Сказ ка о том, как бесы и нечистые духи истину гла

Автор:"Галилеянка".

Сказ(ка) о том, как бесы и нечистые духи истину глаголили
"чудо" изгнания бесов и исцеления тещи Симона-Петра

Лука 4

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Бог.
Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Экзорцизм - явление древнее, и корни его восходят к языческим верованиям и культам.

Профессор Аллан Нейдлер пишет: "На закате Римской империи одержимость бесами была настолько распространенным поверьем, что многие евреи в Палестине I века сочли, будто Иисус из Назарета — их богопомазанный спаситель только лишь потому, что умеет «изгонять» демонов. Это, собственно, и было первое записанное его чудо (Марк, 1:23–26). Но почти тысячелетие миновало с талмудической эпохи, ни одержимости, ни изгнаний никто не фиксировал — а вера в них воспрянула в середине XVI века".

Можно допустить и "оправдать" тот факт, что в 1 веке н.э. люди верили, что человек может быть "одержим злым духом", под которым подразумевались "неприкаянные души мертвых", льнувшие к живым. Но в наше-то время весьма странно воспринимать эти сказки всерьез.

С научной точки зрения, "одержимость" - один из видов психического расстройства. Соответственно, "одержимый" нуждается в совсем иного рода помощи, нежели "изгнание демонов".

С духовной точки зрения, согласно иудаизму, речь может идти о неких "энергетических сущностях", которые, впрочем, порождаются самим человеком, являясь следствием его грешных мыслей, желаний и поступков. Они безличностны, т.е. не способны "узнать" экзорциста и "повиноваться ему".

О "вредителях", о наших внутренних страстях, немало написано в Талмуде. Они существуют как некая энергия, порождающая различные мысли и чувства. Чем дальше от Б-га находится человек, тем сильнее и убедительнее действуют на него "логические доводы" злых духов, задачей которых является удалить его от мудрости Творца, приземлить к материальности мира и создать ощущение естественности и довольства грехом. Они оспаривают мудрость Творца, создают ощущение радости там, где Всевышний плачет. Эти "существа" представляют собой "клипот" (букв. перевод с иврита – "скорлупа", "шелуха", "оболочка"). Это каббалистическое понятие подразумевает Б-гопротивные демонические силы, которые рассеивают Б-жественный свет и питают бытие материального мира. Согласно книге Зогар, "клипот" появились после грехопадения Адама. Их можно, также, назвать темной стороной личности.

Иными словами, наши дурные мысли и поступки "рождают" этих существ. Никакие это не души мертвых, и не демоны ("падшие ангелы", слуги сатаны), которые, якобы, извне "вселяются" в людей. Неужели Всевышний допустил бы такой бесконтрольный "круговорот бесов в природе"?..

Возвращаясь к истории из НЗ, возникает вопрос: что делал "одержимый" в синагоге? Видимо, автор текста поместил его туда с целью оправдать христианское обвинение в том, что синагога - "сборище сатанинское", а посетители сплошь и рядом "одержимы демонами и служат сатане".

С какой бы стати злой дух провозвестил "истину" о том, что Иисус - бог и мессия? Типа, у иудеев "покрывало на глазах", и они воплотившегося бога не признали, а вот демоны - признали. Молодцы какие... И почему Иисус запретил бесам свидетельствовать о нем? Откуда они, собственно, знали его? Типа, они происходят из тех же духовных миров, что и он, и знают о нем истину, которую не должны передавать людям? Но это бессмыслица, если учесть, что эти "бесы" - лишь темная сторона личности человека, его дурное начало, которое он сам обязан побеждать в себе, и никто другой не в силах это сделать за него. Даже Б-г не будет насиловать волю человека, на то нам и дана свобода выбора.

