О коллекционировании в России и в СССР

В стародавние времена иметь какие-то коллекции (тематические наборы дорогих предметов) могли, разумеется, лишь богатые и образованные люди. В древних источниках удалось обнаружить, например, информацию о том, что страстью русского царя Алексея Михайловича было холодное оружие. В итоге, это собирательство привело к созданию Оружейной палаты в московском Кремле.
Его сын (Пётр Первый) стал первым же русским нумизматом. Увлечение монетами помогло ему грамотно провести денежную реформу в России. Кроме монет, царь Пётр коллекционировал предметы искусства, оружие, редкие минералы. Всё это было впоследствии передано в первый русский музей, основанный по его указу- Кунсткамеру.
Многие образованные деятели государства Российского собирали: живопись, скульптуру, редкие книги, музыкальные инструменты. Так известны коллекции даже целых «семейных кланов» : Голицыных, Шереметевых, Юсуповых…. Они бережно передавали собранное из поколения в поколение, приумножая частные коллекции, формируя из них музеи. Всем известна, например, коллекция картин Третьякова, давшая начало одноимённой галерее.
Так обстояло дело с коллекционированием до начала бесконечной череды революций и других потрясений в нашей многострадальной стране. Однако, после 1917 года всё это было конфисковано и национализировано, а владельцы (не успевшие покинуть Россию) были расстреляны (вероятно, для профилактики). Огромное количество раритетных произведений искусства было разграблено, многие исторические и культурные ценности были уничтожены. Но более всего не повезло церковно- религиозным собраниям. Руководством к действиям послужил лозунг: «Религия- опиум для народа!». В результате драгоценные оклады икон отправлялись на переплавку, а сами иконы часто использовались в качестве дров…
После революции и Гражданской войны произошло некоторое перераспределение имевшихся в стране ценностей и драгоценностей, появились некоторые новые подпольные коллекционеры.
Во время Великой Отечественной войны многие остатки «прежней роскоши» (включая произведения искусств) ещё раз были обменены на горбушку хлеба (в прямом смысле). В результате этого, среди товарищей и товарок, оказавшихся в нужное время поближе к кухне, возникло определённое количество весьма солидных собраний живописных полотен, старинных ювелирных изделий и монет, царского фарфора, ценных и редких книг. После победы во Второй Мировой появилось также много интересных коллекционных предметов, привезённых в качестве трофеев из Германии или Японии. Но всё это собирательство было связано, как правило, с чёрным рынком, подпольем и с криминалом.
В условиях победившего социализма, любой коллекционер воспринимался, как чуждый элемент, стяжатель, куркуль, мещанин, эгоист…
Так как каждый настоящий строитель коммунизма и патриот должен был добровольно и безвозмездно передать всё самое ценное и лучшее в музей - на всеобщее обозрение, для вдохновения трудящихся масс на новые трудовые свершения.
Право на существование имели лишь детские коллекции почтовых марок, значков, почтовых открыток (с артистами кино), спичечных этикеток, фантиков от конфет ….
Лично я, первую весьма интересную коллекцию почтовых марок увидел в школе (№ 271 — она находилась на улице Цандера). Было это, если не ошибаюсь, во 2 классе. Моя соседка по школьной парте (звали её Люда и у неё была довольно оригинальная фамилия - Рипа) принесла на занятия и стала показывать на перемене своей подружке небольшой альбом в кожаном переплете, я заинтересовался и присоединился к осмотру. Оказалось, что весь этот альбом заполнен дореволюционными почтовыми марками отличного качества с незнакомыми сюжетами. Я имел уже в то время некоторое количество советских марок, но все они не шли ни в какое сравнение с увиденным. Позже выяснилось, что отец этой девочки работал строителем, а в функции московских строителей 60-х годов входил снос (в том числе ручная разборка) деревянных домов и строений. По её рассказам отцу и его коллегам довольно часто попадались не только марки, но и тайники с монетами, царскими банкнотами и много чем ещё…
В то время каждое лето (целые 3 месяца) я отдыхал от школы на даче, она была расположена рядом с железнодорожной платформой Домодедово в садоводческом коллективе «Металлург-2» (мой дед более 40 лет отработал в МинЧерМет). Дача представляла собой дощатый домик 5х5 метров с участком целых 8 соток (обычно давали лишь 6 сот.). На огороженной территории находилось около 250 таких участков и для сбора бытовых (но не пищевых) отходов были построены 2 огромных ящика в разных концах садоводства. Начиная лет с 5-ти, для меня эти помойки были любимыми местами изучения благосостояния советских людей. Там валялись керосинки, дырявые сундуки, старые журналы, ненужные книги (в основном, классиков марксизма-ленинизма), сломанные игрушки и (в большом количестве) пустые спичечные коробки. Последнее из перечисленного подтолкнуло меня к началу «коллекционирования» спичечных этикеток. Этим я занимался несколько лет и собрал, казалось всё, что выпускала отечественная спичечная промышленность того времени (включая этикетки от огромных коробок со спичками для хозяек а также редкие этикетки от довольно дорогих «Охотничьих» спичек- там находились спички типа факела для добычи огня в любую погоду и в любых условиях).
