Залог Духа. Кто и кому задолжал?

Автор:"Галилеянка".

2кор. 1:21,22 "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши";
2кор. 5:4,5 "Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа".

Греческое слово, употребляемое в цитатах (;;;;;;;; - аррабОна) является калькой с ивритского "иравон", которое переводится как: "задаток", "залог", "заклад". Хотя, на самом деле, юридически, "задаток" и "залог" - это разные вещи.

Задаток – это некоторая сумма денег, которая является своеобразным гарантом обеспечения выполнения всех пунктов договора и входит в счет будущего платежа. Договор получения задатка регулируется Гражданским Кодексом, и имеет письменную форму заключения. При заключении сделки, задаток выполняет три функции: во-первых, использование задатка является основанием для утверждения заключения договора; во-вторых, существует платежная функция задатка, так как он является первым взносом в счет всей суммы; и в-третьих, задаток является некоторой гарантией, что договор будет выполнен в полной мере.

Залог представляет собой гарантию возврата материальных средств. Вместе с залогом кредитор приобретает право реализовать объект залога в том случае, если должник откажется или не сможет по какой-либо причине исполнять свои долговые обязательства.

Как христиане понимают этот вопрос:

"Святой Дух называется «вкладом», «печатью» и «залогом» в сердцах христиан (2 Кор 1:22; 5:5; Еф 1:13–14; 4:30). Святой Дух является Божьей печатью на Его народе, Его правом на нас, как на Его собственность. Греческое слово, используемое здесь и переведенное как «залог», означает часть денег, товаров или имущества, переданных заранее в качестве гарантии выплаты оставшейся части. Дар Духа для верующих является авансом нашего небесного удела, который Христос обещал нам и утвердил для нас на кресте. Именно потому, что Дух запечатал нас, нам гарантировано спасение. Никто не в состоянии сломать Божью печать. Святой Дух дается верующим в качестве «первого взноса», чтобы гарантировать нам, что мы как дети Бога получим свое полное наследие. Святой Дух дан нам для подтверждения того, что мы принадлежим Богу, Который дарит нам Своего Духа «через веру – Его великой добротой» (Еф 2:8–9). Благодаря дару Духа Бог обновляет и освящает нас. Он производит в наших сердцах те чувства, надежду и желания, которые являются доказательством того, что мы приняты Господом, что Он считает нас Своими детьми, что наша надежда является подлинной и что наше искупление и спасение гарантированы таким же образом, как печать гарантирует исполнение воли или договора. Бог дарует нам Своего Святого Духа как некий залог того, что мы навсегда принадлежим Ему и будем спасены в последний день. Доказательством присутствия Духа является измененное Ним сердце, ведущее к покаянию; плоды Духа (Гал 5:22–23); соответствие Божьим заповедям и воле; стремление к молитве и Его прославлению и любовь к Его народу. Эти аспекты являются доказательством того, что Святой Дух обновил сердце и что христианин запечатан до дня искупления. Таким образом, мы запечатаны и утверждены до дня искупления, с полной свободой от греха и могилы, благодаря Святому Духу, Его назиданию и руководящей силе. Имея печать Духа в наших сердцах, мы можем жить радостно, с уверенностью в нашем будущем, которое будет исполнено невообразимой славой".

Начнем издалека. Безусловно, подобная философия восходит к эллинизму, и, в частности, - к платонизму. К примеру, философ Посидоний (ок. 135-51 г. до н.э.) учил, что "Человек есть единство души и тела, а дух - бог, гостящий в человеке" (Сенека, Epist 31). Примерно здесь же кроется и христианское представление о "троичности" человека, которое затем вылилось в представление о "троичном, трехсоставном божестве". Поэтому, неудивительно, что авторы НЗ вещают о том, что "святой дух", как личность бога, обитает, "гостит" в христианах. В общем-то, вполне себе приличное языческое представление, которое считалось довольно прогрессивным в рамках стоического просветительства в древней Греции.

Кстати, давайте, по ходу, сравним учение Посидония с еще одним местом в НЗ: "учение о демонах превращается у Посидония в предмет философского исследования, в область применения логических определений и классификации. Через область демонического происходит непрерывный переход от мира человеческого к миру божественному, от богов видимых к богам невидимым. Четкое разграничение отдельных областей не исключает господствующей всюду текучести и взаимных переходов. Падают твердые грани между человеком и животным, между миром органическим я неорганическим, между жизнью и смертью, между душой и телом, между мужчиной и женщиной. В мире социальном, исчезает противоположность между эллинами и варварами, между свободными и рабами, между национализмом и космополитизмом".

Гал. 3:28 "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" - по-моему, налицо очевидная реминисценция на эллинистическую философию стоиков-платоников.

НО, попытка соединить подобную философию с иудаизмом... чревата катастрофой!

В связи с потребительским учением церкви о "залоге Духа", выходит, что Б-г у христиан выступает должником, в то время как сами они являются кредиторами, которые милостиво соглашаются "поверить в Иисуса", чтобы сразу же получить задаток (аванс) в качестве части от общего долга, который будет выплачен в вечности, на небесах.

Давайте посмотрим, что же Б-г "задолжал" христианам.

Христианский бог обязуется предоставить верующим в него (исходя, хотя бы, из вышеприведенной цитаты о том, как сами христиане трактуют "залог Духа"):

- небесный удел + полный набор вечных блаженств;
- гарантию спасения;
- полное наследие на небесах;
- обновление и освящение (без приложения усилий со стороны христиан);
- обязанность производить в сердцах христиан чувства, постоянно подтверждающие и доказывающие им, что они: дети божьи, что их надежда на спасение является подлинной и наследие им гарантировано;
- волшебное изменение сердец (опять же, без приложения каких-либо усилий со стороны самих христиан) + "дары духа" (по необходимости);
- полную свободу от греха и могилы;
- невообразимо славное будущее.

Так-так, а где же обязательства христиан по отношению к Б-гу? Что же это за односторонний договор такой? Прямо варварский договор какой-то, делающий одну сторону рабом другой... Как видим, христиан не интересует очищение, послушание заповедям, мудрость и праведность, приближение к Святому Творцу и исправление мира. Главное - это спастись от ада, получить славное наследство и вечное блаженство на небесах...

Так кто и кому задолжал, и кто кому раб на самом деле? Допустим, церковь условно (на словах) считает себя рабой Христа, но по отношению к Б-гу она выступает кредитором, предлагая в кредит христианские души, а взамен требуя совсем не хилые дивиденды.

Выгодная инвестиция, однако.


Рецензии
Заблуждаетесь не зная Писания.

Виктор Кожанов   30.06.2021 11:34     Заявить о нарушении
Это правда. Человек заблуждается.

Нина Богдан   07.09.2023 09:38   Заявить о нарушении