В книге «Учение об обязанностях сердца», в переводе рава П. Перлова, написано: "И потому пусть не заботит тебя никакая другая война, кроме войны с ним (дурным побуждением), и никакое другое сражение, кроме сражения с ним, и пусть не отвлечет тебя война против того, кто далек от тебя, от войны против того, кто не расстается с тобой, и преследования со стороны тех, кто не в состоянии тронуть тебя без позволения [Творца благословенного], от преследований того, кто не спрашивает разрешения, находясь всегда с тобой. Рассказывают об одном праведнике, который встретил людей, возвращающихся с войны с врагами и захватившими добычу в ходе этой жестокой войны. Сказал он им: вот вы возвращаетесь с малой войны, захватив добычу; готовьтесь же теперь к большой войне! Они спросили его: что это за большая война? Он ответил им: это война против дурного побуждения и его воинства. И вот что удивительно, братья мои: всякий другой враг, который у тебя есть, после того, как ты победишь его раз и другой, отстанет от тебя и больше не придет ему в голову воевать с тобой, ибо он убедился в том, что что твоя сила превосходит его силу, и он теряет надежду победить тебя и справиться с тобой. Однако дурное побуждение не таково; недостаточно для него ни одной победы, ни ста побед, и оно не уступает независимо от того, победило ли оно тебя или же ты победил его. Ведь если оно победит тебя, то погубит; а если ты победишь его раз, то оно будет подстерегать тебя все дни твоей жизни, чтобы когда-нибудь победить тебя, как сказали наши учителя, будь благословенна их память: "Не верь самому себе до дня своей смерти" (Пиркей Авот 2:4). И оно не пренебрегает даже самым малым из твоих дел, пытаясь одержать в нем победу над тобой, чтобы сделать из того себе ступеньку - и победить тебя после в более важном деле"

Удивляет, почему бес назвал Иисуса - Назарянином? Вероятно, в те времена еще и самого Назарета не существовало, он появился на пару веков позже, и лишь тогда оформилась традиция возводить христианство к этому городу. "Отсутствие упоминаний о Назарете в текстах первых двух веков заставляет предположить, что либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги" (Г.Гече)

Выходит, Лука спроецировал гораздо позже возникший эпоним "Назарянин" на Иисуса, при том, что очень вряд ли его могли так называть при жизни. Греч. слово "назаренос" (житель города Назарет) упоминается всего несколько раз в НЗ, в частности, у Марка, причем, одно из упоминаний - в параллельном эпизоде о бесах. А вот у Луки используется похожее слово "назарайос" - назорей. Отсюда, видимо, и пошла путаница. Назореем Иисуса может и считали при жизни, а вот назаретянином стали называть в поздней христианской традиции.

"Страх и ужас" от созерцания экзорцизма мог напасть лишь на суеверных язычников, а на посетителей синагоги - очень вряд ли. Возможно, простой еврейский народ и мог верить в "одержимость", но верили ли в это ученые Иудейские мужи? Сомневаюсь.

Кроме того, вся эта история происходила в Шабат! И куда же делись вездесущие фарисеи-обвинители?! Тут такое творится, а их нет... Фарисеи потерялись!  А без них некому порываться забить Иисуса камнями, сбросить со скалы, распять и иже с ним...

И как именно теща стала "служить" после своего исцеления? Ведь Шабат на дворе! Вместо того, чтобы дать пожилой женщине очухаться от болезни и отдохнуть, её припахали к служению, да еще и в субботу... И куда фарисеи глядели??..

После происшествия в синагоге и "исцеления тещи" Иисус стал возлагать руки на больных. Но почему он это делал ночью ("при захождении солнца")?! Странное время для того, чтобы творить добрые дела. Трудно представить себе эту сцену: ночь, куча одержимых людей, бесы с криками выходят из них, и Иисус посреди всего это гвалта...

Хоть он и запретил бесам сказывать о том, кто он (то ли мессия, то ли бог, то ли сын божий; бесы, видимо, и сами еще не определились), тем не менее, мы сейчас знаем об этом. Бесам-то он запретил, а вот евангелистам - нет. И какой в этом смысл?..


Рецензии