Михайло Ломоносов - хрестьянский сын
Всякий в государстве ли, в земле ли какой или во граде живущий человек, почитая себя средством, долженствует своему отечеству и каждому своему сочеловеку служить и быть полезен.
Н. И. Новиков
Советский кинорежиссёр Александр Прошкин не только доказал, но и показал на большом экране своим художественным фильмом, что может поднять художественную планку ещё выше. И так высоко, что у его коллег от профессиональной зависти, даже ревности, может закружиться голова. И ярким свидетельством тому является телесериал «Михайло Ломоносов», который в последний день холодной весны 2017 года завершился на телеканале «Культура».Остаётся только поблагодарить администрацию данного канала за приятную возможность лишний раз насладиться замечательным художественным творением великого художника. Трудно удержаться от пафоса после просмотра советского телесериала. В буквальном смысле с нетерпением ждёшь просмотра каждой новой серии и не отрываешь взгляд от экрана до окончания каждой серии. Конечно, есть просчёты, шероховатости, но не хочу и не буду на них останавливаться, тем более акцентировать на этом внимание зрителей. В целом оценка положительная. И это - главное!
Идея фильма – диалектическое противостояние и борьба двух исторических классов:богатых и бедных. Богатых самодержцев в центре и бедных их поданных, рассеянных по всей дикой и глухой стороне от центра до самых до архангельских окраин и северного Белого моря. И победа в этом противостоянии во многом зависит от науки. И не столько в противостоянии, сколько вообще в прогрессивном развитии человечества без разделения его на границы, расы, классы, кланы, нации, религии, культуру, языки…
Трудно в истории и науке найти ещё одну такую яркую и гениальную историческую личность, как архангелогородский мужик – крестьянин Михайло Ломоносов. Или, как называла его жена – немка, - Михель. То, с каким упорством и даже агрессивностью он отстаивал в жизни общенародные интересы, общенародную идею, общенародную задачу, остаётся только мечтать. Пожалуй, только Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. М. Горького можно поставить рядом с этим народным титаном и атлантом. В этом архангельском мужике - крестьянине отразилась вся широкая и необъятная русская крестьянская натура, бескрайняя христианская душа, которую, как известно, хотел сузить Ф.М. Достоевский. Как говорится в народе, на какой земле уродился, там и пригодился.
Можно ещё долго восторгаться всеми многосторонними гранями гениальности народного самородка, но хотел бы остановиться на главном. О долгих трудных и мучительных размышлениях учёного и прежде всего о том, что движет человека в бесконечном и неустанном познании природы и общества? Какая причина способствует этому? Над этим загадочным и даже мистическим вопросом бились и другие мировые учёные мужи и умы.Мыслители.
Как мне кажется,образный ответ на этот вопрос даёт русская народная мудрость, выстраданная самой жизнью и выраженная в поговорке «Долг платежом красен». Ведь каждое новое молодое поколение на земле, по существу, продолжает и развивает начатое старшим поколением и должно в первую очередь обеспечивать преемственность поколений,чтобы не прерывалась связь времён и имён.И,как говорил Н.А.Некрасов,чтобы не ударил один конец разорванной исторической цепи по барину,а другой-по мужику. Тем самым оплачивать долг поколениям,"унесённых ветром", задолженность,долженствование своими должностными и служебными обязанностями. Вот этой, на мой взгляд, простой и прописной истины не понимали и даже не хотели понимать противники Михайло Ломоносова как в академии, так и в царском дворе. И среди них были, как отмечал и сам Михайло Ломоносов, не только иностранцы, но и свои, западники, русофобы…
А позднее к ним примкнули стиляги,штатники...
Свидетельство о публикации №217060500962