Такой редкий случай

 Костичева Дина Дмитриевна (1929 года рождения) вспоминает о своей жизни и об отце Фролове Д.К. (1903 года рождения). Записала Овчинникова Г.Е.

Наша семья в 1930-е годы жила в Шольском районе Вологодской области (сейчас входит в состав Белозерского района). Отец, Фролов Дмитрий Кононович, работал в районном центре, поселке Зубово,  заведующим сберкассой, а затем председателем Шольского райисполкома. Мама, Лидия Дмитриевна, была домашней хозяйкой. У меня были два младших брата – Виктор и Леонид. Отец много работал, но всегда находил время нас чем-то порадовать. Помню, что он часто покупал нехитрое угощение того времени – сухарики в красивой упаковке.
В июне 1938 года отец поехал на очередную сессию областного Совета в Вологду, и там его арестовали по статье 58 – «за вредительство» (по чьему-то доносу). Мама понимала, что это ошибка, но в те суровые годы трудно было надеяться на справедливость в подобной ситуации. Она устроилась работать в столовую: мыла посуду, занималась уборкой. Больше года об отце не было известий.
А в октябре 1939 года произошло событие, которое отчетливо помню. Я, девятилетняя, шла по улице поселка с тетей Машей, маминой сестрой, и увидела летящий самолет. Я закричала: «Это папа летит, мой папа летит!» Тетя Маша пыталась остановить меня, а я продолжала кричать. Когда мы подошли к столовой, то знакомая работница окликнула нас: «Маша, а Лида на аэродром побежала Митю встречать, из Вологды позвонили». Вот была радость!
Теперь я понимаю, какой это редкий случай, почти чудо – освободили арестованного во время массовых репрессий. Но чудо совершилось – отец был полностью реабилитирован. О своем аресте, о том, как был в тюрьме, он нам ничего не рассказал и сразу же решил уезжать: «Я здесь не смогу работать после того, как меня оклеветали». И мы переехали в Чебсару (районный центр Вологодской области, сейчас в составе Шекснинского района – прим. ред.).  Отец снова стал работать заведующим сберкассой.
В 1940-м году он был призван на переподготовку в армию, а в 1941-м, без заезда домой – на фронт. Был командиром, только не знаю, в каком чине. В декабре 1944 года отца ранило в грудь - пуля прошла в одном сантиметре от сердца. Он попал в госпиталь, а пока лечился, война подошла к концу. Отец вернулся в Чебсару. Врачи предлагали ему оформить инвалидность, но он отказался (ему было 42 года) и работал до пенсии.
Во время войны мы получали пособие от военкомата, мама работала в пекарне. Очень выручал огород, где садили, в основном, картошку.
Многие старшеклассники нашей школы в летние месяцы работали в колхозе. Я тоже, начиная с 7-го класса, ездила в колхоз около поселка Лумбва. Мы выполняли все работы, на которые поставит бригадир, но чаще всего работали на сенокосе и на уборке льна. Получали трудодни. Жили в частных домах, нас неплохо кормили: суп, хлеб, молоко. Домой возвращались только к началу сентября. За эту работу я награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», имею удостоверение ветерана войны.
В 1947 году, окончив 10 классов, я поступила в Вологодское медицинское училище на зубоврачебное отделение. В декабре того же года меня вызвали в Чебсару – умирала мама. Ужасное горе: мама прожила только 41 год, у нее было больное сердце. Перед смертью мама сказала нам, своим детям, что отец еще не старый. Он, очевидно, захочет жениться, так мы не должны этому препятствовать.
Отец женился в 1949 году. Мы с братьями сразу поняли, что мачеха хочет от нас избавиться. Она плохо к нам относилась, но мы, помня завет мамы, никогда не жаловались отцу. Братья скоро ушли служить в армию и домой уже не вернулись. Все три года, пока я училась, папа оплачивал мои расходы на квартиру, питание и все необходимое.
В 1950 году я после окончания училища вернулась в Чебсару и работала зубным врачом в районной больнице. Отец был рад, что я живу с ним, но в его новой семье уже родились два сына, и с мачехой мне жить было трудно. К счастью, вскоре ко мне посватался мой одноклассник Леонид Васильевич Костичев, и я уехала с ним в Подпорожский район Лениградской области. Леонид работал в то время капитаном парохода, а потом стал старшим диспетчером участка Северо-Западного речного пароходства. Я работала стоматологом в больнице. У нас родился сын Владимир. Отец и теперь, когда я была замужем, старался как-то помочь нашей семье. Когда мы приезжали в Чебсару, он радостно встречал нас, а при прощании всегда давал мне 100 рублей «на дорогу». Это были тогда большие деньги, сравнимые с моей зарплатой. Умер отец в 1970 году.
В 1969 году мы переехали в Череповец. Муж сначала работал начальником пристани, а затем в течение 12 лет – председателем профкома порта. Он имел много поощрений и наград. Умер в 1992 году. Я работала стоматологом в больнице водников. Мой рабочий стаж 42 года. Сын Владимир Леонидович окончил в Череповце филиал СЗПИ, стал инженером-электриком, работал на металлургическом заводе. У меня две внучки и один правнук. Брат Виктор работал шахтером в Украине. Брат Леонид стал военным, жил в Симферополе.

На снимке: Фролов Дмитрий Кононович.


Рецензии
Весьма интересный случай. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   14.12.2017 13:37     Заявить о нарушении