Пушкинский лицей. С днём рождения, Александр Серге

В недавней поездке в конце мая в Молдавию, обязательно хотел побывать в Доме-музее А.С. Пушкина в Кишинёве, и увидеть там экспонат, который был приобретён музеем в 1987 году на первом в Советском Союзе книжном аукционе, прошедшем в Ленинграде.
Тихая улочка в центре Кишинёва, уставленная старыми одноэтажными домами. Вывеска. Зашёл. Вышедшая смотрительница удивилась и обрадовалась - редко к ним теперь заходят. Всё показала. С горечью посетовала, что вековой дуб, росший в крохотном дворике музея, рядом с домом, где останавливался А.С. Пушкин, не выдержал недавнего полуметрового майского снега, рухнул, снёс одну трубу на домике и пробил его крышу.
Сказал, что приехал из Петербурга, чтобы посмотреть на книгу, которая когда-то принадлежала мне, и была приобретена музеем. Стали искать. Нашли формуляр. Вынесли книгу "Пушкинский лицей", автор Яков Грот. Обтрёпанная, без обложки, бумага дешёвая. Не моя. Моя была в кожаном прекрасном переплёте, на веленевой бумаге, с ведомостями всего курса пушкинского выпуска и, главное, с автографом - подарена издателю Суворину. О чём я и сказал расстроенным сотрудницам музея. Очень они огорчились. Равно, как и я.
Бывает...
Обменялись подарками: я - свою книгу стихов подписал, они - буклет музея, и электронными адресами.
По приезде, дня через два получил письмо от новых знакомых. Нашли они мою-свою книгу. Она в экспозиции была. И попросили написать, как она мне попала. И я им написал:
- Рад, что всё так славно закончилось с книжкой Якова Грота. Было бы жаль, если бы её музей потерял.
Я её приобрёл в 1967 году, когда учился на первом курсе Ленинградского государственного университета. На занятиях по физкультуре (я занимался лёгкой атлетикой, бегом на длинные дистанции) у одного из первокурсников-филологов увидел эту книжку. Он её листал в перерыве. Попросил посмотреть. Он и говорит:
- Вот, приходится расставаться. Денег нет.
- А сколько ты хочешь? - спрашиваю.
- За сколько купил в буке, за столько и отдам, если возьмёшь, - отвечает.
Смотрю, она была продана за 5 рублей. Для студента большие деньги, если учесть, что стипендия была 35 рублей (зарплата инженера тогда была 120).
- Вот, - говорю, - у меня есть 3 рубля, остальные отдам на следующем занятии (мы учились на разных факультетах и встречались только на физкультуре).
По каким-то причинам следующее занятие (они были раз в неделю) я пропустил.
Он разыскал меня на неделе после того на моём факультете журналистики и попросил отдать недостающие 2 рубля. А у меня, как на грех, нет денег совсем. Пришлось занимать. Едва нашёл.
И через 20 лет ко мне обратилась организатор первого в СССР книжного аукциона Галина Ивановна (директор самого крутого букинистического магазина-салона, что на Невском, в том доме, где была кофейня Вольфа, из которой А.С. Пушкин уехал на дуэль). Я помогал ей организовывать этот аукцион, дважды писал о нём в Ленинградской правде или в Вечернем Ленинграде (уже не помню). Попросила из моей богатой библиотеки дать какую-нибудь сильную книгу, чтобы торг хороший завязать. И я, скрепя сердце, выделил этот свой том. И даже был рад, что книга попала в музей. Посчитал, что там ей будет самое место: всё-таки раритет. Многие его увидят.
06.06.2017


Рецензии