Мудры ли змеи, и просты ли голуби?

Евангельский Иисус призывает своих последователей: Матф. 10:16 "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".

Давайте-ка разберемся с символикой змеи и голубя.

С античных времен змея действительно являлась олицетворением мудрости. Так считали... в Древней Греции! Соответственно, "мудрость змеи" - это типичный эллинизм (восходящий, в свою очередь, к Древнему Египту и его культу Змея), который не имеет ничего общего с иудейским мировоззрением.

"В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда — териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания. В мистериях змея ассоциируется с божествами-спасителями и, кроме того, связана с мёртвыми, в частности, с умершими героями. Жизненное начало или душа покидала тело в облике змеи, и души умерших могут перевоплощаться в змей. Змея — символ Зевса-Хтониуса, также фаллический символ, иногда изображается обвившейся вокруг яйца — символа жизненной силы, олицетворяет ещё страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу".

В Торе, и, соответственно, в иудаизме, змея - это олицетворение дурного начала, прообразом чего послужил змей-искуситель из Сада. Змея символизирует темные, злые силы в человеке.

"Всего, что ползает на брюхе: не ешьте". Именно в слове "брюхо" находится вертикальная буква "вав" (она выглядит как вертикальная палочка), которая делит текст Пятикнижия ровно пополам. Здесь эта буква выделена особо и написана гораздо крупнее остальных букв свитка Торы. А всё, "что ползает на брюхе", — это змеи ("на брюхе своем ходить будешь"). Какой в этом смысл? Согласно аллегорическим толкованиям, Змей, до того, как был проклят, ходил, преисполненный гордыней, на двух ногах (напоминая букву "вав"), как и человек. Тот, кто дерзко и гордо задирает нос, презирая окружающих, заслуживает того же проклятия". (Мэяйна шэль Тора).

Рав Гедалия Спинадель учит: "Интересно, что числовые значения слов "машиах" (мессия) и "нахаш" (змей) — равны. Комментаторы объясняют: в будущем, на заключительном этапе истории, Машиаху предстоит искоренить в мире влияние "змея" (как символа искуса, подстрекательства, криводушия)".

Кроме того, еврейская традиция учит: "Змей символизирует злой язык. Что такое "дурной язык", где его корни? Даже если сказанное является правдой, корень его в неправильном взгляде, в углублении в отрицательные стороны действительности. Это - правда, но правда относительная, когда действительность воспринимается лишь частично, не цельной картиной. Так происходит у змея, когда он говорит злоречие о Творце, что в день, когда Адам и Ева поедят от дерева они не умрут, но у них откроются глаза. И, вроде бы, все, что он сказал, исполнилось. Они не умерли, и сама Тора свидетельствует, что у них открылись глаза. Но дело в том, что это была лишь часть общей картины. Они начали умирать, лишь день их смерти был отодвинут, и глаза их открылись видеть добро и зло, но потеряли более высокое видение. "Злой язык" - это также неправильная интерпретация, неправильный "комментарий" фактов. Это происходит из-за изначально неправильной позиции, из-за изначальной негативной настройки".

Ис. 11:6-9 "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и пантера будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море".

Все "отрицательные" качества, присущие этим хищникам, в их проекции на характер человека, получают возможность к исправлению в момент избрания и получения Торы, и будут полностью искоренены в Мире Грядущем. Последним "качеством" выступает змея – дурное начало. Всевышний, как известно, положил вечную вражду между змеем и человеком, в знак чего Талмуд, кстати, устанавливает, что убить змею позволено и в субботу (Шабат 121б), и в духовном, и в буквальном смысле.

Исходя из вышесказанного, призыв быть "мудрыми, как змеи" весьма и весьма подозрителен, и свидетельствует о том, что высказывал его человек, принадлежавший скорее к эллинистической, нежели к иудейской культуре!

Теперь разберемся с голубями.

Что значит "будьте просты, как голуби"? Простота, зачастую, ассоциируется с глупостью и юродством (метафора "глупого голубя" упоминается в пророчестве Осии (7:11)), в особенности в паре с высказыванием Павла "но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых" (1кор. 1:27). Не поэтому ли христиане презирают еврейских мудрецов и отвергают Тору?

