Сказ о том, как научиться летать за пару недель

               
                «Если хочешь быть пилотом, будь им»


1. Сверхлюди.
Вы когда-нибудь думали, кто все эти люди, которые бегают ультрамарафоны в горах, участвуют в «железном» триатлоне, пробегают через пустыни? Нет, это не сверхлюди. Они такие же, как и мы. Почему я так думаю? Потому что волею случая мне доводилось участвовать в спортивных мероприятиях (несомненно, более скромных, чем тот же «Ironman»), которые обывателю покажутся чем-то запредельным. Тот, кто попробовал, понимает, что ничего фантастически тяжелого в них нет, и отношение к ещё более сложным состязаниям у него изменяется. И тут читатель должен задуматься о том, почему же автор это пишет. Задумались? Если нет, то задумайтесь и лишь после этого продолжайте читать.

2. Ночное родео.
Вот, что довелось услышать мне накануне написания сего эссе:
«… Ночной дикий лес на горе не мог нас радовать. Вот уже половину суток мы боролись с соперниками и временем в неравной борьбе, и если с первыми можно было посостязаться, то время не поддавалось. Разговоров почти не было, с угрюмыми лицами мы медленно поднимались по покрытым мхом камням старой осыпи, поросшей колючими кустами и неведомым разнотравьем. Говорить было попросту не о чём. Выбор сделан, назад дороги нет, а вперёд только вверх. Ошиблись в направлении, и теперь мои весёлые истории о том, как можно случайно находить, набегать или наездить лишний десяток километров на мультигонке, рассказанные накануне, совсем не радовали. Я и Ваня поднимались на ложную вершину горы Бык, с которой по седловинке предстояло перейти на склон истинной вершины, где ждал участников состязания технический этап и контрольный пункт. Карта говорила, что неприятных неожиданностей быть на пути уже не должно, а нам оставалось лишь медленно и верно двигаться к цели, которая не заставила себя долго ждать. В сравнении с подъём на гору, сам этап показался детской забавой. Мигом взлетели на скальный гребень и соскользнули вниз, и снова вопрос выбора маршрута движения стал ребром, ведь явных и чётких троп видно не было. Но усталость имеет одну большую положительную черту. Когда очень устал, а никакого способа избежать сложностей нет, приходит равнодушие, способное помочь пережить любые испытания. Как раз с этим явлением мы и столкнулись, когда после равнодушного тяжелого подъёма, начали такой же размеренный спуск. Казалось, что из-за неверно выбранного направления  подъёма упущено непоправимо много времени и сил, но сравнительно быстрый спуск немного поднял настроение. В транзитной зоне в Быкогорке, вернушись с горы, мы узнали, что к следующему этапу убыла лишь одна команда, но это было ещё до нашего прибытия в ТЗ перед восхождением. И это тоже взбодрило. А после был очередной велоэтап, который порадовал своей гладкостью и простотой».
Послушав его, я понял, что пропустил начало, и мне стало интересно, о чём же вообще речь. Поэтому я стал выяснять, для чего побеседовал с двумя этими людьми, которые зачем-то блуждали по дикой горе ночью.
 