Немного позже, узнав о моем хобби, ещё один мой одноклассник (Володя Зиновьев) подарил мне целый альбом с аккуратно наклеенными спичечными этикетками (причём это были этикетки второй половины 50-х годов, то есть они были выпущены ещё до моего рождения). Закономерно, что с возрастом мне пришлось отказаться от посещения помоек (стало не солидно!), хотя надо признаться, что интерес ко всякому старью остаётся у меня до сих пор…
Продолжая вспоминать о коллекционировании в СССР, надо обязательно рассказать о появлении коллекций обёрток и вкладышей от заморской жвачки (хотя это было несколько позже). В это же время на многих советских кухнях начали появляться коллекции пустых диковинных заграничных бутылок или жестяных банок из-под пива и безалкогольных напитков «загнивающего капитализма».
Наиболее передовые представители молодого поколения собирали виниловые диски (или хотя бы магнитофонные катушки с дублированными записями, так как фирменные диски стоили весьма недёшево). Представители правившей в то время «элиты» (и их родственники), теневые бизнесмены, работники советской торговли коллекционировали ювелирные изделия, монеты царской чеканки, старинные иконы… До сих пор регулярно появляются всё новые подробности о судьбе ювелирных коллекций Зои Фёдоровой, Людмилы Зыкиной, Галины Брежневой. Кстати, папа последней («Дорогой Леонид Ильич») с энтузиазмом коллекционировал автомобили иностранных марок, подаренные зарубежными партнёрами и друзьями (вместо того, чтобы сдать их государству).
Однако, отсутствие свободного перемещения (людей и вещей) через советскую границу, существенно ограничивало возможности советских коллекционеров. Стеснённые жилищные условия (большинства населения) не позволяли создать полноценную коллекцию не то, что антикварной мебели, но даже самоваров или балалаек…
После открытия границ (при Горбачёве) и одновременного появления определённого количества хорошо материально обеспеченных соотечественников- с новой силой начал проявляться интерес к коллекционированию. Причём эти люди преследовали разные цели и ставили перед собой разные (порой- диаметрально противоположные задачи). Некоторые (столь оригинальным способом) осуществляли диверсификацию бизнеса, инвестируя огромные средства в произведения искусства. При этом большинство таких людей весьма посредственно разбиралось в предметах коллекционирования, целиком и полностью полагаясь на заключения экспертов, многие из которых (как выяснилось позже) имели весьма продажную сущность! Таким образом, эти новоиспечённые коллекционеры платили огромные деньги за красивый листок бумаги с солидной печатью. Другие постсоветские коллекционеры начали показывать собственную оригинальность и остроумие, собирая чугунные утюги (как, например, государственный и политический деятель Георгий Боос), фигурки чертей, дореволюционные кирпичи и тому подобное. Третьи же, стали разыскивать по деревням сохранившиеся бюсты Сталина-Ленина, фарфоровые фигурки «купающихся колхозниц» в стиле соцреализма (когда-то об аналогичной личной коллекции рассказывал по «ящику» известный российский адвокат Добровинский, но позже в сети появилась информация о том, как он лихо избавился от этого собрания путём перепродажи), советские плакаты типа «Пьянству- бой!» или «Миру- мир!». Появились увлечённые люди, покупающие и восстанавливающие старинные автомобили и даже военную технику времён минувшей войны. Такими людьми являются, например, Вячеслав Ленн и его супруга, увлечённо коллекционирующие много лет гражданские и военные автомобильные раритеты.