Рав Натан Агрес учит: "Голубь является олицетворением еврейского народа (наряду с некоторыми другими представителями животного мира), мы находим это в Песни Песней (2:14, 5:2, 6:9) и в других местах в Танахе. Это связано с целым рядом «качеств» голубя, основное из которых — супружеская преданность: когда голубка выбирает себе супруга, она верна ему до конца и не принимает других. Так и еврейский народ: с тех пор, как Всевышний вывел нас из Египта и дал нам Свою Тору, мы храним Ему верность, несмотря ни на какие трудности и испытания. И хотя сегодня значительная часть евреев отошла от веры, это — только на поверхности и под страшным давлением факторов, о которых нет возможности говорить здесь подробно. Но в глубине души большинство очень близко к своему духовному Источнику. И, слава Б-гу, мы видим, как растет число тех, кто ищет пути к Нему и стремится занять свое место в еврейском народе, место, которое не может занять никто другой. Голубь верен не только супругу, но и детям и, вообще, гнезду. Так и евреи самоотверженно передают Традицию из поколения в поколение и не оставляют Тору и Землю Израиля. Почти во все, даже самые трудные, времена были единицы, жившие на Земле Израиля. Около тысячи лет после разрушения Второго Храма многие евреи совершали паломничество в Иерусалим три раза в год, в память о паломничестве, предписанном Торой в три праздника: Песах Шавуот и Суккот.

Еще одно значимое свойство голубя — его готовность к самопожертвованию: он как бы добровольно «закидывает голову назад», давая возможность человеку зарезать его. Так и еврейский народ: когда было необходимо пожертвовать собой ради Торы, мы шли на это, причем, кажется, это феномен, практически не имеющий аналога у других народов! Мидраш подчеркивает красоту и, одновременно, скромность голубя — свойства, которые, в идеале, должны быть присущи еврейскому народу. Принося в жертву голубей (будь то всесожжение или другие виды жертвоприношения), человек как бы говорит Всевышнему: я — представитель этого народа, народа, уподобленного голубю в самых глубинных свойствах. Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (комментарий к Ваикра) кроме того поясняет: голубь символизирует того, кто подвергается страданиям и гонениям. Даже, не дай Б-г, страдающий и гонимый человек должен помнить, что все находится под полным контролем Всевышнего и что муки не напрасны, а ведут к счастью и добру. И даже в этом состоянии человеку следует верно исполнять долг, возложенный на него Всевышним."

Выходит, голуби не настолько просты, как кажутся. И быть "простым, как голубь" понятие неоднозначное, в особенности, если эта простота (в христианстве) граничит с глупостью и подразумевает нежелание учить Тору, достигать мудрости и жить в соответствии с заповедями Всевышнего, т.е. нежелание трудиться, прилагать усилия, исправлять свой характер, чтобы приближаться к Б-гу.

***

Итак, человек вовсе не должен уподобляться змее! Совсем наоборот, его задача заключается в том, чтобы непрестанно бороться со своим "внутренним змеем", и достигать праведности.

Тора - источник мудрости. Без нее, по определению, невозможно быть мудрым в вопросах, касающихся духовности. Поэтому, сказать человеку "будь мудр" и не научить его Торе, это все равно что сказать ему "будь сыт" и не дать ему хлеба.

Что касается голубей, то, уподобляясь им, следует:

1. Быть преданным Единому Творцу и Его Торе.
2. Сохранять супружескую верность и преданность.
3. Быть готовым к самопожертвованию (освящение Имени Всевышнего).
4. Являть собой пример скромной красоты (и внешне, и внутренне).
5. Помнить, несмотря ни на что, о своем долге перед Творцом.

Будьте мудры, но не как змей, который был хитрее всех; и просты, но не как юродивые.

Рав Бенцион Зильбер: "С точки зрения Торы, подходить к жизни просто значит решать все вопросы прямо, на основе её заповедей, не строя сложных комбинаций, не ища обходных путей, корысти, выгоды, личной пользы, не руководствуясь самолюбием, что неизбежно приводит к ущемлению интересов других людей, а то и заранее рассчитано на такое ущемление".


Рецензии