  и отливайте  остывшую  каструлькой  в  ведро.  Ничего  сегодня  уже  произойти  с  вами  не  сможет ,  чтобы  не  случилось.
Минут  эдак  через  тридцать  внутренний  голос  вам  скажет  твёрдо  и  убедительно -    ВСЁ!!!!
Встаньте,  разотритесь  полотенцем,  НИЧЕГО  НЕ  УБИРАЙТЕ,  сходите  в  туалет  и  ложитесь  спать.  Это  минуты  сладкого  детского  сна,  со  слюной  на  подушке  и  теплом  радости  и  безмятежности  в  душе.  Достойное окончание.  Так  спят  дети  до  первого  урока  в  первом  классе  в  школе и  вам  ниспослана  такая  же  благодать,  только  не  на  долго.
Проснулись ?  Срочно  убирайте  следы  преступления,  чтобы никто  ничего  не  заподозрил  и  в  доме  не  было  шкандаля,  зачем  вам  геволд,  после  того  что  было.  Душ  и  вы  в  строю!
Боже! Я  у  цели!
Что ? Второго  такого  рассказа  вы  не  перенесёте ? Так  верните  деньги  и  не  приходите. Что ?  Лучше  перезанять,  чем  это  слушать ?  Так  перезаймите,  пусть  теперь  такая  радость  будет  у  других,  а  не  только  у  мене.  К  примеру  , у    вашей   тёти  Берты,  скажите  что  на  бизнес  и  ровно  через  месяц  день  в  день  отдадите. Только  за  год  не  упоминайте.  Скажите,  что  у  меня  брали  в  долг   и  отдали,  если  вернёте  мои  деньги  я  подтвержу.  А  что ?  Всё  честно. Что ?  Уже бежите ? Хорошо.  Если  не  получится  придите  на  следующей  неделе,  я  вам  что  то  ещё  расскажу.  Не  бывать  этому ?  Так  несите  деньги.

У  меня  сердце  и  давление.  И  не  только.  И  восьмой  десяток.  Я  уже  лет  двадцать  не  парю  ноги, а  ощущение,  что  попарил. Дважды  приятно -  попарил  ноги  и  получил  долг. Редкое  счастье.


Рецензии