Земной рай

ЗЕМНОЙ РАЙ.

Будучи совсем маленьким я загрузил в котомку спелые сладкие яблоки и понес в соседнюю деревню Игнатово в километре от нас,что бы продать а на вырученные деньги купить большой кусок сладкой рыхлой халвы .Жили там в основном мордва и к нам относились они с большим недоверием,как и мы к ним.Но я почему то думал,что взрослые не дадут меня в обиду,всё обойдётся хорошо.Погода по обыкновению часто менялась,ветер  трепал листья на деревьях,как сумасшедший,но сверху палило солнце и было довольно жарко.

 За нашей деревней начинался спуск, узкая тропинка извиваясь, исчезала в обрывистом овраге, где игривым ручьём течёт прозрачная холодная вода, а в ней плещутся маленькие рыбки , пескари ,гальцы и редко язи. Местами ручей зарос кудрявым кустарником и осокой и его не было видно,но прохлада от него исходила как от холодильника. На обрывистом берегу снова луга с сочной зелёной травой стелились большим ковром,пёстрое стадо паслось в ложбине.Пастухи топтались на месте, покуривая махорку и о чём-то громко разговаривали. Пройдя через поле я шёл ложбиной, справа тянулся скотный двор и пахло навозом.

Навстречу по тропинке попалась сгорбленная старушка, встретившись со мной помолилась и что то прошептала своим скрипучим голосом.Деревня была не большая в два порядка,все хозяйственные постройки стояли спереди домов,ни как у нас .Дома тянулись от оврага в гору. В крайнем дворе вышла женщина, прижалась к стенке крыльца. Странно видеть было у этой широкоплечей некрасивой женщины изумление в глазах.-Что надо?-Сказала она нескладно и зло. Из сеней выглянул конопатый мальчик с большой головой и оттопыренными ушами и показал мне кулак. -Срам то какой!

-Сказала гневно женщина и толкнула его обратно в сени. Около сарая закричал петух громко на всю деревню и растопырив крылья быстро побежал за курицей,догнав её стал напористо тискать.Калитка захлопнулась,я пристально всматривался в незнакомый порядок.-Напрасная моя затея с яблоками.-Подумал я и косо посмотрел на тот двор откуда доносился грохот.Муж видимо,лохматый,небритый сволок руками эту бабу и бил кулачищем по спине,она вырвалась,выскочила из калитки,как угорелая ,побежав опрометью к соседям.Видимо,проснувшись от долгого похмельного сна был не в духе,судя по крику мальчика,досталось и ему.Я нехотя шёл по улице,ставя ноги на травку и посвистывал.

Вот заброшенная изба,с тяжёлой тесовой крышей ,потемневшей от частых дождей и мутными стёклами с зелёными отливами.Я открыл обитую войлоком дверь,запахло плесенью и сыростью. Сухая,унылая старушка с небольшим лицом ,сгорбленная стояла посередь избы.-Не вижу я.- Проговорила она беззубым ртом,легонько передвигаясь по некрашеному полу. -Окошко вижу, а тебя нет.- В избе было просторно, стоял стол из досок, и лавка на которой она сгорбившись сидела.В углу образа ,пахло лампадой.-Одна живу, одинешенька,а чей ты будешь? -Сказала,шамкая беззубым ртом бабка.-Евдокии Ивановны сын.-Ответил я не решительно.

-Как же я ее хорошо знаю,добрая женщина-Прошамкала она ,всматриваясь в мою сторону.-Вишь какая ,ничегошеньки не вижу.Земля забыла меня грешную.Жизнь проходит  в вечном одиночестве,никто ко мне не заходит.Живу с ощущением своей негодности.Прежде со мной все знались,относились с уважением,а теперь никто не заходит.-Я угостил её яблоками,а она улыбнулась и махнула рукой.-Сынок у меня зубов то нету,нечем жевать.Спасибо за доброту.-Я сходил принес ей ведро колодезной воды.-Спасибо сынок, спасибо! -Сказала она и задумалась,глядя в пустоту.-Одна прожила я эту не лёгкую жизнь,не с кем словом обмолвиться .А сейчас тем более,чужие люди воду иногда  приносят,похлёбку,кое как сготовлю,а в основном тюрю ем с молоком,а то и с водой,так то вот сынок,старость и слепота это боль.-Старуха вздохнула и на глаза навернулись слёзы.-Дитё то было бы,хоть криво,а стакан с водой подал бы в трудную минуту.-Старушка продолжала вытирать краешки глаз платком.

-Нонче день то хороший,солнышко на тебя светит и греет,а значит ты ему нужен,так то вот?-Она повернулась лицом к окошку,пытаясь разглядеть погоду.-Всяк человек живет на земле ,но не всегда по справедливости.-Она прошла вдоль стола,шаря сухой ладонью,будто что то искала.-Слышите птицы поют небесные,раздолье на земле,только не всем суждено видеть эту красоту.-Она снова присела на лавку,поправляя волосы на голове .Не видать теперь мне белого света,как своих ушей.Будто в темнице теперь живу,но душой я сильная ,всё одно нахожу минуты счастья,в воспоминаниях о прошлом.Об Егоре муже моём часто думаю.Молодые были,остро чувствовали жизнь.А познакомились,просто,вот так же громко постучал в дверь.Попросил водицы испить,притомился в дороге,потом остался на ночь,так и жить стали.-А что с ним случилось,где он?

-Спросил я не навязчиво.-Погиб на фронте.-Ответила она опустив голову. Вот в этом мире воспоминаний я и живу.А ваш мир я покинула давно.Держись за него сынок,это райская красота жить на земле и видеть утром восход солнца,цветы на полях и просто ощущать жизнь.
-Она проворно достала из кармана баночку с нюхательном табаком,помолчала,прислушиваясь.Взяла щепотку крепко нюхнула и резко чихнула, от чего у неё слезились глаза.-Ах ты господи,ах ты господи!

-Пролепетала она и перекрестилась мелко у рта ,после чего она  опустила голову видимо задремала. У магазина толпился народ,громко галдели на своём мордовском. Я шёл навстречу порывистому дуновению ветра,не слыша оклика ребят.На краю деревни я обогнул овраг и прытью побежал по узкой тропинке домой уверенный в себе и смотрел на этот мир другим счастливым взглядом ,приоткрывший чуточку занавес земного рая.



(Анатолий Котов)


Рецензии