3. Как стать мультиспортсменом?
О чём же вообще речь? Ответ прост. Рассказ идёт о суточной мультиспортивной приключенческой гонке, которая проходит в регионе Кавказских Минеральных Вод уже седьмой год. Вернее, о её участниках. В 2017 году спортсменов заявилось не очень много, всего 10 команд, половина из которых обладает большим опытом и хорошо подготовлена, но речь в данном повествовании не о них, а о тех, для кого такое приключение в новинку. Я в курсе приключений пары участников и довожу до сведения читателей историю этой команды. Кто же эти люди?
Алексей на момент старта уже имел опыт участия в мультигонках, а так же в других спортивных приключениях, но в нашем случае история Ивана (второго члена команды) более интересна.
Как и все мы, он живёт обычной жизнью с её обыденными заботами. Так и прожил 30 лет, но вот в мае 2017 года Алексей предложил ему поучаствовать в мультигонке. Несомненно, предлагая Ивану стать напарником в этой гонке, Алексей знал, что тот  имеет разносторонний спортивный опыт, необходимые навыки и знания, но всё же формат состязания не мог не вызывать волнение у обоих.
Недели за три до старта товарищи приняли окончательное решение, что участвовать надо, но натренировать тело за это время невозможно, его можно лишь привести в тонус при наличии некоего базового уровня и при должной системе тренировок. Но обычному человеку, содержащему семью, в настоящее время в нашей стране весьма проблематично находить достаточное количество времени для тренировок, поэтому подготовку Иван вёл вяло. Несмотря на более независимый образ жизни, его напарник тоже не готовился должным образом, а время до гонки таяло как забытое в тепле масло. За неделю до мультигонки выпал шанс проверить текущее состояние спортивной формы на небольшом соревновании по бегу на полумарафонской дистанции в Пятигорске. Естественно, узнав о нём, товарищи решили не упускать шанс. Тем более для Ивана это был первый забег на такую дистанцию, особенно на время. Результат был вполне неплох и означал, что в гонке участвовать можно. До неё оставалась неделя, в которую тренироваться усердно уже было нежелательно. В случае мультспорта накануне гонки помимо тренировок должна проводиться серьёзная материальная подготовка, поэтому товарищи собирались и пытались спланировать вопросы по стратегии, питанию и снаряжению.

4. Когда Бештау – это этап, а не гора.
«Вечером 2 мая мы получили на руки карту дистанции. Мягко говоря, она отличалась от наших ожиданий прилично. Не знаю, как Алексею, а мне хотелось пройти всё и не терпелось начать. Старт назначили на 7 утра 03.06.2017.
Первым этапом гонки был Пролог. По задумке организаторов спортсмены должны были проехать на велосипедах вокруг Бештау и сделать контрольное фото у креста со стороны Иноземцево. Команды плотной группой выбрались на кольцевую дорогу, но на ней быстро рассеялись. Алексей укатился далеко вперёд, а мне не хотелось сильно разгоняться по каменистой бештаугорской дороге, тем более я знал, что догоню и его, и всех остальных на подъёмах. И догнал. И немного разозлило возмущение напарника на счёт того, что я поначалу отстал.
За Прологом следовал трекинг на Бештау, в рамках которого нам нужно было посетить все вершины, пройти технические этапы на трёх скальных массивах (Козьи и Орлиные скалы, скала Трахит), а кроме того посетить ещё несколько контрольных пунктов, установленных на разнообразных объектах горы. Мы достаточно неплохо знали гору, поэтому были спокойны и уверенны в себе. Решили начать с Мохнатой. Алексей как танк попёр в гору, но для меня его темп явно был высоковат. Я видел укор в его глазах, но здесь и сейчас выбора у него не было. И его напор привел к тому, что мы проскочили тропу на первую выбранную вершину и решили идти на Малую вершину. На подъёме Лёха постоянно что-то рассказывал о том, где и когда он ходил, бегал, ползал. Мне оставалась лишь терпеть, но я привык, ведь знакомы мы были ни первый день. Медленно мы доползли до места, где должен был быть пункт, но его не нашли. Какие-то «добрые люди» сорвали его. Потом была главная вершина, где мы пообщались с милой девушкой, фотографировавшей участников. Дальше были Лисий Нос (Два Брата), пункт под скалой на перешейке между Мохнатой и Большим Тау, пункты на тропе КГО и у Храма Солнца, этап на Козьих скалах. Всё шло своим чередом, иногда терялись и шли наугад, потом снова двигались осознанно. Мы не могли представить, каковы наши результаты в текущий момент, так как все команды посещали пункты в произвольном порядке. После ещё пары простых пунктов мы поспешили на скалу Трахит, так как была вероятность закрытия этапа. И снова Алексей, уверяя, что знает дорогу, стал идти вперёд. Сопутствующая нам команда также следовала за ним в надежде успеть на этап. Сначала мы шли по тропе, потом наш ведущий пошел по склону. Честно, возникали опасения, что мы можем блукануть, но лёхина уверенность подкупала, да и альтернатив не было у нас, так как карта не позволяла нормально сориентироваться. И вот скала, мы дошли. Он был прав, вывел нас, как и уверял. Этап представлял собой острый скальный гребень и последующий высокий дюльфер. От высоты и крутизны склонов захватывало дух. Вот тут-то я почувствовал вкус всего этого приключения. Тут появились и азарт, и адреналин, и желание повторить это снова. А что может затмить эмоции от прохождения острого скального гребня? Правильно, высокий дюльфер в свободном висе с видом на окрестности Железноводска и две вершины Бештау. Я много лет занимался промышленным альпинизмом. Висел на многих высотках в Москве, но, поверьте, горы – это нечто иное. Есть лишь ты, скала и верёвка, а висишь ты там, потому что сам этого захотел, а не ради заработка. Спустились оба на осыпь под скалой, а дальше была тропа до Орлиных. Тропа была, но вот силы закончились. Благо, мы неплохо запаслись углеводами, которыми подпитывали себя периодически. И всё же подъём к Орлиным дался тяжело. Но этап, ждавший нас там, должен был привести нас в чувства. Слэклайн, натянутый над пропастью 60–70 метров никого не оставит равнодушным. Перильные верёвки для рук помогали удержаться, но никак не спасали от этого щекочущего ощущения где-то внутри. Прошёл. Стал на твердь. Усталость пропала, как и не было, а настроение повысилось. Гормоны сделали своё дело. Можно было спокойно стоять и прикалываться над напарником, который в это время корячился на переправе над пропастью. Когда он дошел, снова был спуск в пропасть, на дне которой оказалась достаточно живая осыпь с парой весьма опасных участков, что несколько удивило, ведь о них никто не предупредил. Но мы справились и двинулись в сторону транзитной зоны для завершения трекинга на Бештау.
Да…. На Бештау мы вымотались до предела, но это была лишь треть дистанции».

