Иоанн-креститель - пророк Элиягу?!

Автор:"Галилеянка".

 Иоанн-креститель - пророк Элиягу?! ("второе пришествие" Илии)


Лука 1:13-17:

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

Интересно, откуда Лука, ученик Павла, мог с такой точностью знать, что именно говорил "ангел" Захарии, отцу Иоанна? Если Павел - "апостол, избранный самим богом", то Лука-то рангом пониже будет... Но судя по его евангелию получается, что он пророк похлеще своего учителя. Грек-пророк... Хотя, скорее, прорицатель, поскольку, в данном случае, он писал не о том, что будет, а о том, что уже было. Ну-да ладно, это очередное христианское "чудо"...

Посмотрим, насколько хорошо "ангел" помнил пророчество:

Малахия 4:1-6:

1. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3. и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4. Помните Закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Еврейский перевод:

Малахи 3:19-24:

Ибо вот приходит день тот, пылающий, как печь; и станут все надменные и все творящие преступление, как солома, и спалит их день грядущий тот, сказал Г-сподь Ц-ваот, так что не оставит им ни корня, ни ветви. И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление – в крыльях его, и выйдете, и умножитесь, как откормленные тельцы в стойлах. И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших в день тот, который определяю Я, сказал Г-сподь Ц-ваот. Помните Тору Мошэ, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хорэйве для всего Йисраэйля, уставы и законы. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного.

"Ангел нового завета" явно неточен, возвещая о рождении Иоанна. Да и к чему эти "чудеса", если сам Иоанн признался, что он - не Илия и даже не пророк. Ин. 1:21 "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет".

Всевышний, через пророка Малахию, говорит о том, что пошлет не кого-то "в духе и силе Илии", а самого Илию, перед наступлением дня Господня. И Творец призывает: помните Тору Моисея! Пророк Илия придет, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца к приходу Машиаха. Есть также мнение, что его задачей будет являться объединение еврейских семей (отцов и детей) разбросанных по разным странам и общинам.

Чуть раньше, пророк Малахия описывает то, что будет происходить непосредственно перед тем, как придет Илия:

Малахия 3:12-18:

12. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
13. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
14. Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
16. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

Явно речь идет о времени после образования государства Израиль. Это пророчество нельзя отнести к периоду жизни новозаветных персонажей. Сейчас, в наши дни, действительно многие народы считают землю Израиля вожделенной. А еврейский народ, после обретения независимости, и в самом деле сетует Б-гу о том, что, мол, какой прок в праведной жизни, когда все окружающие народы (в духовном плане речь, как мне кажется, в первую очередь о христианах) - живут в беззаконии и "здравствуют", и искушая Б-га - остаются невредимы. Для многих христиан, кстати, этот фактор является решающим, "подтверждая их правоту", мол, евреи страдают, значит неугодны богу, а мы процветаем, значит у нас всё ок.

Но что же происходит на самом деле? Даже если вокруг все живут в беззаконии, Всевышний всё подмечает, и имя каждого, боящегося Его, записывается в Книгу для дальнейшего помилования. И действительно, в наше время появляется всё больше и больше людей, которые начинают понимать четкую разницу между праведником и нечестивым, между служащим Б-гу и не служащим Ему!

Выходит, мы, евреи, тоже ожидаем "второго пришествия", только не Машиаха, а пророка Илии!

Причем тут некий Йоханан бен-Захария, живший, предположительно, в первом столетии нашей эры?  Его личность явно отличалась от личности Элиягу. И даже если он действительно призывал Израиль вернуться к Торе Моисея (что совсем не очевидно из писаний НЗ) - то это еще не говорит о том, что он - Илия.

Сколько раз, согласно христианскому преданию, Илия приходит на землю?

Первый раз: его историческое рождение а затем вознесение.
Второй раз: "воплощение" в теле Иоанна-крестителя и смерть посредством обезглавливания.
Третий раз: встреча и беседа с Иисусом на горе "преображения".
Четвертый раз: приход в качестве одного из "двух свидетелей", согласно Откровению (11 гл.) Предположительно, это может быть отдаленной аллюзией на то, что, согласно иудейской традиции, Илия - один из двух светильников предстоящих перед Б-гом и помазанных Им (Зах. 4:14).

В еврейской традиции пророк Илия действительно удостоился особой роли. Еврейский народ всегда видел в нем спасителя и защитника, расстраивающего козни ненавистников Израиля. И так сказал, согласно преданию, р. Элазару один из великих людей народов мира: "Каждый год пытаемся мы уничтожить вас, но один старик, Элиягу га-нави, появляется и расстраивает наши планы".

Люди, жившие в непростой период начала новой эры, действительно принимали многих за Илию. Однако, это всего лишь отражает вечные надежды еврейского народа на освобождение. Когда тяжело, когда враг порабощает и властвует на Святой земле, когда пытаются осквернить веру во Всевышнего, то Илия или Машиах будут чудиться "в каждом встречном".

Проблема христианской догмы в том, что она максимизирует, мифологизирует и абсолютизирует эту нашу еврейскую надежду и чаяние. Тот факт, что кто-то, когда-то, посчитал кого-то Илией или Машиахом, вовсе не доказывает, что те люди ими действительно являлись (Иисуса тоже принимали за Илию). Нет совершенно никакого смысла выстраивать свою религиозную идеологию на столь шатком основании.

Когда эти личности, Илия и Машиах, действительно придут, я думаю, их приход не останется незамеченным для всех жителей нашей планеты.


Рецензии