Но на мой взгляд, всех российских собирателей превзошёл по оригинальности и по солидности подхода к выбранной теме- Виктор Батурин (бывший супруг Яны Рудковской и одновременно шурин бывшего московского мэра) ! Несколько лет он скупал всё, что имеет хоть какое-то отношение к Наполеону (лично) и к его эпохе. В результате Батурин стал обладателем самой большой коллекции раритетов наполеоновского времени. Самой необычной частью коллекции стала покупка домов и бывших имений (то есть недвижимость!) , связанных с именем императора Наполеона. Так, в сети имеется информация о приобретении Дома Большакова в городе Боровске Калужской области. В 1812 году по мнению некоторых краеведов в этом доме (его называют также Домом Наполеона) останавливался на ночлег воинственный французский император. Другие же местные эксперты указывают совсем на другой дом, который не сохранился до наших дней, но какое это имеет значение для убеждённого в своей правоте коллекционера. Также Виктор Батурин приобрёл дом в Правдинске, где в 1807 году Наполеон Бонапарт останавливался перед Фридландской битвой. Известно, что в той же Калининградской области Батурин купил поместье Штилитцен под Черняховском (пос. Нагорное), где скончался герой Отечественной войны 1812 года генерал Барклай-де-Толли. Он был членом ордена иезуитов и по традиции его сердце было захоронено в указанном поместье (т. е. на месте кончины).
К сожалению, немного позже у брата жены бывшего мэра Москвы возникли проблемы с законом, а вслед за этим последовал бракоразводный процесс, в результате которого страстный наполеоновед был вынужден (частично? или полностью?) расстаться с описанной выше недвижимостью.
Разумеется, некоторая часть собирателей является чересчур оригинальной или даже чудной, однако, основная масса постсоветских коллекционеров представляет собой хорошо образованных людей с высоким уровнем интеллекта и чётко понимающих, что стоимость их коллекций (в твёрдой валюте) растёт, обгоняя инфляцию. Появилась даже целая категория людей, которые ежедневно отслеживают все мировые новинки по нужной тематике, помогая (не безвозмездно!) занятому важными делами коллекционеру пополнять имеющееся собрание.
Многие известные (как теперь говорят: медийные) личности имеют разнообразные коллекции. Уже достаточно давно профессор Беляев (специалист по прогнозам погоды) является заядлым филателистом, о чём сам он очень интересно рассказывает. Леонид Якубович (специалист по «Полю чудес») коллекционирует денежные банкноты разных стран, причём в 2-х экземплярах (для удобства одновременной демонстрации аверса и реверса банкноты). Бывший детский омбудсмен (специалист по защите детей..) Павел Астахов собирает различные лупы, хотя он почему-то упорно называет их линзами. А ведь ещё со школьной скамьи известно, что линзой (увеличительным стеклом) является лишь часть лупы. Другими же частями являются ручка («держало») и оправа (по аналогии с очками, в конструкции которых также присутствуют линзы).
Композитор Владимир Шаинский более 40-ка лет занимался дайвингом, за это время он собрал большую коллекцию ракушек, морских звёзд, черепах и прочих обитателей морских глубин.
Александр Ширвиндт имеет интересную коллекцию курительных трубок, а его друг- Михаил Державин отдаёт предпочтение удочкам и спиннингам, которые не лежат на полках мертвым грузом, а активно используются хозяином во время рыбалки.
Валдис Пельш имеет большую коллекцию военных касок, среди которых немало настоящих раритетов. Например, каска офицера наполеоновской армии, кожаная немецкая каска 19 века…
Коллекция Татьяны Булановой началась с подаренных поклонниками мягких игрушек. Затем среди них предпочтение было отдано бегемотикам. Потом к плюшевым бегемотикам присоединились стеклянные, хрустальные, малахитовые и прочие сородичи. Спустя какое-то время, Татьяна оказалась на кухне у своей бывшей одноклассницы- с кухонных полок, тарелок, чашек смотрели коровы! Буланова, недолго думая, переключилась на коров, изменив бегемотикам…
Валерий Меладзе собрал целую коллекцию оружия, среди которой множество кинжалов.
Александр Розенбаум также давно собирает сабли, кортики, военную амуницию.
Благодаря подаркам восторженных поклонников, возникла коллекция сабель, шашек, папах и бурок у есаула отечественной эстрады Олега Газманова.
По информации из Интернета — братья Крестовские (из группы «Уматурман») собирают пивные кружки.