5. Вперёд в ночь.
Вот так ребята пережили Бештау. Прибыв в базовый лагерь, они перекусили, передохнули и отправились к горе Острой, где ждали альпинистский этап и ориентирование вокруг горы. В транзитной зоне под скалой выяснилось, что туда они прибыли вторыми. Это взбодрило наших героев, они быстро собрались и отправились на гору. По задумке организаторов там необходимо было двигаться в связке, а в паре мест организовывать спуск самонаведением, но ребята на свой страх и риск проскочили гребень без страховки. Так быстрее, так веселее, так интереснее. Возможно, это было нечестно, но ведь главное – это удовольствие, а не результат. Гребень горы пробежали быстро, потом отправились на ориентирование, которое тоже сложилось весьма благополучно. Организаторы не стали мучить участников сложным поиском КП. Выходить на них у ребят получилось сразу, без промахов, ведь карта была крупного масштаба, а местность читалась вполне неплохо. Тем временем начало смеркаться, а спортсменам предстояли ещё дальние этапы.
В восьмом часу вечера Алексей и Иван оседлали своих педальных коней и отправились в другой мир, мир ночных гор, границей которого была трасса «Минеральные Воды – Кисловодск». Тьма застала их в пути, но контрольные пункты были найдены без проблем, а немного грязная после дождей полевая дорога не сильно усложнила движение. В хутор Быкогорка, где и ждала их увлекательная и незабываемая прогулка по горе Бык, описанная выше, они прибыли уже в полной темноте.

