Когда возвращаются сны...

          Каким только ни называют наш век! И космическим,и  рациональным, и инновационных технологий, и «оранжевых», «тюльпановых» революций, и временем сумасшедших ритмов, скоростей... Современный деловой человек наращивает скорости, повсюду внедряет компьютеры, факсы, интернет, перестраивает универсамы в супермаркеты, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует на диктофон, а дефицит времени, как это ни странно, все увеличивается. Сегодня что-то безвозвратно уходит из нашей прагматичной, стрессовой жизни. Быть может, это столь нечастые часы и минуты безмятежного отдыха в кругу семьи, доверительные, искренние беседы за чашкой ароматного чая. Так дороги часы духовного единения! Уютно горит лампа с белым абажуром и так интересно полистать страницы старого семейного альбома - воспоминания дней минувших...
          
             Вместе с Верой Васильевной Белецкой, которая почти 40 лет  служила актрисой  в Жамбылском  областном  драматическом театре и ныне возглавляющей театральную труппу,   смотрим   страницы  старого альбома.

             В 1944 году она, окончив Алма-Атинское театральное училище, приехала по распределению работать в Читинский кукольный театр. Война еще не закончилась, ее незримая, сумрачная тень все еще витала над землей: в длинных очередях за хлебом возле каждого продмага, в сводках Совинформбюро, в рано повзрослевших сиротах в стоптанных башмаках и заплатанных куртках (горькое им имя - подранки!) В семьях ютились скученно и  жили  впроголодь. Вера Васильевна, тогда 16-летняя задорная девчонка, аккуратно донашивала свои дешевенькие платья и парусиновые туфли, старалась экономить каждую копейку. Помогать ей было некому. В театре работала пианисткой Зинаида Ананьевна Соломина - открытая и сердобольная женщина. Видя бедственное положение Веры, она пожалела ее: «Ну что, девочка, давай переезжай к нам жить  Вместе  будет  не  столь  тяжко».

       Семья Соломиных жила в коммуналке. Супруги Соломины  служили  музе:Зинаида  Ананьевна обладала красивым  голосом:  меццо-сопрано, Мефодий  Викторович преподавал музыку  в доме пионеров, прекрасно играл на скрипке. Они  пестовали своих учеников, помогали раскрытию  их творческих способностей. У  Соломиных был домашний оркестр. Юрию было  тогда  девять лет,а Виталию - три года. Юрий запомнился искренностью. Веселый, любознательный мальчишка занимался музыкой, посещал  драмкружок и участвовал  во  многих  любительских  спектаклях в доме пионеров. Очень любил читать стихи. Его белая рубашка и красный галстук так и стоят перед глазами Веры Васильевны.

             Шесть лет прожила Белецкая в дружной семье Соломиных. С теплотой и нежностью она вспоминает те далекие годы, домашние вечера. Особенно зимние: долгие, морозные, таинственные, с ранними сумерками, когда в комнате зажигали керосиновую лампу…Семья жила дружно и счастливо, несмотря на житейские трудности. Зинаида Ананьевна помогала Вере как младшей сестренке. Вера всем сердцем привязалась к семье Соломиных.

            - Мы долгие годы переписывались с ней, встречались уже в Москве. Она была моим добрым ангелом-хранителем, - вспоминает Вера Васильевна.

            С тех пор минуло много лет, но то удивительное ощущение семейного очага, тепла, защищенности от житейских невзгод, которое окружало Белецкую, до сих пор живет в ее сердце.

            Однажды в кинотеатре показали документальный фильм "Малый  театр и  его  мастера", посвященный 125-летию  прославленного  театра. Вся семья смотрела  этот фильм. Он произвел неизгладимое впечатление на Юрия и  он "заболел"  театром.Он  увидел  на  экране  блистательных  мастеров : Веру  Пашенную, Михаила Жарова, Игоря Ильинского, Михаила  Царева. Каждый  из  них  - это история, гордость, достояние. Для  юноши,живущего  за  тысячи  километров от  главных  культурных  центров,  выбор  профессии был предрешен.

            Юрий Соломин  в 1953 году окончил школу в Чите и, влекомый большой  мечтой,  поехал  "покорять"  столицу. Он окончил в Москве театральное училище имени Щепкина.

            Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР, лауреат государственных премий, талантливый педагог...Всенародно любимый актер  Юрий Соломин всегда остается самим собою в жизни, на сцене, на экране - удивительно скромным, отзывчивым, благородным, не алчущим любой ценой почестей и славы, но «мужественно несущим свой крест и верующим». Он воплотил сотни  образов  на сцене и на  экране и везде находил свои, присущие только ему краски, делая   каждую  роль явлением. Жизнь  Юрия  Мефодьевича -  это гимн верности всему, что  важно  в  жизни: театру,  семье, принципам. Он  всю жизнь  отдал Малому  театру  и  на протяжении  многих лет  сумел удержать высочайший актерский  уровень и  традиции  труппы, хотя сохранять гармонию в среде талантливых людей совсем  непросто.

            Вера Васильевна раньше часто ездила в Москву, останавливалась в  доме Соломиных, общалась  с Зинаидой Ананьевной. Ей посчастливилось посмотреть спектакли в Малом театре - «Царь Федор Иоаннович», «Пучито», где потрясающе играл Юрий Мефодьевич.

           Виталия Соломина она видела последний раз в 1984 году. Вместе с Зинаидой Ананьевной она смотрела спектакли «Горе от ума», «Разбойники», где главные роли играл Виталий Соломин.

          Вера Белецкая очень переживала,  скорбела, узнав о невосполнимой утрате - смерти Виталия Соломина.

           - Я его помню таким непоседливым, смышленым мальчуганом, - вспоминает она. - Виталий, став знаменитым «доктором Ватсоном», ничуть не изменился, оставался внимательным, открытым. Любил шутить... У Виталия две дочери. Я бережно храню его фотографии, письма. Ольга Соломина, супруга Юрия, подарила мне свою первую книгу «Белокосовый платок» со своим автографом.

            Жизнь подарила Белецкой встречи с удивительными, талантливыми людьми, многих из которых ушли в Вечность. Это актеры Владимир Самойлов, Владислав Дворжецкий, Наталья Шукшина - сестра Василия Шукшина…

            Вера Васильевна познакомилась с Натальей Макаровной Шукшиной в 1985 году, когда Джамбулский русский театр был на гастролях в Бийске Алтайского края. Актеры пригласили сестру Василия Шукшина на спектакль «До третьих петухов» по одноименной пьесе писателя. Потом они побывали в доме-музее актера, режиссера, писателя в селе Сростки, видели гору Пинет, где проходили шукшинские чтения. Есть на нашей большой земле места, особенно памятные, дорогие сердцу до тихой боли и грусти. Село Сростки - среди них.

            Наталья Шукшина очень много рассказывала о юных годах Василия Макаровича. Между двумя женщинами завязалась дружба и переписка на долгие годы.

           ... Как полезно в наше сумасшедшее время остановиться, вспомнить доброе прошлое — полистать старый семейный альбом,  посмотреть  черно-белые   фотографии и  заново прочитать  пожелтевшие письма. И на душе становится спокойно и радостно, кода возвращаются сладкие сны и грезы...


Рецензии