Дома у писательницы Александры Марининой хранятся раритетные рождественские колокольчики из глины, стекла, хрусталя…
Александр Олешко не считает себя коллекционером, но у него собралась настоящая коллекция новогодних игрушек- одних только Дедов Морозов полторы сотни, а ещё -ёлочные игрушки из стекла, дерева, картона, папье-маше.
Лариса Гузеева сама не раз рассказывала с экрана телевизора о том, что собирает ёлочные украшения.
И этот список больших и начинающих коллекционеров из числа известных личностей можно продолжать до бесконечности…
Практически любой из нас может назвать (не задумываясь) одного или нескольких коллекционеров из своего ближайшего окружения. Причём, некоторые увлекаются одновременно не одной темой, а сразу несколькими. Так, мой институтский друг Игорь Меркурьев практически с детских лет занимался филателией (и продолжает это делать до сих пор), однако, в юношеском возрасте он всерьёз заинтересовался джазовой музыкой- сначала (ещё во времена СССР) ходил на концерты, читал редкие статьи и книги на эту тему, позже Игорю удалось собрать весьма интересную (по мнению знатоков жанра) коллекцию композиций всевозможных исполнителей джазовой музыки на различных носителях информации. Среди этих композиций встречаются довольно редкие произведения.
Здесь надо заметить, что по разным причинам коллекция может быть эффектной, производящей впечатление на всех окружающих, а может быть скучной для публики и интересной лишь самому собирателю. Так однажды я прочитал о нашем соотечественнике, который много лет собирал значки типа «Почётный донор» разных стран и набралось их более 3 тысяч штук. Несмотря на благородную тему коллекции, на мой субъективный взгляд,собрание производит весьма унылое впечатление однообразием, лаконичностью и цветом изображённого на каждом значке.
По мнению экспертов, изучающих современные коллекции, наибольший интерес у большинства людей вызывают разноплановые, межвидовые, разносторонние собрания, но объединённые общей темой (идеей). Например, положительное впечатление производит коллекция лошадей, но состоящая из фигурок, значков, открыток, почтовых марок, картин (и т. д.) с изображением любимого животного.При этом весьма неплохо, если предметом коллекционирования является не что-то местное и имеющее локальную популярность, а предмет, имеющий всемирную известность и международное признание.
После появления возможности путешествовать (у широких слоёв населения России) и появления ведущих международных брендов- в стране с новой силой проявился интерес к моде и всему, что с ней связано. Возникло целое поколение молодых российских дизайнеров и модельеров, началось активное применение мировых тенденций, появилась возможность изучения истории российской, советской и иностранной моды. Здесь логично упомянуть об Александре Васильеве (историке моды- как он сам себя называет, хотя его деятельность является намного более разносторонней и разнообразной), собравшем уникальную коллекцию предметов моды разных : эпох, стран, народов.. По некоторым оценкам, его коллекция насчитывает более 50 тысяч экземпляров (одежды, обуви, аксессуаров…). Впервые я прочитал статью о нём в начале 80-х годов (если не ошибаюсь) и рассказывалось в той статье об уникальной исторической коллекции нижнего женского белья, выстроенной в хронологическом порядке, согласно эволюционным (и революционным) изменениям этих ежедневно используемых предметов.
Много позже я узнал, что во многих (развитых) странах Европы, Америки, Азии существуют многочисленные энтузиасты, создающие свои коллекции (и даже музеи) на основе изделий одежды и обуви, выпускавшихся когда-то определёнными компаниями, многие из которых не дожили до наших дней. Особый интерес у меня, как у советского человека, одурманенного западной джинсовой пропагандой, вызвали обыкновенные (и не очень) люди (в основном, иностранцы), коллекционирующие различные вещи всевозможных джинсовых брендов. В одной из книг, изданной в Японии, я увидел много фотографий раритетных джинсовых изделий (курток, джинсов, комбинезонов, юбок), в том числе и американских фирм, популярных в нашей стране в 70-е годы (прежде всего: Levi`s, Wrangler, Lee). Эту книгу издали настоящие японские знатоки истории джинсовой моды.
Количество таких людей во всём мире постоянно увеличивается. На международных аукционах (в том числе и на интернет-аукционах) регулярно встречаются джинсовые изделия по цене в несколько тысяч (и даже десятков тысяч!) долларов. Цена джинсов, сшитых десять-двадцать лет назад, вырастает в разы. А уж что говорить о стоимости грамотно собранной коллекции подобных изделий, объединенных единой темой.


Рецензии