6. Чудеса случаются в полночь.
«Хутор у подножия Быка благословил нас ровной гравийной дорогой, плавно спускающейся к хутору Порт-Артур. Прохладный ночной воздух во время скоростной езды приятно обдувал натруженные упорной работой на горе мышцы ног и воспалённую колючими кустами кожу. Мы летели в ночи, больше не чувствую усталости и боли, и казалось, что весь мир исчез. Были лишь мы, велосипеды, ночная прохлада и этот момент. Реальность растворялась в ночи вместе с нами, но вскоре мы въехали в хутор, а за ним спуск сменился подъёмом, и вернулись боль и усталость. Велосипеды, стонущие забитыми грязью после полевых покатушек механизмами, отказывались ехать при начале малейшего подъема, а ноги протестовали против кручения педалей даже на самых низких передачах.
Если меня спросят, когда начинается настоящее испытание в суточной гонке, я отвечу, что после полуночи. В темноте, в ночи, в истощении, в одиночестве, в изоляции от других людей начинаешь невольно задумываться о том, а не закончить ли гонку? Испытания физические уходят на второй план, а всё твоё внимание занимают испытания психологические. Именно для этого периода необходим напарник, а не для страховки на технических этапах. Там, в бездне ночи и усталости, лишь он может тебя поддержать в твоём решении, а ты его. Да, ночь – пора чудес».
В этом плане ребятам даже повезло. В момент сомнений они были в самом удалённом от финиша участке дистанции, поэтому разницы почти не было, отступить или продолжать. Более того, они были в числе лидеров, а лидеры не имеют права сдаваться. И не сдались. Прибыли в очередную транзитную зону, базирующуюся в хуторе Верблюдогорка, откуда вновь отправились на штурм горы. На подъёме они явно ощутили, что запасы их сил на нуле. По их словам двигались они почти на автопилоте, но, тем не менее, благополучно поднялись на пологую вершину, а вот на крутую решили не идти из-за приличного набора высоты и крутого подъёма. Но технический этап, где больше работают руки ребята всё-таки прошли. На спуске они обнаружили, что при нисходящем небольшом уклоне они ещё способны бежать трусцой. Транзитная зона. Много команд, поэтому тянуть было нельзя. Спортсмены немного отдохнули, перекусили и вылетели навстречу новому дню. Гора Верблюд тоже осталась за спиной. Гладкий асфальт стремительно уносил наших, теперь уже полноценных мультиспортсменов, к границе дня и ночи. Пересекая трассу «Минеральные Воды–Кисловодск», ребята увидели, что свет их фонарей уже растворяется в предрассветном сумраке. Конец близился….

7. «Доброго утра».
«В последнюю транзитную зону мы приехали уже в 4:30 утра. До истечения контрольного времени оставалось 2,5 часа, а нам предстояли ещё гора с техническим этапом, водный этап и дорога к финишу. Я готов был бежать на гору, но Лёха снова стал нервно возмущаться из-за боязни не уложиться в КВ. Но вот он вмиг переменил решение и начал подгонять меня на гору. Странно он себя порой ведёт, как по мне. По пути наверх он продолжил меня раздражать своими укорами на счёт низкого темпа. На вершину мы поднялись за 25 минут, времени валом. Бросились на поиски начала технического этапа, но это вызвало сложности. Видимо, чересчур устали, из-за чего плохо соображали, а внимание рассеялось. Получасовые поиски этапа не принесли успеха, и мы опечаленные отправились обратно в ТЗ у озера. Однако, радовало нас, что этап плаванья мы пройдём без спешки и спокойно доедем до финиша к 7 утра. Для меня прохладная вода стала подарком. Для напарника, как я понял, тоже. Сплавав до буйка, мы спокойно собрались, выпили предложенный судьями чай и отправились на финиш. Вся боль и усталость уже не значили ничего, ведь всё заканчивалось и ничто не могло уже повлиять на результат, а поднявшееся над Бештау солнце начало наполнять наши тела силой нового дня. В полукилометре от финиша нам повстречались женщины, совершающие утреннюю прогулку. Они приветствовали нас пожеланием доброго утра…. Как же так, разве утро не закончилось 24 часа назад?...»

Финиш. Вот такая вот история.

Вы можете спросить, причём же здесь полёты? А при том, что для действия нужно лишь желание, а не какие-либо особые качества. На примере Ивана мы можем видеть, как из человека, не пробовавшего себя ни в чём подобном, вышел с первой попытки вполне успешный мультиспортсмен, потому как он этого хотел.
Так что мечтайте, желайте, действуйте, совершайте, летайте.

05.06.2017.


Рецензии